Армяне - древний народ. Их священная гора Арарат именуется персами "Кохи- Нух" - Ноевой горой. По библейскому преданию, здесь по окончании потопа оказался Ной. Позднейшие легенды повествуют об остатках Ноева ковчега, которые можно было видеть на вершине Арарата (Иосиф Флавий "Иудейские древности"). Любопытно, что в 1915 году, в разгар Первой мировой войны, по поручению императора Николая II на Арарат была послана археологическая экспедиция на поиски остатков Ноева ковчега.
Как всякий древний народ, армяне прошли через сложные этапы взросления. Тогда, на заре своей христианской истории, они приняли Бога Слово (Божественный Логос), постигли его не только умом, но и сердцем. В борьбе человеческого и звериного начала 1700 лет назад армяне безоговорочно приняли Человека. Не абстрактного "человека вообще", а Человека как образ и подобие Бога, вне расовых и социальных различий. Именно такого Человека - грешащего, но способного к раскаянию -должна была поддерживать христианская религия любви и сострадания.
Но ещё за четверть века до Никей-ского собора усилиями святого Григория Просветителя и царя Тиридата Великого (287-330 г.г.) Армения приняла христианство. В 303 году на том месте, где ему явился в видении Спаситель, Григорий Просветитель основал монастырь Эчмиадзин. Хотя монастырь много раз разрушали персы и турки, он стоит и поныне. Согласно преданию, в ризнице этого монастыря хранится копьё, которым был пронзён бок Иисуса Христа, когда он испустил дух на кресте.
В середине V века Армения была подвергнута тяжкому испытанию. Са-санидский царь Иездегерд II решил утвердить официальный персидский зороастризм в Закавказье, в первую очередь в Армении. Во главе с полководцем Варданом Мамиконяном, "взявшим в руки щит веры", как написал армянский историк VII века епископ Себеос, Арме ния восстала. Решающая битва произошла на Аварайрской равнине 26 мая 451 года. Персы в три раза превосходили армян численностью. Вардан Мамиконян пал смертью храбрых. Персы одержали пиррову победу. После этой битвы они навсегда отказались от введения зороастризма в Армении, ставшей после этого центром христианства в Закавказье. Когда на авансцену истории вступила Россия, то она только потому смогла защитить христианскую Армению от полного её истребления, что сама семью веками позже приняла христианство.
И потому настал час вспомнить дату - 1700 лет - и подумать, почему же именно Армения первой возложила на свои плечи крест и понесла его в будущее? Не потому ли, что в наше время она пытается возвестить миру своими нескончаемыми бедствиями о той опасности, перед которой оказался мир, остановить его над пропастью? В этом смысле в год 1700-летия принятия Арменией христианства пришла пора вспомнить о её священной миссии в мире и воскресить её.
Национальная культурная армянская автономия
В 1988 году после трагических событий, произошедших в Армении, назрела необходимость оказания посильной помощи пострадавшим. Именно это обстоятельство послужило поводом создания в Красноярске организации армян.
Впоследствии организация стала культурной национальной автономией, входящей в состав общероссийской об-щественной организации "Союз армян России". Перед ней стоял более широ кий спектр задач, так как после землетрясения в Армении, Карабахских со бытии и распада Союза многие армяне переехали в Сибирь. На сегодняшний день в Красноярске проживает уже око ло 8 тысяч армян.
О работе автономии в Красноярске рассказывает ее руководитель Хачик Цолакович Хачатрян.
- Пять лет назад наша организация открыла армянскую воскресную школу. Ведь многие армяне в Красноярске живут уже помногу лет, многие дети родились здесь. Несмотря на то, что дома родители разговаривают с детьми на родном языке, всё же ребятишки ходят в русские школы, а без занятий чтением и письмом родной язык забывается. Поэтому мы ставим цель научить детей писать и читать, а также познакомить с историей Армении. В воскресной школе изучают армянский язык, литературу, историю, проводят различные культурные мероприятия, принимают участие в городских и краевых мероприятиях, сотрудничают с другими национальными диаспорами.
В декабре Красноярск посетила делегация общероссийской общественной организации "Союз армян России" во главе с её президентом. Наряду с другими встречами они посетили и воскресную армянскую школу, где рассказали о целях и задачах "Союза...". Они отметили, что со следующего года дети, чьи родители являются членами "Союза армян России", закончившие высшие учебные заведения с красным дипломом, будут получать денежную премию и со стопроцентной гарантией получат работу по специальности. Вот такая программа предусмотрена "Союзом...". Она касается также и Красноярской армянской автономии.
Наша организация также ведёт строительство церкви. Уже 1700 лет прошло с тех пор, как армяне, одни из первых, приняли христианство на государственном уровне. Это во многом решило дальнейшую судьбу армян. Ведь, находясь веками среди других религий, армяне смогли сохранить свою религию, язык, литературу, письменность. Армянский народ не был уничтожен благодаря церкви. Поэтому, когда в Красноярске (со времени распада Союза) поселилось много армян, и люди почувствовали, что живут в другом государстве, появилось желание и необходимость объединяться. Было предложено построить в Красноярске армянскую церковь.
По решению совета я побывал в Эч-миадзине, духовном центре армянской церкви, затем - у бывшего руководителя Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской апостольской церкви архиепископа Тирана. Получил все необходимые разъяснения, узнал, что необходимо подготовить устав церкви, нужен учредитель. По возвращении в Красноярск на совете автономии приняли необходимые решения. По предложению Арутюняна Овика решили назвать церковь по имени Святого Саркиса. На учредительном собрании церкви было утверждено название "Сурб Саркис" (Св. Саркис). В дальнейшем были подготовлены соответствующие учредительные документы, утверждён и согласован устав, а в сентябре 1998 года зарегистрирован Управлением юстиции Красноярского края.
Под строительство церкви городскими властями был выделен земельный участок. Наш красноярский архитектор Арек Саркисович Димерханов взял на себя проектирование здания. После утверждения проекта учредителями церкви приступили к строительству. Многие армяне активно участвуют в строительстве церкви. Саркис Александрович Мурадян является руководителем стройки и более чем на 90 процентов ведёт все необходимые работы за счёт собственных сил и средств.