Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина один старейших театров Сибири живет интенсивной творческой жизнью. В его репертуаре на трех сценах (Большой, Малой и Современной пьесы) идут около 30 разножанровых спектаклей. Это возможно благодаря труппе, которой по силам самый разнообразный репертуар. В афише театра трагедии и комедии, драмы и мелодрамы, балаган и русская забава.
В новом 128м сезоне театр уже подарил своим зрителям три премьеры: это «Петр и Алексей», версия театра по пьесе Ф. Горенштейна (режиссер Владимир Гурфинкель), «Логика паранойи, или Бес вселился» на Малой сцене. Спектакль составлен из двух одноактных пьес: «Гости Авраама» Сл. Мрожека и «Бес вселился» М. Фора. Режиссер постановки Александр Бельский счел возможным сделать это, исходя из темы терроризм. В конце ноября состоялась премьера трагикомедии Карела Чапека «Средство Макропулоса» в постановке киевского режиссера Вахтанга Чхаидзе. Одновременно премьера стала бенефисом для ведущей актрисы театра Елены Привалихиной.
Любопытно, что в биографии актрисы не наблюдалось ни круглого дня рождения, ни юбилейного срока ее служения в театре Пушкина. Однако, думается, тем ценнее бенефис, если театр отметил самоотверженное служение Елены Привалихиной театру просто так, как в шутку сказал ктото из зрителей, «еще при жизни актрисы». А Елена Привалихина действительно заслужила подобный праздник, как одна из ярчайших актрис театра Пушкина.
Минувшим летом, разговаривая с Еленой Привалихиной во время интервью, я не удержался от вопроса: почему театр не «эксплуатирует» столь уникальный актёрский сплав великолепные внешние аристократические данные плюс богатейший талант? Актриса, помнится, сказала, что на судьбу не жалуется, но роль свою всетаки ждет, несмотря на сыгранные уже французскую принцессу Элис в трагедии «Лев зимой» Голдмена, Изабеллу в комедии «Мера за меру» Шекспира, Снежную королеву в одноименной сказке Шварца, Софью в «Горе от ума», Катарину в «Укрощении строптивой».
Что касается звездной роли Эмилии Марти в «Средстве Макропулоса», то для самой актрисы и эта роль, и сам предстоящий бенефис стали приятной неожиданностью. И праздник состоялся, хотя до него были месяцы тяжелой, изнурительной работы, абсолютно не видимой зрителям на сцене в этом фейерверке страстей, карнавале чувств, где царствует, несомненно, она Елена Привалихина.
Актриса дождаласьтаки понастоящему звездной роли, каковой стала бессмертная женщина Эмилия Марти Эвелина Макропулос. Здесь есть что играть, и актриса буквально купается в материале, демонстрируя многое из того, что может и умеет. Почему многое? Да потому, что все показать не дано никому, даже самому великому актеру в самой великой роли: ведь возможности для самореализации неисчерпаемы.
Удивительно, однако в детстве Лена актрисой быть не мечтала. Она занималась тем, что ей было интересно: балет, фигурное катание, гимнастика, рисование, игра на гитаре, бальные танцы, участие в агитбригаде. После школы, по совету мамы, поступила в кооперативный техникум, чтобы стать бухгалтеромэкономистом. Но не суждено ей было обрести «нужную профессию». Отучившись год, Лена поняла, что экономика это не ее.
А первой заметила в девочке задатки актрисы руководитель агитбригады Екатерина Владимировна Вечеря. Она не только подобрала и репетировала с Леной репертуар для поступления в институт, но и выбирала подходящее для экзамена платье. И Лена Привалихина в 1982 году стала студенткой актерского факультета Красноярского государственного института искусств.
Студенты с первых шагов получали возможность проявлять себя на профессиональной сцене, потому что руководителем курса был Натан Басин, бывший в то время главным режиссером Красноярского драматического театра.
Поскольку он был большим любителем массовых сцен в собственных постановках, студенты постоянно участвовали в его спектаклях: спасались от бомбежек в «Спутниках», занимались революционной деятельностью в «Разломе», изображали народные массы в «Борисе Годунове» и «Девяносто семь». Попала в этот «студенческий водоворот» и Елена Привалихина. Мало того, еще в институте она познакомилась со своим будущим мужем Александром Истратьковым ныне также актером театра Пушкина. А когда, после учебы, мужа «распределили» в Красноярский ТЮЗ, Лена ушла за ним, получив, как мне кажется, возможность пройти неплохую профессиональную школу в молодежном театре, прежде чем прийти в пушкинский драматический.
С 1990 года по сегодняшний день Елена Привалихина сыграла в театре Пушкина более двадцати ролей больших, маленьких, совсем маленьких, эпизодических. Но, вспоминая сыгранное, актриса способна выделить в качестве этапных не более пяти работ. Естественно, это не значит, что все остальное зря, просто идет постоянное накопление, идет работа с материалом. А без этого не может быть «выплеска» актерской энергии, ведь после каждой большой и сложной роли Елена Привалихина, не жалеющая себя ни на репетициях, ни на спектаклях, на какойто срок как бы отключается, уходит в себя, чтобы осмыслить, прочувствовать, понять сделанное. И только по прошествии определенного времени появляется новое желание работать читать пьесы, «копать» материал, подыскивать чтото в собственную «копилку»...
Самой важной для себя ролью в ТЮЗе Елена Привалихина считает Машу в «Чайке» А. П. Чехова, а в начальный период работы в театре Пушкина Лену в драме Виктора Мережко «День рождения день смерти». Хотя далее были самые разные роли и рольки, но, как мне кажется, зритель увидел новую актрису Привалихину в 1996 году в мелодраме «Продавец дождя» в роли Лиззи. Наверное, не зря этот спектакль до сих пор в репертуаре театра и до сих пор пользуется неизменным успехом. В «Продавце дождя» с новой стороны раскрылись многие опытные актеры, блеснула лирикодраматическим талантом и Елена Привалихина. Заметьте, именно после «Продавца дождя» в биографии Елены одна за другой стали появляться центральные роли: Софья в «Горе от ума», Катарина в «Укрощении строптивой», Эльмира в «Санта Крус», Мона в «Безымянной звезде». Дважды актриса становилась обладательницей приза за «Лучшую женскую роль», присуждаемого по итогам сезона.
О такой стабильности иная актриса может только мечтать. Однако стабильность актерская, увы, бывает непостоянной, и после некоторого спада Елена Привалихина возвратилась к зрителям в блистательной роли Эмилии Марти в «Средстве Макропулоса».
Жизнь продолжается. И мы в ожидании новых свершений яркой актрисы театра имени А.С. Пушкина.
Сергей ПАВЛЕНКО
Фотографии предоставлены
Александром МИЩЕНКО