Теплоизоляционный пенополиуретан изобретен в конце 30х годов немецким химиком Байером. Уже во время второй мировой войне Германия применяла этот полимер для утепления корпусов подводных лодок. После окончания войны изобретение перекочевало в США и там получило дальнейшее развитие. В Советском Союзе начали использовать пенополиуретан лишь в 60х годах, в основном в военной промышленности. Изза длительной засекреченности темы до сих пор так мало производств ППУ в России, хотя теплоизоляционные материалы, созданные на основе пенополиуретана, нашли широкое применение в высокотехнологичной промышленности, например, в космических челноках «Буран» и «Шаттл», а также прекрасно зарекомендовали себя в бытовых холодильниках. Сфера применения пенополиуретановых материалов постоянно расширяется. В начале девяностых годов красноярские специалисты ООО «Сибирский ориентир» приступили к освоению этого удивительного полимера. Сегодня их продукцией и услугами пользуются заказчики от Норильска и Кызыла до Владивостока. Наш корреспондент беседует с генеральным директором ООО «Сибирский ориентир» Сергеем Степановичем КУЗЬМИНЫМ.
Сергей Степанович, сегодня теплоизоляционные материалы, созданные на основе пенополиуретана, широко известны. Что представляет собой этот полимер?
Это вспененная масса, состоящая сплошь из пузырьков, заполненных газом. Онито и создают столь мощное тепловое сопротивление. К достоинствам полимера относится и то, что наряду с уникальными, теплоизоляционными характеристиками, пенополиуретан экологически безопасен, не впитывает воду и ею не разрушается. Это достаточно плотный материал, способный нести большие нагрузки. Ему не требуется в связи с этим покровный слой, такой как оцинковка и алюминий. Для России, страны северной, все эти параметры очень важны. В Европе и Америке более 90% тепловых сетей изолировано именно пенополиуретаном. Теперь современные теплосберегающие технологии стали широко применяться и в нашей стране.
Кто является основным потребителем вашей продукции и услуг?
На сегодняшний день это более 120 заказчиков от Дудинки до Владивостока. В их числе промышленные предприятия, государственные и коммерческие организации, предприятия теплоэнергетики РАО «ЕЭС России». Кстати, мы считаем своих потребителей не покупателями в чистом виде, а партнерами по бизнесу. В этом есть разница. Бизнес с английского переводится как дело. А хорошее дело только то, при котором выигрывают обе стороны: и производитель, и потребитель. Если подходить к бизнесу с этой позиции работается продуктивнее и спокойнее. Мы это на себе испытали.
Сколько стоит ваш материал?
Каждый продукт, как известно, имеет свою цену и ценность. Но с ценой все ясно. Это количество денег, отдаваемых за то, что покупаешь. Ценность же понятие более универсальное, основное. Это экономическая категория функциональности товара, то есть совокупности его положительных характеристик, позволяющих выполнить то, что от покупки и требуется. Например, ценность слитка золота в его весе. Ценность же теполоизолятора в его качественных характеристиках, таких как теплопроводность, срок службы, безопасность, антивандальность, удобство, быстрота монтажа и т.д. У нас иногда в угоду цене приобретается дешевый теплоизолятор с низкой ценностью. Значит покупка делается в ущерб качеству. Это нерационально.
Так что, возвращаясь к вопросу о цене, наш материал относительно дорогой, но на теплотрассах он эффективно служит 25 лет, а окупается за один сезон эксплуатации.
Судя по всему, вопрос популярный?
Да, как видите, ответ заученный. Нельзя разделить экономику и технологию в теплоэнергетике. Вот о чем речь. Те, кто пытается сложную отрасль подгонять под примитивные параметры, ошибется неизбежно. В теплоэнергетике сегодня переплетена экономика с политикой. Закрой в мороз тепловую задвижку и гарантированно получишь бунт. Мы также не гарантируем решение всех проблем отрасли своим материалом. Это было бы похоже на сегодняшнюю рекламу зубной пасты почистил и получай 32 новых зуба. Мы предлагаем эффективное решение одной из основных проблем, связанных с теплосбережением. Подчеркну, мы не вырабатываем теплоэнергию, а помогаем эффективно ее использовать путем резкого снижения потерь на пути от поставщика к потребителю. Иначе говоря, теплотрассы, оснащенные защитным пенополиуретановым слоем, «не отапливают» морозный воздух.
«Эффективное решение сложных проблем невозможно без объективного анализа технического, организационного, финансового состояния системы теплоснабжения».
(Национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса»).
|
Находит ли понимание в Красноярске и Красноярском крае подход к решению проблемы сбережения тепла с применением новых технологий и новых материалов. Или предпочтение отдается традиционным материалам?
Большинство из того, что делалось и делается городской администрацией в этом направлении очень взвешенно. Работают научнотехнические советы с привлечением экспертов. Именно экспертное заключение является базой для принятия решений. Мы участвовали в двух таких советах и знаем насколько это «жесткая кухня». На основании одного из таких заседаний, куда и мы были приглашены для доклада, издано постановление администрации города о запрещении применения неэффективных теплоизоляционных материалов при строительстве и ремонте теплосетей. Пенополиуретановые теплоизоляционные материалы, а мы на это надеемся, будут адекватно оценены и одобрены новыми кадрами специалистов и управленцев краевого уровня.
Качество продукции основной показатель, на который ориентируется потребитель. Расскажите о качестве вашей продукции?
Мы работаем на импортном, большей частью германском оборудовании. Недавно нами приобретена машина, аналогов которой в России пока нет. Применяем три стадии лабораторного контроля от качества сырья до качества готовой продукции. У нас существует положительный запас по некоторым качественным параметрам. На нашем предприятии создана сервисная служба. Вот почему мы уверенно декларируем покупателям неизменно высокое качество. Продукция для нашего рынка новая, как мы уже говорили, дорогая, хоть и быстро окупаемая. Но и дискредитировать ее можно очень быстро. После этого доверие к материалу и собственной организации уже не восстановишь, не говоря об этической стороне вопроса. У нас был случай, когда мы заменили продукцию просто по телефонному обращению покупателя. Мы дорожим честью фирмы и делаем все возможное, чтобы потребитель всегда был доволен нашей работой.
Что означает запас по качественным параметрам?
Один из основных параметров такого рода изделий это теплопроводность. Так вот, фактическая теплопроводность нашего материала гораздо ниже того, что мы декларируем. Почти на 60%.
Для специалистов привожу физические показатели: в сертификатах нами декларируется теплопроводность пенополиуретана стандартная, то есть 0,032 Вт/м.К0, фактическая же 0,019 Вт/м.К0.
Теперь пример из практики. О том, что дает этот запас качества.
По заказу одного северного города нашего края мы рассчитали толщину теплоизолятора, исходя из требований заказчика. При внешней температуре «минус» 40 градусов холодная вода, подающаяся по трубам и имеющая температуру «плюс» 5 градусов, не должна замерзнуть в течение 36 часов. Примерно столько времени требуется для проведения аварийных работ. Спустя несколько месяцев, произошла авария на насосной станции. Температура воздуха в тот момент была «минус» 55 градусов. Более суток велись аварийные работы, и когда по трубам пустили воду, она пошла, что называется «не встречая ледовых преград». А по параметрам сертификата должна была замерзнуть.
Это как подвеска у автомобиля. По стандарту не должна машина ездить по незакрытым канализационным люкам. Но в России встречается такое сплошь и рядом. Так вот, подвеска одной марки машин этот удар выдерживает, а другой нет. Это и есть запас качества. Практика, как известно, в стандарты не вписывается.
Какие обязанности возложены на сервисную службу, чем она занимается?
Работники производства контролируют технологический процесс. Служба сбыта ход исполнения нами контрактов. Задачи сервисной службы на сегодняшнем этапе:
обучение покупателей технологии монтажа;
контроль качества изоляционных работ, когда их выполняем мы сами или подрядчик покупателя;
выдача покупателю рекомендаций по оптимальной толщине и конструкции теплоизоляции;
постоянное наблюдение за «поведением» продукции в условиях эксплуатации для корректировки технологического процесса;
выявление и систематизация пожеланий и жалоб покупателей для внесения изменений в продукт.
И много пожеланий от потребителей?
Наш продукт многофункционален. Теплотрассы находятся в разных условиях эксплуатации от природных до температурных. Возможности покупателей также различаются. Мы никогда не пытались подстроить покупателя под свой материал. Наоборот, выясняем проблему, ищем решение. Иногда это позволяет улучшить характеристики продукции.
К марту следующего года, например, мы поднимем температурный предел своего материала до +180 градусов С. Сейчас он порядка +150. Для паропроводов это мало, а вот +180 зачастую достаточно.
Запускается производство плоских утеплителей для строительных организаций. Сейчас совместно с администрацией и депутатами города Железногорска отрабатывается программа создания на территории ЗАТО производства предизолированных пенополиуретаном труб.
Наступают праздники: Новый год и Рождество Христово. Что бы Вы хотели пожелать своим покупателям, партнерам?
Здоровья, разумеется, счастья всем в следующем году! Добрых вестей, продуктивного бизнеса. Если финансовых потрясений, то только положительных по принципу «и так деньги девать некуда, а тут еще навалило». И конечно, и хорошего, активного, отдыха в праздничные дни.
Отзывы на применение тепловой изоляции из пенополиуретана (ППУ): |
Зеленогорск.
Фирма 000 «Сибирокий ориентир» выполнила заказ на изготовление и установку теплоизоляционных скорлуп для трубопроводов теплотрассы к жилому дому Зеленогорска, протяженностью 1400 погонных метров канальной прокладки. По заключению экспертной комиссии, работа выполнена с высоким качеством. Применяемые теплоизоляционные материалы позволили многократно повысить технический уровень прокладки теплотрасс. Благодаря малому удельному весу ППУ скорлупы легко и быстро монтируются, что позволило значительно сократить сроки строительства и сдачи теплотрассы в эксплуатацию.
|
Красноярск.
«Московский банк». В результате неучтенных погрешностей, допущенных при проектировании здания банка, возникла срочная необходимость утепления пола первого этажа. Фирма ООО «Сибирский ориентир», применяя новые полимерные утеплители и современные технологии монтажа, выполнила работы в очень короткие сроки с высоким качеством. Сегодня, несмотря на чрезвычайно низкую температуру, в здании банка, благодаря проведенному фирмой утеплению, устойчиво поддерживается нормальная температура. Примечательно, что работы по утеплению не мешали производственному процессу банка.
|