Концепция как система представлений о стратегических целях, задачах и интересах края является первым шагом в формировании государственной идеологии, направленной на обеспечение интересов Красноярского края. Она разработана в соответствии с распоряжением губернатора Красноярского края от 17 апреля 2000 года N 455-р. Документ создавался гласно и открыто под эгидой общественного движения "Союз красноярцев". В его подготовке принимали участие ученые Красноярского научного центра РАН, Красноярского отдела Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, Центра стратегического проектирования, Красноярского представительства Института экономики и управления в промышленности по Восточной Сибири при Правительстве РФ, Красноярского госуниверситета, ведущие специалисты управлений и ведомств края.
Красноярский край - субъект Российской Федерации, активный участник межрегиональной, внешнеэкономической и международной деятельности.
При анализе социально-экономических процессов в 1999-2000 годах можно выделить следующие основные черты социально-экономического положения края:
- Структурный кризис экономики, усугубляющийся низкой эффективностью производства и неконкурентоспособностью многих видов производимой продукции, отсутствием инвестиций. Валовый региональный продукт на одного работающего в Красноярском крае хотя и превышает на 1/3 среднероссийский уровень, но уступает в 5 и более раз уровню, достигнутому в развитых регионах мира. Коэффициент использования производственных мощностей в 1999 (2000) году по базовым видам промышленной продукции составил от 2 до 80%. В структуре промышленного производства снизилась до критического уровня роль обрабатывающих отраслей. С рынка готовой товарной продукции край вытеснен на позиции сырьевого донора. Инвестиции в основной капитал в реальном исчислении снизились почти в 5 раз к уровню 1990 года.
- Слабое развитие рыночной инфраструктуры.
- Снижение государственного влияния на деятельность предприятий и развитие отраслей экономики.
- Тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов, обусловленное недостатком оборотных средств, особенно собственных, большой дебиторской задолженностью, низкой платежеспособностью. Промышленность края (без учета цветной металлургии) в целом убыточна. Доля убыточных предприятий превысила 50%. Растет кредиторская задолженность предприятий. С 1995 года она превышает дебиторскую. На 1 января 2000 года по промышленным предприятиям этот показатель составил 77,5 млрд. рублей (более 50% ВРП). Еще более сложным является положение в других отраслях народнохозяйственного комплекса. Так, в сельском хозяйстве удельный вес убыточных предприятий достиг в 1998 году 90%, на транспорте - 70%.
- Наличие большого числа поселений с единственным градообразующим предприятием и низким уровнем развития социальной сферы. В результате кризисных явлений в лесной отрасли и сельском хозяйстве в крае появилось около 200 сел и деревень, где градообразующие предприятия прекратили свою деятельность. В результате высвободилось около 10 тыс. человек. В 101 населенном пункте края с населением свыше 18 тыс. человек прекращена сельскохозяйственная деятельность.
Прекращена деятельность леспромхозов, химлесхозов и других предприятий лесной отрасли в 89 населенных пунктах края, где проживает около 29 тыс. человек, 15 тыс. из которых - трудоспособного возраста.
- Ухудшающиеся условия для эксплуатации основных природных ресурсов - минерального сырья, лесных ресурсов - в связи с экстенсивным истощительным природопользованием.
- Высокий уровень преступности, необходимость эффективных мер для его снижения.
- Значительный удельный вес теневой экономики и скрытых доходов. По имеющимся оценкам на нелегальном положении находится около 10% промышленного производства и транспортных потоков, более 60% торговых операций. Теневая экономика производит 20-25% валового регионального продукта.
Устойчивыми негативными тенденциями последних лет также являются отсутствие системы поддержки среднего и малого бизнеса, иждивенческая психология большинства даже успешно работающих производств, медленная адаптация крупных и средних предприятий к рыночным условиям, рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.
Основными проблемами региона являются:
- Низкое качество жизни основной массы населения. За 1992-2000 годы реальные располагаемые денежные доходы жителей края сократились более чем в 2,5 раза, реальная заработная плата - более чем в 3,4 раза.
- Сокращение сельскохозяйственного потенциала и надежности продовольственного обеспечения региона.
- Исчерпание резервов некапиталоемкого развития топливно-энергетического комплекса и ослабление топливно-энергетической безопасности региона.
- Несоответствие ограниченной и неустойчивой налоговой базы бюджета края возрастающим обязательствам бюджетного финансирования.
- Узкий спектр инвестиционной привлекательности сфер деятельности. Он обусловлен высокой капиталоемкостью крупномасштабных проектов, низкой конкурентоспособностью трудоемких и грузоемких отраслей производства в сочетании с плохим инвестиционным климатом.
- Высокий уровень рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Край обладает необходимыми природно-ресурсными, экономико-географическими, социальными и институционными предпосылками, которые могут стать основой его развития.
Являясь срединным регионом РФ, Красноярский край имеет исключительно важное значение для страны в качестве точки опоры для развития внутреннего рынка и усиления интеграционных связей.
Вместе с тем, уникальность современной ситуации для края заключается в том, что территория региона оказалась на “перекрестке" транспортных коридоров и интересов трех крупнейших полюсов роста мировой экономики: Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Это создает благоприятные условия для укрепления роли края в российской и мировой транспортной системе и расширения внешнеэкономической деятельности региона.
Основной целевой установкой для администрации края является повышение благосостояния жителей края, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
В ближайшие 10 лет в крае требуется создать массовый слой обеспеченного населения с уровнем потребления не ниже дореформенного. Одновременно следует резко до 3-5% сократить долю населения с доходами ниже прожиточного уровня.
Исходя из этого, главными целями социально-экономического развития края являются: на ближайшие пять лет - создание условий для стабильного развития экономики, направленного на улучшение социального положения и материального благосостояния населения; на долгосрочную перспективу - обеспечение устойчивого экономического роста и переход на качественно новый уровень жизни населения края.
Для достижения поставленных целей необходимо:
1. Резко активизировать инвестиции для качественной модернизации производственно-технологического аппарата и поддержания сырьевой базы экономики. Для сохранения производственных мощностей и нормализации процесса их качественного обновления объем производственных инвестиций должен возрасти в 2,5-3 раза.
2. Обеспечение энергетической и экологической безопасности региона. Требования эколого-энергетической безопасности предполагают увеличение расходов на развитие ТЭК и природо-охранную деятельность по сравнению с 1999 годом в 2,2-2,5 раза.
3. Поддержание и развитие социальной инфраструктуры. Для сохранения системы отраслей социально-культурной сферы, поддержания ее развития и проведения реформ требуется увеличить расходы на конечное потребление государственных учреждений, оказывающих социальные услуги, как минимум на 50%.
4. Сохранение и развитие инновационного потенциала, поддержка которого означает прежде всего стимулирование эффективного спроса на инвестиции. Это может быть обеспечено только в рамках повышения инвестиционной активности и технической реконструкции производственного аппарата края на базе продукции красноярских машиностроительных предприятий.
5. Обеспечение финансовой сбалансированности в регионе, формирование консолидированного бюджета, позволяющего гарантировать всем жителям края условия жизни на уровне не ниже минимальных социальных стандартов. Для гарантированного обеспечения финансовой платежеспособности края в ближайшем десятилетии необходимо иметь активное сальдо межрегионального и внешнеторгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 20 млрд. рублей (в ценах 2000 года) при сокращении оттока финансовых ресурсов вдвое.
В данной концепции долгосрочного социально-экономического развития края рассматриваются два пятилетних периода до 2010 года.
Первый этап (2001-2005 годы) - реструктуризация потенциала в направлении развития экспортной продукции, достижения устойчивого развития в базовых отраслях края.
Стратегический прогноз показывает, что если исходить только из нынешнего состояния экономики Красноярского края, то неизбежной представляется ставка на развитие топливно-энергетического комплекса, а также экспортоориентированных сырьевых отраслей промышленности (цветной металлургии, лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности, нефтегазовой промышленности и др.). Вместе с тем в долгосрочной перспективе прочным фундаментом благосостояния края может стать только развитие рыночно эффективных производств обрабатывающей промышленности (машиностроение, легкая, пищевая промышленность).
Несмотря на то, что в настоящее время эти отрасли в наибольшей степени поражены кризисом, в случае их реконструкции можно ожидать, что выход товарной продукции на одно рабочее место в обрабатывающих отраслях окажется значительно выше, чем в сырьевых, а суммарная потребность в инвестициях - намного меньше.
Поэтому уже на первом этапе предусматривается постепенное смещение акцентов, селекция “точек роста" наукоемких несырьевых производств и превращение их в “кластеры роста".
Второй этап (2006-2010 годы) - устойчивое динамичное развитие всего народнохозяйственного комплекса края, насыщение его инновационными технологиями, обеспечивающими расширенное воспроизводство конкурентоспособной наукоемкой несырьевой продукции.
В процессе реформирования экономики края должны быть реализованы наиболее важные федеральные программы: освоение Нижнего Приангарья, конверсия оборонной промышленности, развитие экономики и культуры коренных народов Севера и прочие. Кроме того, предстоит реализация целого ряда региональных программ: развитие нефтегазовой промышленности, стабилизация и развитие агропромышленного комплекса и другие.