НЕМНОГО ИСТОРИИ
Сибирь на современном рынке больше всего ассоциируется с полезными ископаемыми, энергоресурсами и сырьем. При этом редко вспоминается о том, что она прежде всего богата знаниями, идеями, проектами. Наука - это производство знаний. Начиная с первых дней основания Российской Академии Петром I, в сибирские края стали направляться экспедиции для изучения загадочных и богатых земель. Возглавлялись они в те времена видными учеными: Д.Г. Мессершмидтом, И.Г. Гмелиным, Г.Ф. Миллером, П.С. Палласом, С.П. Крашенинниковым. Это они заложили основы фундаментальных знаний о Сибири. Их книги были изданы в крупнейших научных центрах Европы и в Санкт-Петербурге. Эти первые знания принесли заслуженную славу ученым, сослужили огромную роль в открытии новых месторождений полезных ископаемых и новых научных фактов, которые были взяты за основу промышленного освоения и развития Сибири.
Дело первопроходцев продолжили те, кто, будучи студентами, принимал участие в первых экспедициях. Среди них С. Кашкарев, В. Зуев, Н. Соколов. Они были выпускниками гимназии при Российской Академии наук. Двое последних после экспедиций возвратились в столицу империи, где стали профессорами и академиками, других же Сибирь тянула к себе вновь и вновь. К ним относился С.М. Кашкарев, чьи работы использовали в своих книгах Паллас, Фальк и Георги. После экспедиций по Сибири С.М. Кашкарев работал в Петербургской академии наук. Но в 1783 году, не поладив с властной Е.Р. Дашковой - новым президентом Российской академии, Кашкарев возвращается в Енисейский край.
Здесь он становится первым главой уездной администрации, должность которого называлась в те времена весьма замысловато - капитан-исправник коллежского секретаря. Воспитанник крупных ученых того времени - Л. Эйлера, Л. Бакмейстера и Я. Штелика, бывший сотрудник профессоров Фалька, Палласа и Георги, С.М. Кашкарев остался верным своему увлечению наукой. Круг его занятий - ботаника, народная медицина, врачевание, животный мир, этнография, христианизация коренного населения.
В 80-х годах императрица Екатерина II своими манифестами и указами пытается учредить в стране образовательные заведения. С.М. Кашкарев приложил огромные усилия, для того чтобы в Красноярске, в числе первых, было открыто такое заведение. Для реализации этого он заказал и отпечатал в типографии Академии наук первые учебники (азбуку и апофегматы). Но на этом дело не стало. Кашкарев безвозмездно передал будущей школе 20 печатных научно-познавательных книг (по тем временам это целое состояние), которые положили начало одной из первых публичных библиотек в провинциальной России. Некоторые из этих книг сохранились до сего времени. Сам же Кашкарев согласился быть учителем, оживил домашнее обучение в городе, а в 1790 году в Красноярске было открыто первое малое народное училище - самое большое в Сибири.
Однако образованный капитан-исправник пришелся не по нраву воеводе Ивану Пелымскому, бывшему почти 30 лет безраздельным хозяином уезда. Покинув чиновничью службу, С.М. Кашкарев на свои собственные средства продолжил исследования в Хакасско-Минусинском крае, где и скончался в нищете и неизвестности.
Этот пример из глубокой истории нашего края является типичным для многих подвижников науки. Все они сталкивались с невежеством местных властей, непониманием в высоких государственных инстанциях и отсутствием официального признания. Такая тенденция прослеживается через все столетия. Многие из подвижников производства знаний, став родоначальниками нового, не удостоились никаких ученых титулов и званий. Среди них Н.М. Мартьянов - основатель первого краеведческого музея, научными материалами которого пользовались ученые многих стран мира и И.Т. Савенков - педагог, первооткрыватель и исследователь первобытных стоянок человека в Красноярске. Их лекции в университетах страны собирали множество слушателей, но ни один из них не был выдвинут даже на звание почетного профессора.
КОНЕЦ XX ВЕКА
Бурный век принес в Сибирь огромные изменения в экономике, хозяйстве и науке. В городе построены мощные заводы, вузы, научные центры, но место первооткрывательству и подвижничеству не убавилось, а скорее наоборот. Конец XX века эволюционно изменил общественную формацию России, уложил «набок» большинство предприятий, потряс науку и образование, принес много других бед. Система отраслевых НИИ рухнула, превратив их в арендодателей помещений. В тяжелейшем положении оказались все виды образования, процветающей стала одна отрасль - коммерция.
Но, как показывает опыт в некоторых странах, прошедших через такие кризисы, востребованность знаний и образования в этот момент возрастает. На этом фоне можно считать уникальным появление организаций, именующих себя научно-исследовательскими и продолжающих производство знаний. Именно к разряду таких событий относится научно-исследовательский институт систем управления, созданный в 1996 году Николаем Василенко при Сибирской аэрокосмической академии. Сферой деятельности своего института он считает, кроме систем управления, исследования в области волновых процессов и технологий производства. Заказчиками научных исследований стали: горно-химический комбинат в г. Железногорске, ПАО «Алтайвитамины» в г. Бийске, Березовская ГРЭС-1, ЦКБ «Геофизика», Красноярская ГРЭС-2, Красмашзавод, КрасЖД, Биохимзавод и другие. Кроме того, институт приступил к выполнению ряда федеральных и краевых целевых программ. Конечно, при расчетах с заказчиками как и у всех возникали и возникают финансовые трудности, не обошлось здесь и без бартера. Но нет худа без добра, институт поставил себе цель - построить собственные здания и базы, на это ушел бартер. В 1997 году институт получает право на открытие собственной аспирантуры и оформляет первую лицензию на ведение послевузовского образования. В 1998 году он проходит аккредитацию при Министерстве образования.
В 1999 году институт становится самостоятельным учреждением и вновь подтверждает лицензию на право ведения послевузовского образования, т.е. право заниматься подготовкой специалистов высшей квалификации: магистров, кандидатов и докторов наук. Для этого в институте организована магистратура, аспирантура, докторантура с возможностью соискательства (экстернатуры). Успех обучения по всем этим видам образования может быть достигнут только тогда, когда самый важный и главный ее этап - защита - может быть осуществлен там же, где проходит процесс обучения. Поэтому директором института Н.В. Василенко в 1999 году была провозглашена главная цель - создание нового ученого совета с правом защиты диссертаций.
Опыт показывает, что создать такой совет - дело нелегкое. У институтов и вузов уходят годы, а иногда и десятилетия, прежде чем он будет утвержден. Казалось бы, для молодого института такое дело может стать безнадежным, но опыт руководителя, настойчивость и упорство сделали свое дело.
8 июня 2001 года приказом министра образования № 1558-в по ВАК России в институте систем управления утверждается ученый совет с правом принимать к защите докторские и кандидатские диссертации сразу по 4-м специальностям. Председателем совета назначается доктор технических наук профессор Николай Василенко.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДВИЖНИКИ
Вся созидательная трудовая жизнь Николая Василенко связана с Красноярском. Сюда он приехал из города Россож Воронежской области после окончания школы, чтобы поступить в политехнический институт на механический факультет. В студенчестве Николай Василенко приобщился к комсомольскому движению, научной работе, участвовал в студенческих научных конференциях, работал в студенческом конструкторском бюро. На последних курсах вуза его приметил В.А. Турышев - специалист в области деталей машин и теории механизмов. В.А. Турышев был весьма заметной фигурой в институте, независимый, неоднозначный, выделяющийся среди остальных преподавателей. В 1971 году Николай Василенко остается работать у него на кафедре.
В те времена политехнический институт очень бурно развивался, формируя учебную базу и резко наращивая число обучаемых студентов. Молодой специалист Н. Василенко - энергичный и коммуникабельный - вскоре становится заместителем декана механического института и заместителем заведующего кафедрой деталей машин.
Научный уровень преподавательского состава самого большого вуза края в те годы оставлял желать лучшего, количество «остепененных» преподавателей исчислялось единицами. Обычно это были молодые специалисты, окончившие аспирантуру в разных городах и защитившиеся в разных научных учреждениях. Оторванные от своих научных школ, не имеющие материальной базы для научной работы, они представляли собой пестрое лоскутное одеяло научных направлений. К тому же учебная нагрузка была превалирующей, ей отдавались все силы, на научное творчество оставались лишь вечера и отпуска. В таком режиме работали многие. Василенко не был исключением. Взяв в 1977 году творческий отпуск, он оформляет и защищает в Московском институте электроники и математики (МИЭМ) кандидатскую диссертацию по теории волновых передач. В 1983 году доцент Василенко получает самостоятельную кафедру - теории машин и механизмов, а в 1987 году его переводят проректором по научной работе и заведующим кафедрой конструирования механизмов и электронного машиностроения на завод-втуз при Красмаше, который считался Красноярским филиалом политехнического института, который впоследствии станет Сибирской аэрокосмической академией (САА). Здесь Николай Василенко получает звание профессора и в 1991 году открывает свой первый совет по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук по трем специальностям, связанным с проблемами производства роботов, манипуляторов, робототехники и управления техническими системами.
Совет сразу взял активный старт - рассмотрел и утвердил диссертации целого ряда специалистов научно-производственного объединения прикладной механики, аспирантов САА. Среди них были и аспиранты профессора Н.В. Василенко.
В 1993 году был открыт еще один совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора технических наук. Совет считался «закрытым», так как на нем рассматривались специальности, связанные с работой на секретных объектах. Возглавлял работу совета академик М.Ф. Решетнев - главный конструктор спутников связи, а первым заместителем у него в совете был профессор Н. Василенко. Хотя работа этого совета оказалась менее продуктивной, все же можно считать, что в 90-х годах произошел прорыв в системе подготовки научных кадров высшей квалификации в городе и крае.
Конечно, такие советы существовали и ранее в вузах и академических институтах города. Но количество их было незначительным, а число научных специальностей - весьма ограниченным. К тому же всегда существовала опасность, что соискатель не будет утвержден Высшей аттестационной комиссией. Сказывалось недоверие метрополии к периферийным советам.
1996 год неожиданно оказался переломным в жизни Николая Василенко. Он стал тяжелым для всей научной элиты края. Скоропостижно скончался А.М. Ставер - ректор КГТУ, ушел из жизни главный конструктор спутников связи академик М.Ф. Решетнев. С каждым из них Н. Василенко связывали годы совместной работы. На должность ректора технического университета, самого большого вуза Сибири, были объявлены выборы. Они привлекли большое внимание общественности края. Претендентов оказалось почти 10 человек, но реально борющихся оказалось двое. Одним из них стал Н. Василенко. Многочасовые заседания выборной комиссии показали, что ему не хватило для победы всего нескольких голосов. Выборные перипетии завершились, но остались последствия предвыборной борьбы, преодолеть которые, как счел претендент, можно было только покинув стены вуза. И Николай Василенко принимает решение создать новую организацию. Ради этого ему пришлось мобилизовать свои силы и, несмотря на уже имеющееся звание профессора, написать и успешно защитить докторскую диссертацию в МЭИМе, где почти двадцать лет назад он защищал свою первую научную степень.
ИДУТ ЗАСЕДАНИЯ
Специалист высшей квалификации в науке - товар штучный, так можно охарактеризовать процесс его подготовки в терминах рыночной экономики. В институте учится 35 аспирантов, оформлено 10 соискателей из числа тех, кто самостоятельно завершает этот процесс. Ясно, что далеко не все из претендентов проходят этот трудный процесс и защищаются. Многие «сходят с дистанции», но на их место встают те, чей жизненный и производственный опыт позволяет это довести до конца.
Знания становятся ценностью, когда они могут быть продемонстрированы другим, и ими начинает пользоваться хотя бы еще один человек. В современном мире процедура защиты знаний уложена в единый технологический процесс, завершением которого являются диссертационные советы. Высшими советами являются докторские, которые имеют право на рассмотрение как кандидатских, так и докторских диссертаций. Для человека, малознакомого с технологией защиты, этот процесс кажется немного таинственным. Этим он и интересен.
В составе докторского совета Николая Василенко двадцать профессоров, докторов наук. Всех их связывает совместная работа в таких организациях, как НПО «Прикладная механика», Сибирская аэрокосмическая академия и Красноярский государственный технический университет. Совет института систем управления начал свою работу чуть более года назад, но за это время он сумел рассмотреть и оценить 7 докторских и 15 кандидатских диссертаций специалистов из разных организаций и отраслей производства.
На своем первом заседании совет сразу же приступил к рассмотрению диссертации заведующего кафедрой информатики Сибирского юридического института В.А. Терскова по теме «Моделирование и оптимизация структуры многопроцессорных вычислительных систем автоматизированного управления в реальном времени». Диссертация, представленная на соискание ученой степени доктора технических наук, была выполнена в САА. В марте текущего года ВАК утвердила решение совета и выдала диплом доктора технических наук. На этом же заседании защитилась первая аспирантка института систем управления - Олеся Кузнецова. Ныне она - доцент САА. Далее были представлены и рассмотрены диссертации Т.Р. Ильиной, А.П. Каркариным, выполненные в стенах вновь созданного института, а также работы В.А. Пуртикова, С.С. Ивасева, Л.Д. Антоновой, выполненные в САА. Все они уже утверждены ВАК России, а на одном из последних заседаний председатель совета вручил им всем заветные красные удостоверения - знак официального признания государством вклада соискателей в развитие науки в России.
В 2002-м году рассмотрены шесть новых докторских диссертаций и девять кандидатских. Работы выполнялись в разных организациях под разным руководством, но все они получили оценку своих знаний коллективом ученых, объединенных энергией и волей руководителя института систем управления (НИИ СУВПТ).
Среди соискателей - люди разные по возрасту и положению. Здесь есть те, кто всю жизнь отдал делу служения науке и уже в почтенном возрасте решился официально оформить свое отношение к науке, и те, кто совсем молод и у кого вся жизнь впереди. Знаменательной в этом плане стала защита диссертации Юрия Филипповича Чернышева - человека, стоявшего у истоков создания политехнического вуза, пришедшего преподавать вместе с его первым ректором профессором В.Н. Борисовым. Более тридцати лет назад он вывел свои аналитические решения по расчету подшипников из древесины. Эти расчеты уже давно вошли в учебники и справочники, а сами изделия применяются на подводном атомном флоте, в некоторых сельхозагрегатах. А вот диссертацию оформить Ю.Ф. Чернышеву все никак не хватало времени. Личность его уникальна еще и тем, что он представляет собой классический пример сибиряка. Чернышев - внук ссыльного каторжанина, этапированного в Сибирь в конце XIX века. Отбыв свой срок, дед остался в Сибири навсегда - стал строителем первого железнодорожного моста через Енисей, а его внук стал специалистом по сопромату. Сейчас Ю.Ф. Чернышеву более 70-ти лет, но он по-прежнему преподает студентам законы расчета машиностроительных конструкций.
Есть в списке докторантов преподаватели САА - Ю.С. Филиппов и О.С. Семенкина, доцент Кемеровского государственного университета В.Н. Крутиков, но особое место занимает статс-секретарь, заместитель министра атомной энергетики В.А. Лебедев.
Валерий Александрович Лебедев - выпускник электротехнического факультета политехнического института. Вся его жизнь и работа связаны с атомными объектами Красноярского края, где он прошел путь от техника до руководителя крупнейшего государственного объекта, с которым он продолжает работать и по сей день. Поэтому неудивительно, что его докторская диссертация связана с проблемами управления особо опасными объектами. Выполнена она в НИИ СУВПТ Красноярска и горно-химическом комбинате г. Железногорска. Для членов совета эта работа стала очередной в их оценочной деятельности, а диссертант, несмотря на свой высокий статус, волновался и переживал не менее, чем все его предшественники. Недавно пришло уведомление из ВАК России о том, что В.А. Лебедев утвержден доктором технических наук.
Вообще институт систем управления имеет особо тесные производственные и творческие связи с горно-химическим комбинатом. По проблемам этого особо опасного объекта выполняется много научно-исследовательских работ, которые впоследствии становятся основой диссертаций. На этом объекте выполнил и защитил свои работы В.В. Жидков - генеральный директор, а также Н.Н. Трохов - главный специалист предприятия. Последний уже получил подтверждение ВАКа о своем утверждении. Не обделены вниманием и другие объекты города и края. Так, Е.В. Веревкина за основу своих наблюдений взяла процессы управления на ОАО «Электросвязь», В.А. Пуртиков - кредитные комитеты филиалов Банка Москвы в Красноярске, Новосибирске и Владивостоке. Самая молодая аспирантка Е.А. Суздалева выполнила и защитила свою работу на материалах Сибирского института бизнеса и Красноярского института социальных наук. А соискатель Л.А. Козаковцев рассматривал научные проблемы современного управления на материалах «ТД Куприяна».
Опыт показывает, что жизнь по-разному распоряжается теми, кто связал себя с наукой. Одни из участников процесса производства знаний навсегда остаются на этой стезе, занимаясь приумножением знаний, другие уходят в коммерцию, в политику, на административную работу. Каждый из них имеет свое мнение об ученой степени, но все они единогласны в том, что ученая степень не вредит престижу, а приумножает его, помогает в общении, позволяет принимать правильные решения, быстрее реагировать на изменения внешней ситуации.
В суете жизни нам не дано понять, что есть сиюминутное, кратковременное, а что и через сто-двести лет будет помянуто и отмечено, как начало начал, как первооткрытие или подвижничество. Время расставит все по своим местам, и каждому воздастся должное.
Юрий МАШУКОВ