Российская энергетика, по мнению специалистов, за прошедшее десятилетие доказала свою неэффективность, а пакет законопроектов по реформе отрасли, принятых в первом чтении Госдумой в октябре 2002 года, может иметь самые непредсказуемые и опасные последствия. Предложенная концепция реструктуризации отрасли «по Чубайсу» предполагает многолетнее решение проблем, основа которых до сих пор до конца так и не ясна ни реформаторам, ни Госдуме. Главная проблема, вызвавшая разговоры о необходимости реформирования энергетической отрасли, кроется в том, что основные ее средства созданы еще в эпоху «застойного периода социализма» и с тех пор не обновлялись. Причина одна нехватка средств. Их и сегодня взять неоткуда, кроме инвестиций. Значит необходимо создать такие условия, чтобы инвестиционный поток стал ощутимой и реальной силой, способной обновить изношенный на 6070 процентов основной фонд РАО «ЕЭС России». В нынешнем состоянии этот фонд с трудом способен обеспечивать потребности страны и является существенным тормозом в развитии промышленных предприятий.
На протяжение многих лет электроэнергетика была донором экономики страны, наказывалась за это хроническими неплатежами на розничном рынке по причине «неотключаемости». Достаточно сказать, что ежегодный ввод мощностей электростанций холдинга РАО «ЕЭС России» не превышал 3 ГВт при восстановительной потребности 68 ГВт. По официальным данным, 60 процентов электростанций должны были уже остановиться, но они, вопреки законам механики, продолжают работать.
Одной из главных проблем российской энергетики специалисты называют ее неэффективность. Подавляющее большинство энергоустановок относятся к паратурбинным, их коэффициент полезного действия при производстве электроэнергии и тепла равен 3839 процентам. Современные технологии (парогазовый цикл) позволяют увеличить кпд при производстве только электроэнергии до 5355 процентов, а при производстве тепла и электроэнергии до 75 процентов.
В холдинге РАО «ЕЭС России» работает 600 тысяч человек, что значительно больше, чем до перестройки. В пересчете на мегаватты установленной мощности это превышает соответствующий удельный показатель в энергетике развитых стран в пятьвосемь раз. И еще одной из проблем отрасли является крайне неэффективная система регулирования цен на электроэнергию, которая во многом зависима от решений региональных властей. В рамках нынешней системы регулирования цен в случае снижения издержек действует известный принцип «инициатива наказуема», когда регулирующая комиссия наказывает «отличившихся», назначая более низкий тариф на следующий период регулирования. Предлагалось множество альтернативных решений этой проблемы, например, включить в тариф дополнительную инвестиционную составляющую, чтобы обеспечить целевое финансирование инвестиционных потребностей энергетической отрасли. Но выбор был сделан в пользу самого радикального решения реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и либерализации рынка электроэнергии. К чему это приведет в самом ближайшем времени? Планируется создание десяти федеральных генерирующих компаний, шесть из которых будут состоять из крупных тепловых электростанций (ГРЭС), а четыре из гидростанций. Предполагается, что эти компании станут инвестиционно устойчивыми и смогут эффективно конкурировать друг с другом. Такое положение дел, конечно, может стать наиболее приемлемым для потребителей, которые получат возможность покупать
электроэнергию там, где это выгодно, то есть они получат реальный выбор. Именно с этой целью предполагается компании сделать близкими по основным параметрам, например, по мощности, годовому доходу, степени износа и т.д. Их образование будет проведено по экстерриториальному признаку, что не позволит ни одной компании явно доминировать над другими в локальных рынках.
В начале текущего года из РАО «ЕЭС России» выделились магистральные сети и образовали Федеральную сетевую компанию. Этим было положено начало разделения сетей на монопольные и конкурентные сегменты. Предполагается, что Федеральная сетевая компания будет гарантировать не дискриминационный доступ к единой национальной энергетической сети для субъектов оптового рынка. В функции этой компании входит также ремонт и эксплуатация высоковольтных сетей в соответствии с установленными техническими требованиями. Деятельность Федеральной сетевой компании монопольная, подлежит лицензированию регулирующим органом и оплачивается в соответствии с утвержденным тарифом. По закону этой компании запрещается заниматься куплейпродажей электроэнергии на внутреннем рынке.
Единое оперативнодиспетчерское управление в энергетике планируется передать «Системному оператору». На первом этапе им станет дочерняя компания РАО ЕЭС, затем она перейдет в полную собственность государства. «Системный оператор» был образован в 2002 году, и, согласно закону, ему запрещено заниматься куплейпродажей электроэнергии. В обязанности «Системного оператора» входят услуги, оказываемые субъектам оптового рынка: управление режимами работы энергосистемы посредством диспетчерских команд, планирование режимов нагрузки и т.д.
Реформа предполагает замену оптового квазирынка с элементами конкуренции, представленного до недавнего времени ФОРЭМ, энергетической биржей, на которую будет обеспечен свободный доступ продавцов и потребителей электроэнергии. Правда, как отмечают специалисты, очень противоречиво в эту схему вписывается положение законопроекта «Об электроэнергетике», устанавливающее роль государства на предельный уровень цен, который могут указывать в своих ценовых заявках поставщики оптового рынка.
Остается до конца невыясненным ответ на вопрос, что же будет с тарифами? Опять же, по мнению специалистов, для того, чтобы энергетика нормально работала, чтобы взамен выбывающих мощностей своевременно вводились новые, тариф должен вырасти с сегодняшних двух до четырех центов за киловаттчас. И если сейчас передать электрические активы в руки частных инвесторов, то рост тарифов произойдет буквально на следующий день...
Так ли это будет, или иначе утверждать сегодня сложно. Ясно одно, профинансировать инвестиционные потребности отрасли за счет введения дополнительной инвестиционной надбавки к существующему тарифу мера слишком жесткая по отношению к потребителю. Собранные же деньги, как и раньше, будут распределяться по принципу целевого финансирования и «реализовываться» с сомнительной эффективностью.
Реформаторы убеждены в том, что удастся избежать избыточного роста тарифов, и первые шаги в этом направлении уже сделаны с принятием революционного постановления правительства «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии».
Сегодня, как отмечают наблюдатели, произвол региональных элит приводит к тому, что загружаются неэффективные АОэнерго, а не крупные федеральные конденсационные генераторы, что приводит к гигантскому перерасходу топлива. Механизм конкуренции на оптовом рынке электроэнергии снимет многие противоречия и позволит использовать имеющиеся мощности более эффективно. Но это лишь предположения. Конкретный ответ способна дать лишь воплощенная в практику реформаторская идея.