Слово «Пикра» сегодня знакомо не только любителям пива. Оно означает гораздо больше, чем просто торговая марка. «Пикра» это целый мегаполис, охватывающий бизнес, социальные проекты и индустрию развлечений.
По итогам прошлого года брэнд пива «Сибирская легенда» вошел в рейтинг «100 лучших товаров России».
И нас это не удивляет, говорит президент ОАО «Пикра» Евгения Георгиевна Кузнецова. Это естественное явление, потому что мы сегодня работаем на самом современном оборудовании и соответственно должны выпускать качественный продукт.
Евгения Георгиевна, вы недавно вернулись с конференции «Пищевая промышленность в России», которая проходила в Вене. С какой целью проводятся подобные мероприятия, и кто является их организатором. А также расскажите немного о вашем участии в конференции.
Организатором конференция «Пищевая промышленность в России» выступил Институт Адама Смита из Лондона. Здесь собралась элита пищевой промышленности России, в основном те предприятия, которые работают с зарубежным капиталом. В процессе конференции были рассмотрены характеристики рынка пищевой промышленности России и его потребителя, мобилизация средств, товарооборот, взаимоотношения производителя и розничной торговли, маркетинг и продвижение новых товаров. Помимо этого, особое внимание было уделено вопросам инвестиций в ключевые подсекторы отрасли, включая пивоварение, кондитерское производство, производство молочных продуктов и соков.
В основном на таких мероприятиях собираются люди, которые дают рекомендации своим руководителям и делают оценку инвестиционного климата в России. Было заслушано несколько докладов, в частности, касающиеся вопросов инвестиций в пивоваренную отрасль. На конференции выступили вицепрезидент пивоваренной компании Carlsberg Breweries (Дания) Гайр Несхайм, Джо Стрелла, генеральный директор компании Sun Interbrew (Россия). Участие же нашей компании яркий пример того, что инвестировать «во глубину Сибирских руд» можно и нужно. И та информация, которую мы предоставили на конференции, вызвала бурную реакцию среди наших конкурентов и партнеров.
В чем особенность рынка?
Особеность нашего рынка заключается в том, что плотность населения в Сибири 3 человека на кв. километр, а в России 54. Потребление пива составляет соответственно 41 и 54. Кроме того, покупательская способность жителей края на 25 процентов ниже, чем в центре России. Плюс невыгодные, по мнению пивоваров, климатические условия: холодная, продолжительная зима и короткое лето. Это тоже очень сказывается на объемах продаж и производства. Что мы ожидаем в ближайшее время на рынке?
Так, в следующем году снижение роста потребления пива. Если ранее рост объемов производства составлял 30%, затем 25, то в этом году уже 12. В 2003 году, как мы предполагаем, он составит не более 1011%.
С чем это связано? Можно ли говорить о перепроизводстве продукции?
Нет, перепроизводства пива не будет. Прежде всего это связано с тем, что сегодня очень много появилось компанийпроизводителей пивоваренной продукции. На сегодняшний день на рынке более 2 тысяч брэндов пива только российских производителей. Из них 140 «крутится» на национальном телевидении. Зачастую в рекламном блоке демонстрируется по 23 марки пива. На мой взгляд, такая реклама не приносит нужного и ожидаемого эффекта. Но это определенная болезнь роста, когда каждый производитель борется за то, чтобы получить статус «национального брэнда». Отсюда и такие громадные вложения в рекламную кампанию. В Европе нет такой рекламы пива по простой причине, что там уже давно сложились традиционные брэнды, которым не требуется рекламная поддержка. Рынок определился. А у нас это пока «живой» процесс. Что мы ждем в такой ситуации? Конечно же, «войну» брэндов и дальнейшую экспансию на наш рынок других брэндов и марок пива. И как следствие этих мероприятий изменение ценовой политики компанийпроизводителей пива.
Евгения Георгиевна, трудно ли выживать в условиях столь жесткой конкуренции?
Да, трудно. Но были времена, когда запрещали ввозить на территорию края водочную продукцию из других регионов. Я всегда выступала против такого подхода. Почему? Потому что развитие бизнеса должно идти естественным рыночным путем. Только тогда ты становишься более мобильным и ищешь лучшие варианты для ведения своего бизнеса. Это и снижение внутренних затрат производства, и регулирование ценовой политики, а также качество продукции. Сегодня нужно обеспечить не только стабильное качество каждой партии продукции, но и сервисное обслуживание наших клиентов. К этому подталкивает именно конкурентная борьба. А выигрывает в ней не производитель, а прежде всего потребитель нашей продукции.
ОАО «Пикра» является крупнейшим производителем пива и безалкогольных напитков в Восточной Сибири.
За все время существования компания на рынке вложила в производство порядка 42 миллионов долларов. Из них 21 миллион это инвестиционный капитал, собственные заработанные и заемные средства. Глобальная реконструкция предприятия, введение в строй нового современного оборудования позволили увеличить мощность завода практически в 6 раз. Как известно, модернизацию оборудования компания проводила без остановки основного производства. Это дало возможность постоянно увеличивать объемы продаж продукции. Так, в 2001 году объемы продаж возросли на 36%, в этом году на 50, и на следующий год планируется увеличить их на 27%.
Сегодня своей продукцией ОАО «Пикра» покрывает 13% рынка в Восточной Сибири, 30% в крае, и 50% в городе Красноярске. Это только данные по пиву.
Начиная с 2000 года, среди пивоваренных заводов России ОАО «Пикра» занимала 25е место, в 2001 году поднялась на 16е и сейчас занимает 12е место. Предполагается, что в следующем году «Пикра» войдет в десятку крупнейших производителей пива в России.
Впечатляет ее география продаж от Москвы до Владивостока, среднее расстояние между административными центрами 800 тыс. км.
|
Сегодня многие пивоваренные заводы, несмотря на то, что с 1 января увеличатся ставки акцизов на пиво, снижают цены на свою продукцию. Этим путем пошла и наша компания своего рода рождественский подарок красноярцам.
За счет чего удается снижать цены и удерживать их на более приемлемом для потребителей уровне?
Эту проблему мы решаем, в первую очередь, за счет сокращения внутренних затрат и улучшения качества производства и сервисного обслуживания.
Снижение затрат предполагает сокращение штата?
Нет. Сокращение будет, но только за счет повышения квалификации персонала. А снижение затрат только за счет сокращения персонала такой вопрос не стоит. Наша задача поиск более эффективного использования трудовых ресурсов. Мы попрежнему продолжаем совершенствовать менеджмент компании. Подготовка кадров и вовлечение их в бизнес остается первостепенным направлением. Лозунг «Учиться, учиться и учиться» для нас актуален всегда.
Евгения Георгиевна, в нашей беседе вы неоднократно подчеркивали, что главным критерием успешной работы компаниипроизводителя является качество продукции. Как нам известно, в прошлом году руководство ОАО «Пикра» внедрило на предприятии систему качества. Что это такое?
Действительно, в прошлом году на нашем предприятии началась активная работа по внедрению такой системы. Была проведена большая подготовительная работа по обучению персонала. К нам неоднократно приезжали представители других зарубежных пивоваренных компаний, чтобы поделиться опытом и рассказать о той системе качества, которая действует на их предприятиях.
В прошлом году на ОАО «Пикра» была проведена аудиторская проверка, которую осуществляла шведская аудиторская компания. Я надеюсь, что уже в следующем году предприятие получит международный сертификат системы качества ИСО9001. Хочу отметить, что эта система предполагает не только выпуск качественной продукции. Это комплексное мероприятие, которое затрагивает все уровни производства и прежде всего стабильность в управлении производством. Речь идет о качестве работы каждого сотрудника компании, каждого отдела, департамента и, самое главное, горизонтального управления, взаимодействия внутри команды. Отлаженная система качества позволит не заниматься ежедневно одними и теми же организационными неполадками, а даст возможность работникам компании спокойно трудиться и вносить в свою деятельность больше творческого потенциала.
Система качества это составляющая любого бизнеса. Качество должно стать нормой и привычкой всех участников производства, то есть каждого из нас.
В одном из интервью мы с вами говорили о планах развития предприятия до 2004 года. Чтото изменилось в этом направлении?
Ничего не изменилось, однако, что мы планировали сделать в 2004 году, сделали в этом. Так приучились пятилетку в четыре года.
Что дальше?
Освоить новое оборудование и те мощности, которые установлены. Мы закупили дополнительную линию по производству пива в кегах, и летом уже начнем выпуск продукции. Также в следующем году планируем начать производство пива «Сибирская легенда» в алюминиевых банках. Конечно, мы можем гордиться результатами этого года, однако, бизнес это постоянное движение, и мы должны сохранить тот же ритм. В перспективе нам необходимо увеличить объемы продаж нашей продукции, а также расширить географию поставок, и, как результат, стать лидирующей компанией на рынке Сибири.
Кроме того, сегодня компания «Пикра» позиционирует на рынке и как компания, пропагандирующая здоровый образ жизни. И тому подтверждение наши новые напитки: сокосодержащий «Акваджюс», энергетический «Флэш», чистая вода «Глубокий ключ». Я думаю, что и в следующем году мы продолжим это направление и расширим ассортимент продукции.
С чем связан выпуск пива в алюминиевой банке?
Главным образом с требованием рынка. Дело в том, что рыночная экономика предполагает прежде всего удовлетворение спроса. Когдато, лет пять назад, журналисты спрашивали будет ли «Пикра» выпускать пиво в ПЭТ? На что я ответила никогда, это дурной тон. Когда же выпустили первые ПЭТ, то сразу же нам припомнили, что это дурной тон. А что делать, если рынок диктует такие условия? В сравнении с предшествующим годом «Пикра» разлила в ПЭТ почти вдвое больше пива. И все это благодаря запуску нового оборудования германского концерна KRONES.
Получается, вы идете на поводу у потребителя?
Нет, не совсем. Мы исследуем тенденции и понимаем, что потребитель зачастую даже не знает, чего он хочет, и мы должны ему подсказать. Своего рода идет формирование вкуса.
Евгения Георгиевна, завоевание смежных рынков, своего рода диверсификация производства открытие супермаркетов от «Пикры», баров или кафе входит в планы предприятия?
Нет. Каждый этап в бизнесе должен решать свои определенные задачи. Мы, проанализировав деятельность магазинов, супермаркетов, пришли к выводу, что это не наш вид бизнеса. К тому же он требует больших финансовых вложений, а мы не можем отвлекать средства от нашего основного производства. Когда мы открывали первые бары, это, конечно, было ново. Для этого чистили подвалы и делали там красивые, приятные места отдыха, своеобразные маленькие пабы. «Пикра» показала, что пиво можно и нужно пить в приличном месте. Мы, можно сказать, были первопроходцами, «раскачали» этот бизнес, и теперь им должны заниматься специалисты.
Позднее родилась и успешно осуществилась идея превращения старого кинотеатра «Совкино» в современный киноцентр. Два года назад он был единственный в городе, сегодня же открывается уже четвертый.
Можно сказать, что ваша компания послужила примером.
Во всяком случае предприниматели поверили, что этот вид бизнеса можно и нужно развивать. Такая же ситуация с Городским парком культуры и отдыха. Сегодня это стало некой социальной программой предприятия. Я считаю, что за пять лет мы сможем сделать парк прекраснейшим местом отдыха. Вообще хотелось бы отметить, об этом я говорила и на венской конференции, что не нужно просить у власти ни льгот, ни квот, ни других какихто поблажек. Наоборот, нужно выстраивать с ней конструктивные отношения, приносящие пользу и предприятию, и городу. Кроме прибыли, это еще формирует имидж социальноответственного предприятия.
Евгения Георгиевна, как вы относитесь к тому, что правительство сегодня все время пытается отнести пиво в разряд алкогольных напитков? Только за последний год в Думу внесено несколько законопроектов, направленных исключительно на сдерживание развития отечественного пивоварения. В частности, закон об увеличении ставки акциза на пиво на 25%, тогда как на крепкие алкогольные напитки всего на 15%?
Я думаю, что это результат лоббистских игр на уровне правительства и Думы. И, на мой взгляд, за этим нет ни грамма заботы о здоровье нации. К примеру, на западе выпивают до 140 литров пива на человека, и никто не жалуется на здоровье, и нет проблем с алкоголизмом. Совершенно согласна, что до 18 лет должен действовать запрет на употребление алкогольных напитков, в том числе и пива, как это делается в других цивилизованных странах мира. Но с 18 лет, я считаю, чем пить по подъездам водку, лучше выпить в баре немного пива.
Евгения Георгиевна, и последний вопрос. Может он немного отступает от предмета нашего разговора, но все же хотелось бы узнать ваше мнение, как ведущего российского топменеджера и руководителя крупнейшего предприятия. Как вы относитесь к ситуации, когда краевая администрация избавляется от имущества, находящегося в краевой собственности?
Я считаю, что частная собственность намного эффективнее, чем государственная.
То есть это верный шаг?
Абсолютно. Я, например, не могу понять государство в такой ситуации, когда оно, имея контрольный пакет акций многих предприятий, годами не получает от этого дивидендов. Это можно расценить, как использование государственной собственности в частных целях. Частник же никогда в жизни не сможет и не будет работать без прибыли. Это закон цивилизованного бизнеса.
Софья АНДРЕЕВА