Основная цель конференции исследовать проблемы формирования финансового сектора региона, а также определить уровень развития финансовых институтов в крае, перспективы эффективного исполнения ими перераспределительных функций. Второе рассмотреть возможные пути сближения корпоративных интересов финансового и нефинансового сектора.
Особую актуальность эта тема приобретает в связи с тем, что сейчас необходимо восстанавливать производство, ориентированное на внутреннее потребление. Оно в данный период переживает спад, а в экономике края доминируют сырьевые отрасли.
И третий, немаловажный, момент как отметил в своем выступлении Валерий Иванович Сергиенко, координатор "Союза красноярцев», президент Союза товаропроизводителей и предпринимателей края, это преодоление финансистами своей разобщенности, ложно понятого чувства конкуренции и объединение ради интересов региона.
На финансовый потенциал края, в первую очередь, влияет состояние дел в различных секторах экономики и уровень развитости инфраструктуры финансового рынка. По результатам 2000 года на долю Красноярского края приходится 4,2% всего объема промышленной продукции, произведенной на территории России. Характерными особенностями экономики является то, что порядка 83% промышленности края ориентировано на экспорт. А это значит, что ее состояние зависит от конъюнктуры мирового рынка.
За 6 месяцев текущего года промышленные предприятия края произвели продукции на сумму 102440 миллионов рублей. Однако голые цифры мало о чем говорят. Гораздо важнее качественные процессы. А здесь, как отметил заместитель губернатора края, руководитель главного управления развития экономики и промышленности Михаил Иванович Готовко, не все гладко.
- Ситуация в различных отраслях промышленности крайне неоднородна, сказал Михаил Иванович. Рост промышленного производства за первое полугодие текущего года отмечался только в металлообрабатывающей отрасли на 137%, цветной металлургии на 135,5% и черной металлургии на 103,6%. К сожалению, химическая и деревообрабатывающая отрасли снизили объемы производства. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, остановили производство крупные предприятия химической отрасли, такие, как "Сибволокно» и "Сивинит». Во-вторых, износ основных фондов и устаревшие технологии не позволяют сделать продукцию этих предприятий конкурентоспособной, и, в-третьих, негативно влияет на ситуацию и стремительный рост тарифов на перевозки и увеличение цен на сырье.
За первые пять месяцев 2001 года в крае получено 22,2 миллиона сальдированной прибыли на треть меньше, чем за тот же период прошлого года. Доля убыточных предприятий возросла с 48,9% до 49,6%, растет дебиторская и кредиторская задолженности.
Вице-президент ЗАО АИКБ "Енисейский объединенный банк» Владимир Донских в своем выступлении отметил, что непокрытый дефицит внешнего финансирования оборотных средств предприятий края составляет около 70%: "Еще хуже у предприятий обстоят дела с финансированием капитальных вложений. В подавляющем большинстве отраслей краевой экономики основные средства полностью изношены, а оборудование морально устарело. Так, при анализе кредитных заявок попадались предприятия, продолжающие работать на оборудовании, произведенном еще в начале 20 века!"
Естественно, в такой ситуации приобретение оборудования, оцениваемого зачастую в сотни миллионов долларов, без определенных долгосрочных ресурсов для многих предприятий невозможно.
Однако инвестиционная активность многих финансовых организаций оставляет желать лучшего. Наш край по инвестиционной привлекательности занимает 70 место среди регионов России.
За прошедший период нынешнего года на развитие экономики и социальной сферы было использовано 14 миллиардов рублей. Основная доля всех капитальных вложений 51,5% приходится на предприятия цветной металлургии. Остальные предприятия по-прежнему решают проблему инвестиционного финансирования за счет собственных средств. Так, за первое полугодие 2001 года ими было профинансировано 10 миллиардов рублей или почти 80% всех капитальных вложений.
Нужно отметить, что бюджетные средства серьезно влияют на инвестиционную политику. Доля бюджетных инвестиций составляет 13,4%.
Только краевой бюджет проинвестировал 11% от общего инвестиционного портфеля края, что составляет свыше 1,4 миллиарда рублей.
В условиях недостатка собственных средств предприятия края привлекали и кредиты банков, но их доля в структурной инвестиционной составляющей крайне мала 3,2%.
И тем не менее, как считает председатель Восточно-Сибирского банка Сбербанка России Валерий Аралкин, проблемам промышленных предприятий нужно уделять как можно больше внимания: "Ведь каждому известно, что прибыль и прибавочная стоимость слагается непосредственно в производстве. Банки же и другие финансовые компании просто помогают предприятиям перераспределять их. Если будут работать предприятия, то и финансовая система края будет существовать. А оживить предприятия это в наших силах."
Банки: инвестиции дело опасное?
Сегодня на территории края зарегистрировано 11 региональных банков и 20 банковских филиалов, чьи головные конторы находятся за пределами края, и 41 отделение-филиал Восточно-Сибирского банка Сбербанка России. По данным главного управления Центробанка РФ по краю местные банки располагают собственными средствами в объеме 500 миллионов рублей, тогда как у страховых компаний 70 миллионов и у инвестиционных около 14 миллионов рублей. Исходя из этого, можно предположить, что на территории края доминирует банковская форма финансового перераспределения, и именно банки выполняют задачу нормального финансового обеспечения экономического роста. Тогда что же мешает столь внушительному банковскому сектору обеспечивать потребности предприятий в инвестициях? На это есть ряд причин. Во-первых, крайняя ограниченность ресурсной базы региональных банков, высокий удельный вес, порядка 80% налично-денежного обращения, а также отсутствие механизма рефинансирования банков через их участие на межбанковских рынках. И, во-вторых, наличие больших кредитных рисков, связанных с недостаточной платежеспособностью большинства промышленных предприятий.
По мнению заместителя начальника ГУ ЦБ РФ по Красноярскому краю Алиды Ивановны Горьковой, к числу внутренних причин относится и закрытость банковского бизнеса, а также недостаточный уровень корпоративного управления.
Долгосрочные перспективы
В данный момент в крае существуют и более-менее нормально функционируют все основные типы институциональных инвесторов: пенсионные фонды, страховые компании, паевые инвестиционные фонды; неплохие перспективы сулит использование средств создаваемой ныне накопительной пенсионной системы. Их огромный потенциал, к сожалению, пока не реализуется. Да и сам фондовый рынок региона по-прежнему недооценен: в крае совершенно не развит рынок ценных бумаг и облигаций. Отсутствует единый орган, который бы занимался регистрацией вновь образованных акционерных обществ.
Кроме того, не все предприятия заинтересованы в выходе на открытый рынок капиталов. Процесс эмиссии вообще не рассматривается как инструмент привлечения дополнительных финансовых ресурсов. За прошлый год эмитентами края не осуществлено ни одной эмиссии облигаций.
А вместе с тем фондовый рынок сейчас вступает в новый этап своего развития. Его ключевыми задачами являются не только привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, но и защита прав инвесторов. Чтобы это произошло, надо, по мнению экспертов, немного усовершенствовать законодательную базу. Как отметил в своем выступлении Г.Ф. Каячев, председатель Красноярского регионального отделения ФКЦБ РФ, "в крае практически отсутствуют законодательные акты, способствующие проведению дополнительных эмиссий акционерными обществами, имеющими высокий производственный потенциал и способных за счет расширения своей деятельности обеспечить повышенный доход инвесторам. Поэтому основные мероприятия по совершенствованию развития фондового рынка края должны предусматривать разработку местных нормативно-правовых актов и инструктивно-методических документов, которые регулировали бы деятельность рынка ценных бумаг. Помимо этого, необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций, опробовать на региональном уровне схемы и механизмы деятельности фондового рынка. Выработать стратегию и тактику управления пакетами ценных бумаг, находящихся в краевой собственности, создать систему контроля за состоянием портфеля ценных бумаг и инвестиций администрации края и разработать специальную систему обучения руководителей и специалистов предприятия правилам поведения на рынке ценных бумаг».
Страховой бизнес «земляничная поляна» инвестиций
Не вовлеченными в инвестиционную деятельность остаются и финансовые резервы страховых компаний. Тем не менее, страховой бизнес является составной частью концепции стабилизации финансового потенциала края. Как отметил в своем выступлении председатель правления ЗАО КБ "Кедр» "это последняя "земляничная поляна», которую мы еще можем сохранить".
В настоящее время доля страховых компаний в региональном валовом продукте (исключая обороты по обязательному медицинскому страхованию) не превышает трети процента. На территории края аккумулируется около 300 миллионов рублей страхового резерва.
По данным Силачева В.Г., генерального директора СК "Ингосстрах», сейчас на территории края работает 20 региональных страховых компаний и примерно столько же филиалов и представительств иногородних фирм. За полгода объемы платежей страховых компаний составили 1,5 миллиарда рублей.
И вместе с тем ежегодно с территории края вывозятся сотни миллионов рублей иногородними страховыми компаниями. Так, по неофициальным данным из региона уже вывезено порядка 200 миллионов долларов. А эти деньги могли бы работать на благо краевой экономики.
И сейчас остро стоит вопрос: смогут ли сегодня краевые власти и страховые компании создать такие условия, которые бы позволили оставить эти деньги здесь и, более того, заставить их работать в интересах промышленности края, а не иногородних структур.
По мнению Силачева, начинать работу в этом направлении необходимо с обсуждения и принятия необходимого закона, а также с разработки механизма перетока страховых резервов в инвестиционные вложения на территории края.
Негосударственные пенсионные фонды
В одном из интервью журналу "Эксперт» глава Пенсионного фонда России Михаил Зурабов подчеркнул, что деньги пенсионных фондов должны помогать развитию экономики. "Имея пенсионные деньги, отметил он, мы сможем вообще отказаться от западных инвестиций."
По данным А. Маташова, генерального директора НПФ "Сибирский межрегиональный», сегодня в инвестиции негосударственными пенсионными фондами России вложено более 23 млрд. рублей.
В Красноярском крае зарегистрировано два негосударственных пенсионных фонда: НПФ "Сибирский межрегиональный" (объем активов составляет 105 млн. рублей) и НПФ, в отличие от других инвесторов, способны осуществлять долгосрочные инвестиционные проекты. Они могут вкладывать денежные резервы в реструктуризацию промышленного, агропромышленного комплексов, в строительство жилья и других объектов социальной сферы и во многие другие секторы экономики.
- Говоря об инвестировании пенсионных резервов, отметил в своем выступлении А. Маташов, необходимо обеспечить следующие условия: надежность, возвратность и ликвидность вложений. Надежность обеспечивается, с одной стороны, жесткими установленными и контролируемыми государством правилами, а с другой созданием привлекательного инвестиционного климата.
Таким образом, развитие экономического потенциала края, социальная ориентированность экономических процессов напрямую зависят от гармоничного взаимодействия интересов органов законодательной и исполнительной власти, финансовых и нефинансовых институтов региона.
По итогам конференции были выработаны рекомендации, которые, как пообещал замгубернатора края Сергей Качеров, не останутся без внимания исполнительной власти. В частности, предполагается формирование администрацией края и ЗС инвестиционной политики края, определяющей конкретные цели, направления реализации, инструменты, приоритетные отрасли, а также участие в ее реализации профессиональных участников финансового рынка. Необходимо создать работоспособную систему рефинансирования долгосрочных банковских кредитов, предоставленных предприятиям реального сектора экономики. Привлечь кредитные организации, зарегистрированные на территории края и филиалы кредитных организаций, зарегистрированных на других территориях, к обслуживанию краевых проектов и программ. Кроме того, организовать краевой банковский союз ("банковский клуб») в качестве общественного объединения представителей кредитных организаций. Освоить практику банковских пулов для кредитования крупных проектов регионального значения на синдицированной основе. Использовать в работе новые нестандартные платежные средства и технологии (такие, как интернет-бакинг), принятые к использованию в международных платежных системах. Создать такую систему налогообложения, которая бы стимулировала капитализацию банков и расширение ими операций долгосрочного кредитования. Что касается негосударственных пенсионных фондов, то рекомендуется разработать механизм использования средств НПФ для финансирования инвестиций. Разработать механизм перетока страховых резервов в инвестиционные вложения на территории края с учетом определенных принципов возвратности, срочности, платности в пределах установленных Страховым надзором рамок.