Природные ресурсы Красноярского края, их освоение становятся предметом самого пристального внимания государства.
В сентябре в Красноярске прошло совместное заседание комитета Госдумы по природным ресурсам и природопользованию и постоянной комиссии ЗС края по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности. В нем приняли участие также члены Совета Федерации, представители администраций края, Таймырского и Эвенкийского округов, территориальных управлений Министерства ресурсов. Совместное обсуждение можно с полным правом назвать уникальным событием. Впервые острейшие проблемы на равных рассматривали как федеральные, так и региональные представители власти. Итоговый документ заседания совместно подписали председатель комитета Государственной думы по природным ресурсам и природопользованию А.С. Беляков и председатель постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности Законодательного собрания Красноярского края Ю.Н. Захаринский.
Результатом трехдневной напряженной работы явились рекомендации, суть которых сводится к тому, что природно-ресурсный потенциал Красноярья не обеспечивает достаточный уровень (качество) жизни населения региона, а степень его освоения не отвечает геополитическим интересам России. Инвестиционная емкость, например, Ангаро-Енисейского района, по оценкам специалистов, по самым скромным подсчетам превышает 25-30 млрд. долларов США, в том числе нефтегазовые проекты (включая месторождения юга Эвенкии) - 20-25 млрд. долларов США. Иначе говоря, в течение пятилетки этот регион, при создании необходимых экономических и правовых условий, способен стать бюджетно самодостаточным.
Участники заседания единодушно отметили острую необходимость совершенствования законодательства о недрах и налогового законодательства. При этом роль государства как собственника природных ресурсов, по мнению участников совещания, должна сводиться не к прямому бюджетному участию в ее освоении, а к созданию стабильных условий и стимулированию притока инвестиций в природопользование.
Эффективное освоение и использование природных ресурсов одного из богатейших российских регионов - приоритетная задача в деятельности всех без исключения органов краевой власти и хозяйствующих субъектов Красноярья. Более того, это федеральная, общероссийская проблема, от решения которой зависит дальнейшее развитие нашего государства в целом.
Практика показывает, что решение указанных вопросов лежит в нескольких плоскостях. И если законодательные, правовые и административные инициативы находятся в ведении властных структур и ведомств, то инвестиционные, финансово-экономические и производственные усилия - сфера заботы крупнейших в крае природопользователей, таких как Заполярный филиал ОАО «ГМК «Норильский никель».
Концепция производственно-технического развития ОАО «ГМК «Норильский никель» на период до 2015 года предусматривает превращение компании в одного из лидеров мирового горнорудного бизнеса, а это наш общий региональный интерес.
Опыт, накопленный «Норильским никелем», заслуживает пристального изучения для дальнейшего его использования не только на территории Красноярского края, но и в других регионах России.
|
Представляем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с председателем постоянной комиссии по природным ресурсам, экологии и природоохранной деятельности ЗС Красноярского края Юрием Николаевичем ЗАХАРИНСКИМ.
- Юрий Николаевич, разговоры об эффективном освоении природных ресурсов Красноярского края в нынешней ситуации необходимо рассматривать через призму бюджетного и управленческого кризиса....
- Кризис порожден в том числе и неумением власти эффективно использовать то, что составляет основное богатство края, в первую очередь леса, недра. В какой-то степени добыча и производство золота, никеля, меди, платеноидов и алюминия соответствует или превышает долю в структуре общероссийских запасов этих видов минерального сырья. Добыча и переработка их обеспечила в 2002 году более 70 процентов доходов краевого бюджета. Но такому положению радоваться нельзя. Оно свидетельствует об одностороннем использовании богатейшего природно-ресурсного потенциала. Давайте вспомним, что мощности угледобывающих предприятий задействованы едва ли не наполовину, а добыча нерудных полезных ископаемых, таких как магнезиты, тальк и т. п., находится в начальной, если можно так сказать, стадии. Обладая, к примеру, 42 процентами общероссийских запасов свинца и цинка, сосредоточенных в уникальном Горевском месторождении в устье Ангары, то есть в регионе с относительно развитой инфраструктурой, объемы добычи уже длительное время не соответствуют потребностям страны в этом виде сырья. Это значит - сводится на нет социально-экономический эффект от владения месторождением.
- Но есть в крае и положительные примеры, как, олимпиадинское месторождение?
- На уникальных месторождениях, таких как «Олимпиада» и Горевское, отчетливо проявляются пороки существующей системы недро- и природопользования как на федеральном, так и на региональном уровнях. Если на «Олимпиаде» удачно сочетаются три фактора: высокорентабельные запасы, передовые технологии и талантливое организационно-финансовое обеспечение, то на Горевском ГОКе два последних, мягко говоря, далеки от совершенства. В результате ГОК не дает того экономического эффекта, который заложен в лицензионном соглашении на право пользования государственной собственностью - недрами.
- Это значит, что существующий кодекс «О недрах» не способствует эффективности освоения и разработки недр?
- Уже разработан проект нового кодекса «О недрах», который содержит прогрессивные новшества, например, в части передачи недр в пользование. Наряду с действующими лицензиями, основанными на административном праве, администрация президента страны предлагает ввести гражданско-правовую форму недропользования, вплоть до передачи участков недр в концессию.
- Законов у нас много, в том числе и очень хороших, но их выполнение зачастую оставляет желать лучшего. Даже некоторые специалисты предрекают нормативно-правовой форме лицензирования недр плачевный результат...
- Скептиков в любом деле всегда было достаточно. Давайте исходить из того, что позиция «ничегонеделания», пустые надежды на «авось» вообще не способны дать положительного результата. Десять лет шло упование на так называемую «рыночную сознательность» предпринимателей. В результате произошло снижение промышленного производства в крае почти наполовину. Поэтому мы здесь, в регионе, без колебаний поддержим такую законодательную инициативу федерального центра в области природопользования, в которой будет соблюден баланс интересов федерации, субьектов федерации и природопользователей-инвесторов.
К сожалению, ряд предложений по корректировке закона «О недрах» направлен на ограничение прав субьектов при реализации конституционного принципа совместного владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Эти предложения, на мой взгляд, противоречат действующим федеральным законам (Гражданский кодекс, закон «О недрах»), и главное, они приведут не к укреплению федерализма, а к стимулированию местного сепаратизма.
Мы за то, чтобы федеральные законы были главными и определяющими, но федерализм должен подкрепляться правами и обязанностями всех субьектов как центра, так и регионов. Если у центра только права, а у регионов только обязанности, устойчивого развития быть не может.
- Но ведь органы государственной власти субьекта федерации, например, Красноярского края, по Конституции РФ обязаны отвечать за сбалансированное социально-экономическое развитие территории, включая освоение и воспроизводство минерально-сырьевой базы?
- Складывается впечатление, что Министерство природных ресурсов в течение последнего года пытается всеми правдами и неправдами лишить регионы второго ключа от недр и других природных ресурсов. Оно предлагает путем слияния на базе своих территориальных подразделений фактически ликвидировать систему управления природными ресурсами в регионах, причем, ликвидировать именно как часть государственной власти субьекта федерации. Ни к чему хорошему это не приведет - расцветет коррупция, снизится оперативность принятия решений, в конечном счете, ухудшится социально-экономическое положение регионов. Считаю, что необходимо работать на общее благо (федерации и его субьекта), дополняя, а не подменяя системы управления природными ресурсами. Очень важно, с точки зрения конечного социально-экономического эффекта, четко распределить полномочия, определить федеральные и региональные приоритеты в области природопользования и управлять не тем, что легче, например, делить деньги в краевых природно-ресурсных программах, а «выбивать» из федерации средства для решения в крае проблем природопользования федерального значения.
- Какие наиболее значимые проблемы федерально-регионального значения отметили бы вы?
- Давайте вспомним Нижнее Приангарье, а лучше весь Ангаро-Енисейский регион, то есть районы и территории края от Кежмы до Лесосибирска, юг Эвенкии, Таймыра, прилегающие к Ангаре и Енисею и далее на север до Туруханска и Игарки, Норильска. Этот регион, объединенный гигантской водной транспортной артерией Енисея и Ангары, связан железнодорожной веткой с Транссибирской магистралью, содержит богатый, с точки зрения инвестиций и доходности, природно-ресурсный потенциал.
Инвестиционная емкость только горнорудных проектов (без нефти) составляет более двух миллирдов долларов США, а с учетом развития нефтегазодобычи на юге Эвенкии и Приангарья достигает 20-22 миллиарда. И это в перспективе 10-15 лет!
Привлечение инвестиций в ближашие 2-3 года в сумме до пяти миллиардов рублей ежегодно способно к 2004-2005 гг. вывести регион в разряд бюджетно-самодостаточных. Прогноз бюджетных доходов от освоения нефтяных месторождений на севере Туруханского района, при достижении добычи до 10 млн. тонн в год, составит более 7 млрд. долларов, что соизмеримо с шестью бюджетами края 2002 года. Большую социально-экономическую отдачу можно ожидать при освоении Юрубчено-Тахомской зоны нефтегазонакопления. Нефтяные и газовые проекты, несмотря на солидную инвестиционную емкость (от 500 млн. до 5-10 млрд. долларов) и длительный (до 7-10 лет) срок окупаемости, способны создать в крае новый мощный налоговый источник, соизмеримый с ныне действующим налоговым «монстром» - Норильским ГМК и будущим «монстром» - «Русским Алюминием».
- Реализация подобных планов кажется фантастичной в условиях кризиса моноэкономики края. Возможно ли осуществление этих проектов в сегодняшней ситуации?
- Необходимо планомерно и упорно менять ситуацию, вводя в хозяйственный оборот новые горнодобывающие, лесозаготовительные и перерабатывающие предприятия, прежде всего в Ангаро-Енисейском регионе. Для этого необходимы инвестиции в природно-ресурсные проекты в объеме от 500 млн. до миллиарда долларов США ежегодно. Это трудно, особенно сейчас, но вполне возможно при реализации основополагающих условий, к которым я отношу федеральное и региональное природно-ресурсное законодательство, особый экономический режим (статус) при освоении природно-ресурсных регионов...
- Что означает «особый экономический режим»?
- Особый экономический статус, вплоть до организации свободных экономических зон, известен в мировой практике с середины прошлого века и дает при разумном подходе ошеломляющие экономические результаты. В частности, в Китае за последние 20 лет организовано и успешно работает более 20 свободных экономических зон, через которые ежегодно поступают иностранные инвестиции до 40 млрд. долларов, что соизмеримо с годовым бюджетом России. Помимо инвестиций через свободные экономические зоны Китай получил самые современные технологии, которые позволили ему создать одну из мощных экономик мира.
- И в России созданы подобные зоны, однако их эффективность более чем скромная...
- В России, начиная с 1990 года, на федеральном уровне законодательно оформлена организация более десятка особых экономических зон. Однако из них только «Находка» работает с относительно положительным эффектом. Остальные, имея явные признаки оффшора, либо не работают, либо приобрели ярко выраженную криминальную направленность. Главными причинами низкой эффективности являются огромные размеры экономических зон (это целые области, такие как Калининградская, Магаданская, Республика Алтай, Ингушетия и т.д.). В результате они превращаются в «черные дыры» в федеральном бюджете. И, конечно, малой эффективности способствует отсутствие условий, ограничивающих участников по виду производственной деятельности с учетом конечного результата. Это приводит к необоснованным преференциям. В результате, начиная с 2001 года, после введения Налогового кодекса, фактически все льготы по федеральным налогам правительством отменены, либо заморожены. Но главное даже не налоговые льготы, а частые непредсказуемые изменения налогового и таможенного режима, что снижает доверие со стороны инвесторов.
- Следовательно существуют почти непреодолимые препятствия для высокоэффективной деятельности в этих зонах, да и как на практике можно ограничить такую территорию?
- Учитывая положительный и отрицательный опыт создания особых экономических зон в России и за рубежом, предлагается новая концепция организации Ангаро-Енисейской особой экономической зоны. Особый экономический режим предлагается ввести не на всей огромной указанной территории, а только для части природно-ресурсных объектов, где возможна прибыльная для государства, края и инвестора производственная деятельность при условии применения природопользователем на этапе освоения и переработки природных ресурсов этого региона передовых технологий, обеспечивающих конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках. Важно распространить особый экономический режим на действующие горнорудные и перерабатывающие предприятия при условии, что льготы вводятся только на прирост продукции по сравнению с уровнем, достигнутым на время введения особого экономического режима. Такой подход позволит гарантированно сохранить достигнутый уровень налогообложения и налоговых платежей в систему всех уровней и в то же время создаст потенциальные возможности для инвестиций в природно-ресурсные проекты, а следовательно - прирост налогооблагаемой базы. При наличии налоговых и таможенных преференций предлагаемый особый экономический режим позволит в короткое время (2-3 года) обеспечить рост производства, рабочих мест, занятости населения и рост налогов за счет мультипликативного эффекта.
Исходя из сложившейся ситуации в Красноярском крае, в котором воедино сплелись проблемы экономики и управления, мы должны разработать такую модель развития, при которой гарантированно прервется так называемый «затяжной кризис». Край наш сказочно богат, и эти богатства должны приносить пользу и нам, живущим здесь, и стране. Поэтому пора поставить вопрос - доколе центр будет проводить в области природопользования политику «собаки на сене», когда свои права не может реализовать из Москвы, а на местах сводит права регионов к согласованиям, а не к решению проблем?
Сергей ПОПОВ