В июне нынешнего года исполнилось 10 лет Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Именно этот закон положил начало медицинскому страхованию в России.
Еще на заре перестройки работникам здравоохранения стало ясно, что бюджетное финансирование отрасли себя изживает. Денег уже тогда не хватало. За счастливым фасадом "всеобщего и бесплатного» скрывалась неприглядная, хаотическая картина: никто не мог ответить, сколько денег на медицину уходит, сколько их нужно, почему врачи получают одинаковую зарплату за неодинаковый труд. И примерно тогда же возникла идея создания системы, которая, с одной стороны, контролировала и обоснованно расходовала бы средства за оказанные медицинские услуги, а с другой защищала бы права пациентов. Во всем мире такой системой является медицинское страхование, и Россия в этом смысле не стала оригинальной.
Для того, чтобы реализовать государственную политику по обеспечению всех граждан равными возможностями в получении лекарственной и медицинской помощи, 8 лет назад были созданы территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 7 мая 1993 года было создано государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Красноярский краевой фонд обязательного медицинского страхования.
В условиях экономического кризиса фонды не имели возможности полноценно финансировать здравоохранение, поскольку собрать необходимые средства страховые взносы и платежи за неработающее население из бюджетов районов было крайне трудно. В таких условиях речь могла идти только о выживании, а не о развитии отрасли.
В течение трех последних лет в нашем крае ситуация кардинально изменилась. Сегодня Красноярский краевой фонд ОМС входит в первую "пятерку» наиболее успешных территориальных фондов в стране. Он обрел финансовую устойчивость, достаточную не только для выполнения программы государственных гарантий обеспечения населения края бесплатной медицинской помощью, и смог профинансировать ряд отдельных мероприятий по здравоохранению и региональных целевых программ. Появившиеся в фонде временно свободные финансовые средства в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг в российских и региональных банках, что разрешено действующим законодательством. Таким образом, территориальный фонд создает инвестиционный потенциал края, работает на его интересы. Происходит это потому, что многие промышленные предприятия, в том числе расположенные на территории края, не имеющие достаточного количества оборотных средств, не в состоянии без заемного капитала эффективно работать, для чего берут кредиты в банках, в том числе в тех, в которые свои свободные средства вкладывает ФОМС. Иными словами, деньги Красноярского краевого фонда ОМС работают, в том числе на поддержание промышленности, от состояния которой в конечном итоге зависит дальнейшее развитие внебюджетных фондов, в том числе фондов ОМС. Подобного рода инвестиционная деятельность возможна только при наличии свободных денежных средств в фонде, появляющихся при условии профицитного бюджета фонда. О том, дефицитен или профицитен бюджет краевого ФОМСа в этом году, а также о том, каково на сегодняшний день финансирование здравоохранения края в целом, наша беседа с директором Красноярского краевого фонда обязательного медицинского страхования Сергеем Витальевичем Козаченко:
- В этом году бюджет фонда составит 3 млрд. 100 млн. рублей. Он сбалансирован и, я полагаю, будет исполнен в полном объеме. Итоги первого полугодия указывают на то, что мы не получим особого профицита бюджета, но не будет и его дефицита. Это нормальный показатель, означающий, что мы верно выстроили прогнозы на текущий год и обеспечили исполнение бюджета. Обеспечение утвержденного в виде Закона Красноярского края бюджета в количественном выражении, с соблюдением всех статей финансирования в доходной и расходной части основная задача фонда. В бюджете краевого фонда на этот год заложено финансирование программы государственных гарантий по обеспечению бесплатной помощи населению и 10 целевых программ, а также планируется приобретение медицинского оборудования и компьютерной техники для медицинских учреждений края.
В прошлом году, когда доходная часть бюджета фонда была исполнена с профицитом в 800 млн. рублей, на финансирование расходной части были направлены дополнительные средства. Под профицит бюджета краевым Законодательным собранием была утверждена целевая программа по обеспечению медицинских учреждений края дополнительным медицинским оборудованием на сумму в 250 млн. рублей. Это в своем роде инвестиции в промышленность, производящую медицинское оборудование. К сожалению, в Красноярском крае нет крупных производителей медицинского оборудования и лишь одно предприятие по выпуску лекарственных средств "Красфарма», в связи с чем основные тендерные закупки оборудования и лекарственных средств фонд вынужден осуществлять за пределами края. В прошлом году в объявленном конкурсе победило московское предприятие ВНИИ МП "Вита» один из крупнейших отечественных производителей наркозно-дыхательной медицинской техники. По итогам конкурса между краевым фондом и фирмой "Вита» был заключен контракт на поставку оборудования на сумму, являющуюся годовой программой для данного предприятия. Если учитывать, что на этом предприятии трудятся несколько тысяч человек, скольких людей фонд обеспечил работой?! Кроме того, по итогам переговоров между руководством фонда и предприятия "Вита» достигнута договоренность о том, что полученная прибыль будет направлена на создание новых образцов медицинской техники. Подобные примеры дают право утверждать, что фонд способствует созданию конкурентоспособной медицинской техники в России и развитию отечественного производства медицинской техники и лекарственных средств в целом.
- Сергей Витальевич, какая часть собранных фондом средств будет направлена в медучреждения, работающие в системе ОМС?
- Практически все средства бюджета фонда, а он, как уже было сказано, в доходной и расходной части в этом году составляет 3 млрд. 100 млн. рублей, будут направлены на здравоохранение, в том числе в медучреждения, работающие в системе ОМС, а также на формирование финансовых нормативов. В среднем, ежемесячно около 200 млн. рублей направляется фондом на финансирование медучреждений, отдельных целевых программ и приобретение медицинского оборудования и компьютерной техники. За первые 6 месяцев этого года мы потратили около 1 млрд. 300 млн. рублей на расходную часть. Это больше прошлогоднего показателя.
- Интересно было бы узнать, какие конкретно проекты по обеспечению медикаментами, оборудованием были поддержаны в медучреждениях благодаря Красноярскому краевому фонду ОМС?
- В текущем году краевой фонд финансирует порядка 10 целевых программ. Самая дорогостоящая из них около 100 млн. рублей программа кардиохирургической помощи населению края. Она предполагает закупку оборудования и оплату всех расходов на проведение дорогостоящих кардиологических операций. В среднем одна такая операция обходится в 40 тысяч рублей. Благодаря тому, что мы уже третий год финансируем эту целевую программу, на долю Красноярского края в настоящее время приходится наибольшее количество всех кардиохирургических операций в России. И это при том, что до прошлого года наш край не был в списке городов, где развита кардиохирургия. Поскольку сердечно-сосудистые заболевания являются одной из главных причин смертности в России, мы намерены и в дальнейшем поддерживать этот вид помощи.
Еще одна целевая программа, финансируемая из фонда третий год "Детская гематология и онкология». Она направлена на обеспечение детей края и прилегающих к нему Хакасии и Тувы, страдающих онкогематологическими заболеваниями, полным курсом бесплатного лечения. Стоимость лечения одного такого ребенка доходит до 10 тысяч долларов. В текущем году на эту программу ФОМС планирует потратить 13,5 млн. рублей. Поскольку есть подтверждения специалистов, что в случае ранней диагностики онкогематологических заболеваний детей можно спасти от гибели и вернуть к нормальной полноценной жизни, данный вид помощи будет развиваться и в дальнейшем.
В последние годы краевой ФОМС приступил к финансированию дорогостоящих ортопедических операций, потребность в которых очень высока. Есть соответствующая целевая программа. В прошлом году эта программа была профинансирована ФОМСом на 3 млн., в этом году на нее планируется затратить 6 млн. рублей.
Кроме вышеперечисленного, Красноярский краевой ФОМС финансирует целевую региональную программу по закупке медицинского оборудования для Норильского роддома, впервые в этом году краевой фонд ОМС будет финансировать целевые программы по кардиоревматологии, детской кардиохирургии.
В 2001 году краевым ФОМСом объявлен конкурс на закупку компьютерной техники для медицинских учреждений на сумму в 33 млн. рублей. Подобный конкурс в крае фонд проводит уже третий год подряд, на закупку компьютерной техники уже затрачено порядка 50 млн. рублей. Проведение таких конкурсов напрямую связано с подготовкой систем ОМС и здраво-
охранения края к созданию единой информационной системы. Управлять такими огромными системами, как здравоохранение края и ОМС, в состав которых входят около 200 медучреждений, Красноярский краевой ФОМС со своими филиалами, 7 страховых компаний, органы управления здравоохранения края, фармкомитеты, без применения новых информационных технологий и компьютерной техники невозможно. В настоящее время разработана концепция информатизации здравоохранения края, в текущем месяце планируется утвердить программу ее развития до 2005 года.
- Каковы, по Вашему мнению, перспективы развития ОМС в крае?
- Глобальные перспективы развития страховой медицины в России определил Президент РФ в своем послании Федеральному собранию. По его мнению, в ближайшее время должно быть завершено создание законодательной базы, обеспечивающей окончательный перевод российского здравоохранения на страховые принципы оплаты. Таким образом, Президент поставил перед правительством и законодателями задачу обеспечить дальнейшее развитие страховой медицины в России. А страховая медицина может развиваться только на принципах обязательного медицинского страхования.
Мы в крае тоже последовательно идем к тому, чтобы все виды медицинской помощи финансировались за счет средств краевого фонда ОМС. Так, в прошлом году от финансирования из бюджета к нам перешла поликлиническая помощь, со следующего года Красноярский краевой фонд планирует начать финансирование родовспоможения и консультативно-поликлинической помощи. Так что мы уже встали на путь перевода здравоохранения края на страховые принципы оплаты.
Оксана БОНДАРЕНКО