- Николай Степанович, что изменилось в системе обязательного медицинского страхования за последние два года работы?
- С прошлого года в систему обязательного медицинского страхования были включены амбулаторно-поликлинические учреждения, а с 1 января 2001 года социально-значимые службы, участковые больницы и скорая медицинская помощь. Это очень положительный момент, прежде всего, для конкретного человека, так как основными нашими функциями как страховой медицинской организации являются обеспечение своих застрахованных качественной медицинской помощью путем финансирования и контроля этой помощи при обращении в медицинские учреждения. И сегодня мы можем контролировать и оказывать положительное влияние на процесс лечения, защищать права застрахованных граждан на всех этапах лечения.
Медицинскими учреждениями это должно приветствоваться, так как между нами существуют договорные отношения, которые являются своего рода гарантией авансирования и оплаты оказываемой населению медицинской помощи.
С 1 июля 2000 года мы формируем резерв предупредительных мероприятий. За счет средств этого резерва финансируются мероприятия по устранению причин некачественного оказания медицинской помощи, профилактике и предупреждению заболеваемости среди населения, способствующих снижению затрат на реализацию «Программы государственных гарантий обеспечения населения края бесплатной медицинской помощью».
Перевод в систему ОМС поликлиник, социально значимых служб, участковых больниц, скорой медицинской помощи, конечно, увеличил объем работы страховщиков. Но нас это не пугает, потому что с увеличением объема «Программы обязательного медицинского страхования населения» увеличилась и значимость страховых медицинских учреждений, страхового медицинского полиса.
- Каким образом ваша страховая компания контролирует качество лечения в медицинских учреждениях?
- В нашей компании работает отдел по защите прав застрахованных, специалисты которого постоянно проводят разъяснительную работу среди застрахованных по части обеспечения государственных гарантий при предоставлении населению медицинской помощи и рассматривают все поступающие жалобы от населения. По обоснованным производится возмещение денежных средств. Так, за первое полугодие 2001 года компанией «Медико-Енисей» было рассмотрено 106 жалоб, 42 из них были признаны обоснованными. Сумма возмещенного материального ущерба составила 21,6 тыс. рублей. В последнее время меньше стало обращений, связанных с жалобами по поводу приобретения за счет собственных средств пациента медикаментов при стационарном лечении. Это свидетельствует о том, что медицинские учреждения стали лучше финансироваться и лучше работать.
- С какими проблемами приходится сталкиваться страховым медицинским компаниям и, в том числе, КСМК «Медико-Енисей»?
- Актуальной для нас сегодня остается ситуация, сложившаяся в южных районах края. Жители этих мест из-за отдаленности от краевого центра вынуждены обращаться за медицинской помощью в лечебные учреждения Республики Хакасия и оплачивать медицинские услуги. Решать проблему необходимо, и мы надеемся на активное участие в этом управления здравоохранения администрации края и Красноярского краевого фонда ОМС.
Сейчас на территории края утверждено 8 целевых программ, в рамках которых населению предоставлены дорогостоящие виды медицинской помощи сверх программы государственных гарантий обеспечения населения края бесплатной медицинской помощью за счет средств Красноярского фонда ОМС.
Дорогостоящие виды медицинской помощи оказывают в медицинских учреждениях, определенных для реализации этой программы, а также в соответствии с очередностью через Управление здравоохранения администрации Красноярского края.
В управление здравоохранения запись на очередь осуществляется по мере обращаемости без учета района проживания и принадлежности застрахованных по ОМС к той или иной страховой организации. Таким образом, жители Красноярска и ближайших районов имеют существенное преимущество на получение дорогостоящих видов медицинской помощи. Кроме того, как показал опыт работы КСМК «Медико-Енисей», специалисты управления здравоохранения не всегда учитывают необходимость внеочередного оказания медицинской помощи.
Страховые медицинские организации настаивают на решении вопроса об определении квот для каждой страховой компании в соответствии с численностью застрахованного населения на оказание медицинской помощи в рамках целевых программ, финансируемых из средств Красноярского краевого фонда ОМС. Это значительно повысит доступность дорогостоящих медицинских услуг для жителей районов края, в том числе и отдаленных, и осуществлять полноценный контроль за реализацией программ будет легче.
- Очень много сейчас говорят о том, чтобы размещать страховые деньги в реальный сектор экономики. Николай Степанович, на ваш взгляд, насколько реальны эти шаги?
- Временно свободные средства резервов страховщик всегда имел право размещать в банковских депозитах и инвестировать в высоколиквидные государственные ценные бумаги. Но дело в том, что этих свободных средств у страховых медицинских организаций не было. В четвертом квартале 2000 года страховые медицинские организации впервые сформировали запасной резерв. Это очень хорошо, значит, «Программа обязательного медицинского страхования населения» финансируется в полном объеме, и есть надежда, что тарифы на медицинские услуги при существующем росте уровня инфляции будут вовремя индексироваться.
Инвестирование финансовых средств это определенный вклад в развитие экономики края, государства. Но, вместе с тем, и огромная ответственность, так как прежде всего необходимо обеспечить возврат этих средств, которые так необходимы нашему здравоохранению.
- Как будет в дальнейшем строиться работа КСМК «Медико-Енисей»?
- Если говорить о перспективах развития ОМС, то мы ждем принятия закона о медико-социальном страховании. Хотелось бы надеяться, что при его разработке не будет упущено то хорошее, что наработано как Фондом обязательного медицинского страхования, так и Фондом социального страхования. Но, главное, мы не должны забывать о здравоохранении в целом и о правах пациента в нем.