Красноярский край, в силу своего геополитического положения, мог бы стать сибирским Эльдорадо, но пока им не стал. А в результате различных преобразований начала девяностых годов, понес ни с чем не сравнимые убытки. Красноярцы уже смирились с тем, что хорошего ждать, по крайней мере, в обозримом будущем не надо. И именно в этот момент, как гром среди ясного неба, из краевой администрации была принесена весть о снижении для населения тарифов на электроэнергию. Для того, чтобы это объявить надо иметь либо мальчишескую дерзость, за которой нет трезвых экономических расчетов, либо уверенность в том, что располагаешь реальными рычагами влияния на ценообразование.
Такого не только в постприватизационной России, но и во всей истории нашего государства еще не было. Мне кажется, что для господина Чубайса, с его детищем РАО «ЕЭС России», такой нестандартный шаг может расцениваться как пощечина. Все реформы РАО не предусматривали снижения тарифов на электроэнергию. А новый Красноярский губернатор, который открыто заявил о себе как о кризисном управляющем, сделал это. Если отбросить политические мотивы, основанные на особенностях предвыборной компании, то Александр Хлопонин, став губернатором, повел себя настолько нестандартно, что его возможность убедить энергетиков в 15 процентном снижении тарифов, а это только начало, некоторые бизнесмены восприняли как вызов.
Мы попросили заместителя губернатора Красноярского края Сергея Михайловича Сокола ответить на несколько вопросов, связанных с территориальным топливноэнергетическим комплексом.
Сергей Михайлович, что стоит за снижением тарифов на электроэнергию для населения Красноярского края политический ход, либо попытка стабилизации оптимальных экономических условий, на которые может пойти край в современных условиях?
Давайте исходить из фактов. Александр Хлопонин добился снижения тарифов на электроэнергию для населения Красноярского края. Соответствующее постановление о снижении тарифа на 15%, до 46 копеек, принято Региональной энергетической комиссией Красноярского края 15 ноября 2002 года. Иначе говоря, эта комиссия приняла постановление № 25, в котором установлены новые тарифы на
электроэнергию для населения и приравненных к ним потребителей. Впервые в новейшей истории тарифы были снижены. Теперь 1 кВт/час электроэнергии для населения стоит не 54 копейки, а 46 копеек, снижение составило 15%.
Реальная экономия от этого снижения для каждой семьи составит 3040 рублей в месяц. Для достижения этой цели губернатор края и его администрация провели серию переговоров с энергетиками и угольщиками на разных уровнях. В период исполнения жесткого бюджета все монополисты энергосистемы на территории края должны взять на себя часть груза социальной ответственности. К такому взаимопониманию удалось прийти в ходе проводившихся переговоров. Решение о снижении тарифов на электроэнергию дополнительно защитит жителей края в условиях предстоящего перехода на уровень 90% оплаты населением стоимости услуг ЖКХ.
Постановление РЭК №25 от 15.11.2002 г.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
|
15.11.2002 г. |
г.Красноярск |
№25 |
О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Красноярского края «О тарифах на электрическую и тепловую энергию» от 28.12.2001 г. № 40/1.
На основании Федерального закона от 14.04.1995 г. №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» Региональная энергетическая комиссия
ПОСТАНОВИЛА:
1. Внести следующие изменения в постановление «О тарифах на электрическую и тепловую энергию» от 28.12.2001 г. № 40/1:
в приложении 1. строку п/п № VIII по группе потребителей «население и приравненные к ним потребители» дополнить текстом следующего содержания: «...с 15.11.2002 года 46,0».
2. Указанные изменения ввести в действие с 15.11.2002г.
Председатель РЭК
М. И. Полютов.
|
Работа по формированию прозрачной схемы энерготарифов продолжается. Пока стоимость киловаттчаса электроэнергии для промышленных предприятий и объектов бюджетной сферы остаются прежними.
И все же открытым остается вопрос: как удалось понизить тариф на электроэнергию для населения?
Это вписывается в общую концепцию губернатора по выстраиванию жизни в крае. Процесс налаживания взаимоотношений внутри и вокруг краевого ТЭК будет продолжаться и впредь, вплоть до уровня муниципальных образований. Конечная цель выстраивание абсолютно прозрачной для всех модели взаимосвязей в ТЭК. Никаких секретных протоколов мы ни с кем из участников переговорного процесса подписывать не будем. Ни одна из отраслей не будет жить за счет другой.
Работа с тарифами продолжится. У нас еще не определены тарифы для выделенного потребителя, бюджетников, промышленных предприятий. При этом все будет просчитано, чтобы не возникло никаких конфликтов, которые могут отразиться на жизни людей. Если они все же будут, то мы намерены привлекать административный ресурс, чтобы урегулировать вопрос. Причем, принимая решения, власть заранее договаривается с теми, кого эти решения касаются. Поэтому в следующем кризисном году нам предстоит досконально разобраться, что происходит на территории края, кто кому платит и кто кому должен, на чем теряются деньги, как уйти от перекрестного финансирования.
Конфликт между угольщиками и энергетиками способен свести на нет все усилия краевой администрации в условиях столь капризной нынешней зимы. Какие аргументы, возможности демонстрирует новая администрация для погашения конфликта?
Обе эти стороны хозяйствующие субъекты. И цель у них одна заработать как можно больше денег. Для этого каждый стремится как можно больше «задрать» цену на свою продукцию. И только у краевой администрации совершенно другая цель в этом хозяйственном споре, она своей основой опирается на интересы большинства рядовых граждан, проживающих на территории. К сожалению, постприватизационный период России вызвал к жизни новые правила, по которым, мы уже столкнулись с этим, администрация не может выступать на подобных переговорах в роли настолько сильной стороны, насколько нам бы этого хотелось. Рычаги управления власти оказались в изрядной степени утеряны, как и уважение к власти в целом. Поэтому мы хотим вернуть уважение к краевой власти, которое она утратила, возможно, по своей собственной вине. Так что на трехсторонних переговорах с угольщиками и энергетиками мы будем занимать активную позицию, а не позицию наблюдателей или организаторов переговоров. И эта позиция обусловлена настоятельными требованиями большинства людей, которых почемуто называют просто «населением». Для нас этот термин неприемлем, потому что «население», по логике, это и мы с вами, и те, кто создает условия для жизни и производственной деятельности края. Иначе говоря, это люди, на благо которых должна работать администрация, выборные органы власти.
Исходя из соображений экономической целесообразности, не переступая интересы жителей края, мы хотим, чтобы на любом рынке была конкуренция, чтобы соблюдался баланс интересов всех сторон, будьто ФПГ или частные лица. Мы не хотим конфликтных ситуаций ни во взаимоотношениях власти с бизнесом, ни внутри самого бизнессообщества. Бизнес должен работать и хорошо чувствовать себя на территории края, в конечном счете, для блага жителей края. А ключ от всех процессов должен быть в руках краевой администрации. И если она в случае возникновения проблем будет действовать оперативно и эффективно, то и уважение к власти вернется. Подчеркиваю, должен быть приоритет интересов власти, стоящей на защите интересов населения. Иначе просто невозможна идея реализации выборной власти. Власть всегда обслуживает интересы народа, но не частных, тем более коммерческих интересов групп или явных монополий.
Что касается спора угольщиков и энергетиков, то мы говорим им прямо: сейчас проблемы в крае обостряются. Следующий год будет крайне тяжелым. Хотите работать в регионе через год, два, пять давайте вместе делиться проблемами. У вас есть резервы, есть чем помочь власти. Думаю, до конца года мы закончим пакетные соглашения с угольщиками и энергетиками, в которых конфликтующие стороны найдут взаимное удовлетворение, от которого Красноярский край только выиграет, но не встанет на путь энергетического самобичевания. Если хотите, в этом и заключается искусство управления искать приемлемые для всех сторон компромиссы.
Перед краевой администрацией традиционно стоят сложнейшие проблемы компромисса между интересами жителей края и монополиями. Известно, что влияние власти на капитал всегда ограничено. И все же мы, жители края, вправе ждать от власти позитивного результата...
Есть, к примеру, антимонопольный комитет. Это одна из тех организаций, которые могут влиять на ценовую политику, в данном случае воздействие на производителей и продавцов угля в крае. А на этом рынке СУЭК является монополистом.
Еще одна важная составляющая компенсация потерь. Мы объясняем за столом переговоров: если ты сейчас заработаешь вот столько лишних денег, то в итоге ты все равно потеряешь больше, если, к примеру, угольщики «загонят» своими ценами энергетику в тупик. Если человек настроен на долгосрочную работу, то это сразу видно, его интересует не только сегодняшний день, но и то, каким его бизнес будет через несколько лет. А если он хочет сорвать максимальный куш уже завтра и совершенно не интересуется, что будет потом, то нам с ним не по пути. И тогда мы будем разговаривать на эту тему с кемто другим. Не могу сказать, что такая степень невменяемости демонстрировалась на недавних переговорах с энергетиками и угольщиками. Но позиция краевой власти в этом сегменте прослеживалась достаточно четко.
Стабильность топливноэнергетического коплекса Красноярского края трудно увязать с угрозами массовых увольнений, например, шахтеров, то есть тех, чьи интересы в конечном итоге должны совпадать с интересами краевой власти?
Понижение цены на уголь это не тот вопрос, который может повлечь за собой социальный взрыв в угольной отрасли. Там есть другие проблемы, которые необходимо решать руководству СУЭК. Мы разговаривали на эту тему с профсоюзами. Надеемся, что они сами договорятся с работодателями. И в идеале администрации в эту ситуацию вмешиваться не придется. Подчеркиваю в идеале. Хотя если такая необходимость возникнет, мы, естественно, будем решать этот вопрос. И решать достаточно жестко. Для этого у нас есть необходимое влияние, ресурсы и то, что психологи называют «прогнозированием ситуации». Но, повторюсь, мы надеемся, что до крайних мер ситуация все же не дойдет.
Сегодня во власть приходят люди, прошедшие жесткие испытания в российском бизнесе. Вы являетесь одним из таких представителей. Согласитесь, что интересы частного бизнеса и государства в иных случаях преследуют прямо противоположные цели. Это не осложняет вашу работу?
Я человек, способный видеть перспективы как одного предприятия, так и пути решения проблемы края в целом. У меня сейчас логика одна государственная. Другое дело, что я знаю логику и подходы бизнеса. Но эти знания лишь помогают при решении сложных государственных проблем, позволяют учитывать логику оппонентов. В любом случае такие знания не являются помехой. В команде губернатора есть люди, которые пришли из бизнеса. Он и сам говорит: я там был, я знаю, как они работают, поэтому мне проще.
Я сейчас веду переговоры с бизнесменами, и мне достаточно легко с ними разговаривать, потому что я знаю, как они мыслят, сам недавно был на их месте.
Энергетический комплекс края, поставленный на службу его интересов, в том числе и коммерческих, мог бы быть значительно усилен ресурсами Богучанской ГЭС. Каковы современные проблемы, на ваш взгляд, в этом направлении?
В феврале нынешнего года в Красноярске прошло расширенное совещание энергетических компаний Сибири и топливноэнергетического комплекса Красноярского края. На нем отмечен значительный рост электропотребления, связанный с возрождением экономического потенциала, перевода его на новые, современные технологии. Если говорить популярно до сих пор положение спасало наличие определенных энергетических резервов, которые возникли в результате кризисного спада в экономике России. Современное состояние энергетики края характеризуется тем, что оборудование на большинстве энергетических станций было введено еще в советское время, оно материально и морально устарело. Так, на 60 процентах ТЭЦ технические мощности фактически выработали свой ресурс и нуждаются в замене, модернизация их требует привлечения средств, несопоставимых с бюджетными возможностями Красноярского края. В эти годы, впервые в истории современной России, новых мощностей введено меньше, чем выбыло в результате выработанного ресурса. Назрела объективная необходимость ввода новых мощностей. На территории Красноярского края основной энергетический резерв составляет Богучанская ГЭС, ее необходимо достроить. Сегодня ее строительство в основном финансируется РАО ЕЭС, по прогнозам специалистов, ввод ее в строй прогнозируется в 2005 году.
Красноярский край располагает всеми необходимыми ресурсами, чтобы обеспечить свою энергонезависимость и покрыть производственнобытовые нужды края в электроэнергии. Администрация края проводит сегодня работы по внедрению наиболее эффективных технологий энергообеспечения и энергосбережения с тем, чтобы выработать единую энергетическую политику Красноярья, обеспечивающую его стабильное и уверенное развитие.
Сергей ПОПОВ