- Саркис Александрович, расскажите, почему возникла необходимость строительства армянской церкви в Красноярске?
- В Красноярске живёт большое количество армян. И поэтому, чтобы не забывать армянских традиций, языка, своей истории, было решено построить этот архитектурный памятник.
- Как продвигается строительство, возникают ли проблемы?
- После того, как армянская автономия прошла соответствующие процедуры и получила необходимую документацию, я был избран руководителем строительства армянской церкви. Остаюсь им до сегодняшнего дня. Очень долго нам пришлось ждать выхода проектной документации. После её получения начали строительство. Основное финансирование ведётся мной и моим окружением. Конечно, диаспора помогает, но не в таком объёме, как ожидалось и хотелось бы. Есть, конечно, очень много порядочных, добросовестных людей, которые участвуют в строительстве и оказывают посильную помощь. Бывает и так, что приходится просить и уговаривать, ведь необходимо завершить строительство. Но это не дело, пожертвования должны быть добровольными, от чистого сердца. Тяжело приходится, но, тем не менее, уже ведутся отделочные работы.
- Когда вы планируете завершить строительство церкви?
- В октябре 2001 года. Ведь этот год юбилейный -1700 лет принятия христианства Арменией. Поэтому я беру на себя обязательство, конечно же, с помощью диаспоры - сдать церковь в намеченный срок.
- Скажите, кто оказывает помощь, кого бы вы хотели отметить?
- Большую помощь оказывает Хачик Цолакович Хачатрян. Он ведёт работу непосредственно с проектировщиками, с диаспорой, с красноярскими армянами, - спасибо ему. Как руководитель строительства церкви я хочу отметить, что он всегда рядом, переживает за всё от души.
Хотелось бы назвать и других. Очень активно мне помогает Камо Александ рович Мурадян, нельзя не отметить бригадира строительной бригады, который очень активно ведёт работу - это Арарат Альбертович Багдасарян. Также хочу назвать других: Газоян Агаси, То-меян Норик, Авоян Спартак, Мелоян Наири, Киракосян Степан, Исоян Александр, Варданян Жора, Манукян Ара-ик, Аршакян Араик, Саргсян Рома, Хур-шутдян Александр, Бабаян Вачик, Ару-тюнян Юрик, Беджанян Геворг, Караго-зян Вардан, Кашинян Григор, Санатян Араик, Саркисян Борис, Узунян Стёпа, Степанян Армик, Сунасян Артур, Ка-рян Валера, Саргсян Сейран, Хачатрян Хорен, Арутюнян Ашот, Бабаян Арам, Ераносян Санвел, Варданян Вардан, Давтян Гагик, Багдасарян А., Торосян Аршак, Маргарян Давид, Ерицян Акоп, Абаджанян Андо, Галоян Алик, Ераносян Григорий, Маркосян Вардан. Хочется выразить слова благодарности краевой и городской властям. Они понимают, что эта церковь будет являться не только памятью армян, но и памятником архитектуры города.
- Не хотели бы вы что-нибудь сказать либо пожелать армянам, проживающим в Красноярске?
- Мне очень хотелось бы обратиться ко всем армянам, проживающим в Красноярске, с просьбой принять участие в строительстве церкви. Ведь это, по сути, единственный участок земли, куда мы можем прийти пообщаться, вспомнить традиции, обряды. Наши дети, придя туда, смогут послушать проповедь на родном языке и на какое-то время ощутить себя на родной земле. Именно поэтому я прошу всех армян внести свой вклад в завершение строительства церкви, каждого - кто сколько сможет.
В заключение я хотел бы сказать, что несмотря ни на что, церковь будет сдана.
Учиться, чтобы выжить!
Известно, что театр начинается с вешалки, опера с увертюры, молитва с веры. Так же душа народа заключена в начале начал - его языке.
Именно с языком мы узнаем первые проявления окружающего мира, понимаем, что тёплые ласковые руки - это мама, жёлтые ласковые лучи - это солнце; именно с языком приходит в нашу жизнь слово "любовь".
История многих цивилизаций богата особым, трепетным отношением к родному языку. Известны случаи, когда из осаждённых крепостей спасали не золото, не драгоценные одежды, нет! Из пламени, рискуя жизнью, выносили... книги. Книги - сосредоточение мудрое ти и культуры тысячелетий.
И в наше время остаётся актуальным вопрос: а кто мы? Откуда пришли? Куда идём? Поиск ответов на эти вопросы заставляет задуматься над тем, что каждый из нас способен принести своему народу, своей семье, детям.
История нескольких геноцидов в жизни армянского народа омрачалась в недавнем прошлом событиями вокруг Нагорного Карабаха. Все помнят бурю возмущения и негодования, акции протеста и голодовки, военную помощь армян всего мира. И тем более горько осознавать, что многие из выехавших тогда за пределы Карабаха детей не знали толком ни родного языка, ни родной письменности. Это, конечно, можно объяснить тяжёлыми социально-политическими условиями, в которые были поставлены жители карабахской автономии. Но что мешает нам, живущим на сибирской земле, сохранять нити связей с родным домом, с нашей Арменией?!
И связи эти, в первую очередь, - наш язык! Язык, на котором мы слышали в детстве колыбельные матерей, на котором объяснялись в чувствах любимым, на котором теперь мы можем учить наших малышей.
Создание оригинального армянского алфавита, широкое распространение грамотности в начале V века было задумано Месропом Маштоцем и его великим сподвижником Сааком Пертевом. Это было не только актом просвещения, повлекшим за собой рождение литературы на родном языке - религиозной, научной, художественной - но и обеспечило рост народа, разделённого в то время между Византией и Персией. Наряду с нашей христианской верой мощным источником сил народа для его выживания стали культура, искусство, книга.
Содержащиеся в них родной язык, вера, знания, красота, поэзия, конечно, сами по себе не могли отвести грозящий меч, но спасали народ тем, что сохраняли в человеке человека, в армянине - армянина, сберегали память о прошлом, утверждали высокие ценности гуманизма и патриотизма. Эта великая миссия - спасение нации - в полной мере сохраняется и сегодня.
И сегодня, как и много веков назад, оплотом единения армян вновь становится вера, культурные традиции, язык. Может быть, потому с таким упорством строится первая в Красноярске армянская церковь, в которой два класса предназначены для обучения всех желающих армянскому языку. В первую очередь, конечно, детей.
Для них, кстати, уже пять лет работает воскресная школа. Каждую субботу с 14 до 17 часов в Культурно-историческом центре на Стрелке, площадь Мира, 1, проходят занятия, на которых присутствуют от 10 до 30 учеников. Помимо языка дети изучают историю своего народа, литературу, учатся армянским песням и танцам, читают стихи на родном языке. Преподаватели школы Грета Пакоян и Айкуш Хачатрян работают на общественных началах, исключительно из любви к своим землякам, к нашим с вами детям.
На фоне таких подвижников тем более непонятно безразличие, присутствующее порой у некоторых членов общины, считающих, по-видимому, что для армянина, живущего в России, владеть в совершенстве родным языком - вещь хоть и желательная, но далеко не обязательная.
Ошибаетесь, господа! Если мы с завтрашнего, нет, даже с сегодняшнего дня не изменим своего отношения к данной проблеме, то через 10-15 лет мы рискуем оказаться в положении тех карабахских армян, дети которых лишены источника высшей радости для соплеменников - общения на родном языке.
И в один прекрасный день вы сможете обнаружить, обратившись к вашему отпрыску со словами "азиз джан", что он не понимает вашего обращения. И тогда вам останется только с горечью признать, что это вы, именно вы, лишили его шанса узнать свой родной язык, свои корни. Не лишайте его такой возможности. Дайте ему этот шанс, господа!