Публикация решения Центризбиркома о признании действительными результатов выборов губернатора Красноярского края сняла все правовые препятствия для вступления Александра Хлопонина в должность главы краевой администрации. Но днем раньше президент РФ Владимир Путин подписал указ о назначении А.Г. Хлопонина исполняющим обязанности губернатора края. 4 октября 2002 года в администрации Красноярского края состоялось официальное представление на должность исполняющего обязанности губернатора Красноярского края Александра Хлопонина.
Совещание провел полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский. От имени президента он выразил благодарность бывшему исполняющему губернатора края Николаю Ашлапову и всем, кто с ним работал в течение этих сложнейших нескольких месяцев, за то, что они в столь трудное время сохранили социально-экономическую стабильность в регионе, а по многим параметрам жизнедеятельности смогли улучшить положение дел. На пресс-конференции высшие должностные лица Сибирского федерального округа и Красноярского края выразили уверенность в том, что подобные коллизии в России повторяться не будут. Таким образом, указ президента явился закономерной точкой, после которой должна последовать совместная конструктивная работа.
ПОЧЕМУ ИМЕННО ОН?
Александр Хлопонин, благодаря навязанному мировосприятию «наши - чужие», в центре и на юге края воспринимался как «пришлый», хотя на Севере он за короткий срок сумел стать «своим». Однако именно фигура Хлопонина вызвала наибольший интерес жителей края. Во-первых, многие увидели в нем молодого, предприимчивого, успешного, крупного бизнесмена, чье имя не запятнано ни внутренними выборными баталиями, ни внешними сомнительными сделками. Далекий и богатый «Норильский никель» за последние четыре года отдал миллиардные долги, резко повысил производственные показатели. С приходом Хлопонина на Таймыр в качестве губернатора в ТАО возросла заработная плата бюджетников, повысился уровень социальной защищенности, появилась эффективная система снабжения отдаленных поселков. И что очень важно для северян - возобновлено жилищное и бытовое строительство, приведены в цивилизованное состояние автодороги.
Во-вторых, он шел на выборы с пакетом мер по выводу Красноярья из кризисной ситуации (под названием «Пять китов»). Они были озвучены на пресс-конференции в мае нынешнего года. Этот пакет воспринимался серьезно, поскольку, безусловно, Хлопонин имел мощные и давние связи в федеральном центре, в среде промышленников, предпринимателей, управленцев. Он сам себя относит к антикризисным управляющим. Умение эффективно работать в сложных экономических условиях блестяще продемонстрировал еще во время руководства «Норникелем». И, что немаловажно, нетерпимо относится к «криминалу». Личная финансовая обеспеченность, которую он сумел достичь, не переступая рамки закона, незапятнанная репутация позволяют ему очень осторожно и придирчиво выбирать партнеров, не ввязываться в сомнительные сделки. Итак, Хлопонин до выборов - хозяйственник, управленец, но не публичный политик, поэтому избегал ярких, трескучих фраз, предпочитая им холодный, трезвый расчет. Например, он убежден, что Красноярский край, Эвенкия и Таймыр обречены стать единой административной территорией, но путь к объединению нужно пройти поэтапно, без потерь. Уверен в самодостаточности края как в сырьевых, технологических, так и в людских ресурсах. Сейчас подчеркивает, что в его команду, в основном, войдут те, кто много лет связан с Красноярьем. И считает ошибочным ставить политику на главенствующую перед экономикой роль: телега впереди лошади. «В конечном счете, - говорит Хлопонин, - нас всех должно объединять желание укрепить экономическую и политическую мощь Красноярского края, России, поднять благосостояние людей».
Нельзя не признать, что сложившаяся кризисная ситуация в крае способствовала выдвижению Хлопонина. Тот кризис управления, о котором говорили полгода назад, только еще начал проявлять свои последствия. В экономике-то нет никакого кризиса. Пока. Но управляемость территорией в значительной мере утрачена. Появление в этой ситуации как раз кризисного управляющего вполне уместно и логично. Насколько хорош именно Хлопонин в этой роли - вопрос времени. Вспомним, на выборах в его поддержку фактически выступил Союз промышленников и предпринимателей. Они посчитали Хлопонина своим коллегой, воспринимая как удачного менеджера. Ведь когда Хлопонин возглавил «Норильский никель», тот имел задолженность более полутора миллиардов долларов. Потанин в это время заседал «в правительствах». Но, несмотря на близость руководителя «Норникеля» к федеральной власти, именно этот «потанинский период» Хлопонин считает для «НН» наименее благоприятным: не было того, что нынче называют лоббированием.
КАК ЭТО БЫЛО
О работе в должности губернатора Таймыра Александр Геннадьевич говорит ясно и просто:
- Нам многое удалось сделать. Простой пример: несмотря на то, что потери бюджета Таймырского автономного округа в пропорциях оказались даже большими, чем потери бюджета Красноярского края, у нас нет проблем с выплатами работникам, и те социальные программы, которые обещали выполнить, мы реализуем. Удалось сделать ряд серьезных прорывов, если можно их так назвать, в области обеспечения округа. Мы полностью изменили концепции «северного завоза», поставок продовольствия и медикаментов, обеспечения бюджетной сферы. За счет этого сократили в значительной степени расходную часть бюджета. Что касается серьезных объектов капитального строительства, ввода их в эксплуатацию или, скажем, программ, которые связаны с реформированием транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, с реформами коренных и малочисленных народов, то, к сожалению, эти реформы еще окончательно не завершены. Я пообещал, что все реформы будут продолжены, потому что на Таймыре остались вместо меня люди, которые завершат начатое. Конечно, есть морально-психологический вопрос для меня. Северяне поддержали мою инициативу пойти на выборы в Красноярский край, но я не люблю, честно говоря, не доделав до конца то, что обещал людям, скакать с места на место. Тем не менее, ситуация вынуждала, и я считаю, что принял правильное решение.
КАК ЭТО БУДЕТ
Говоря о выводе Красноярского края из кризисной ситуации, Хлопонин подчеркивает, что краю остро нужны средства, но, для того чтобы привлечь их, надо создать условия, при которых у любого инвестора, у любой компании, которая готова финансировать край, была бы уверенность, что инвестиции вернутся. Поэтому первое, что необходимо сегодня сделать, это сформировать в Красноярске правительство. Такое правительство Красноярского края, которое было бы застраховано от того, что вновь пришедший губернатор (неважно, кто это будет) не снимет его в полном составе, не будет формировать новый кабинет и пересматривать обязательства, которые это правительство примет на себя.
Для того, чтобы заниматься перспективой, нужно определить приоритеты, четко понять, на что должна опираться экономика края. Сегодня она опирается исключительно на цветную металлургию, имея другой, достаточно мощный промышленный потенциал. Заниматься всем - бесполезно. Надо выбрать два, три, четыре приоритета. Такие, к примеру, как тяжелое машиностроение, химическая промышленность, лесопереработка, агропромышленный комплекс. И все усилия бросить на развитие именно этих отраслей, которые уже через три-четыре года могут дать экономический эффект. Предприятиям, чтобы становиться конкурентоспособными, надо заниматься модернизацией производства. Должна развиваться сфера услуг, так называемый малый и средний бизнес... Как это будет - покажет время.
Сергей ПОПОВ