Публика, приходящая на его концерты, необычайно разная: молодежь, люди постарше, дети. Пожалуй, молодежи чуть больше, чем всех остальных. Зал всегда полон. Каждое выступление сопровождают овации. Этот артист заставляет восхищаться и замирать от восторга людей разных вкусов и поколений. Наверное, удивительный факт для нашего времени, ведь речь идет о скрипаче.
Красноярским любителям музыки этого человека представлять не стоит, им он уже хорошо знаком. Вардан Маркосян. Отважный экспериментатор в области синтеза классики и современной музыки. Молодой и талантливый.
Не верится, что еще два года назад это имя большинству красноярцев ни о чем не говорило. То был период до "Парада страстей".
До "Парада страстей"
В том периоде остались работа в оркестре Красноярского театра оперы и балета, куда Вардан Маркосян был приглашен главным дирижером театра Анатолием Чепурным. Там он проработал пять лет. До этого около полугода Вардан преподавал в музыкальной школе города Братска. Закончил Ереванское музыкальное училище имени Арно Бабаджаняна, затем консерваторию.
Вардан был совсем маленьким, когда после прослушивания в музыкальной школе учителя обнаружили у него абсолютный музыкальный слух. Способный мальчик, какие в учебных заведениях встречаются довольно часто. Некоторое время юный Вардан подумывал стать географом. Уж очень его увлекало знакомство, пусть и заочное, с разными экзотическими странами. Они с отцом очень часто тогда играли в "города", "реки", "страны".
И все же делом жизни стала музыка. Наверное, во многом заслуга родителей, что четверо из шести детей в их семье стали музыкантами. Хотя старшие Маркосяны сами к музыке отношения не имели. Отец, по образованию историк и юрист, долгие годы возглавлял художественную галерею в родном Вардану городе Мартуни. Мать - медсестра. В доме Маркосянов музыку очень любят. Дети посещали музыкальную школу, девочки учились игре на фортепиано, Вардан - на скрипке. Вардан был самым младшим ребенком в семье.
Удачный эксперимент
Известность к музыканту пришла совсем недавно - около двух лет назад, после создания авторской программы "Парад страстей". Последняя была своеобразным экспериментом, попыткой заявить о себе, попробовать себя в новом интересном деле. Это была своего рода авантюра, но авантюра в хорошем смысле этого слова. Как говорит сам Вардан, "Парад страстей" сложился стихийно. Работа в оркестре, бесконечные подработки в ресторанах, ночных клубах - все это удовлетворения не приносило. Настал период, когда нужно было круто менять жизнь или оставлять все как есть и больше не возвращаться к этой теме. И, наверное, не случайно жизнь свела его с Надеждой Захарченко - завлитом, художником, творческим человеком. На ней сегодня держиться все: от оформления сцены до организации концертов. И тогда же Вардан встретил красноярского аранжировщика Романа Хромова. Исполнение произведений классического, народного и популярного репертуара в современной аранжировке - вот на чем решено было остановиться. Выбор был сделан не случайно. Тенденция перехода к современным аранжировкам вполне очевидна. Во многом это попытка приобщить к искусству молодежь, которой классические произведения кажутся скучными и неинтересными. Как сказала в одном из своих интервью ныне всемирно известная Ванесса Мей, "если ты действительно любишь музыку - ты хочешь изменить ее для своего поколения для лучшего восприятия". Вардан Маркосян предпринял такую попытку. Правда, в отличие от Ванессы, Вардан играет не на электроскрипке, а на обычной акустической скрипке. Инструмент, как говорит сам Вардан, не самый лучший. Но что делать. На покупку нового пока средств нет.
Постепенно вокруг красноярского скрипача сложился творческий коллектив, объединивший ТЮЗ, театр оперы и балета, театр драмы имени Пушкина и театр музкомедии. Всем этим людям были интересны в искусстве новизна и эксперимент.
Мнения по поводу "Парада страстей" были разными. От бурного восторга до резкого неприятия. Классику в современной аранжировке до сих пор приемлют не все. Очень важна в этот период для Вардана была моральная поддержка начинания его учителем, профессором Ереванской консерватории.
А когда на одном из концертов побывал известный петербургский хореограф, заслуженный деятель искусств России Александр Полубенцев, и увиденный проект произвел на него впечатление, Вардан понял, что он на верном пути.
Спектакль "Наваждение"
Презентация новой программы "Наваждение" состоялась в феврале нынешнего года в театре музыкальной комедии. Это цельный спектакль, в котором гармонично сочетаются скрипка, вокал и балет. По сравнению с "Парадом страстей", "Наваждение" подготовлено на более высоком профессиональном уровне. Спектакль поставил питерский хореограф Александр Полубенцев. Красноярцам он знаком по постановкам в Красноярском театре оперы и балета, среди которых "Жизель", "Дон Кихот", "Кармина Бурана", "Лебединое озеро". Все это классический репертуар, однако Вардану и его творческой группе удалось "заразить" маэстро новой идеей. Иначе чем объяснить согласие известного постановщика работать с начинающими новое дело артистами за мизерный, по его меркам, гонорар. К сожалению, большего в театре Вардана Маркосяна ему предложить были не в состоянии.
Сам Вардан в новом спектакле предстает не только в музыкальном, но и актерском амплуа. Скрипач выступает в роли пилигрима, странствующего по странам и эпохам в поисках вечных ценностей. Стоит заметить, что актерский дебют Вардана Маркосяна состоялся чуть раньше, в кальмановской "Марице", где он исполнил роль цыгана-скрипача.
Приятной неожиданностью для зрителей, пришедших на спектакль "Наваждение", стала встреча с солистами театра оперы и балета, заслуженными артистами России Ларисой Марзоевой (сопрано) и Анатолием Березиным (бас), а также солистами театра музыкальной комедии Ириной Синельниковой и Игорем Сметаниным. Кроме того, в спектакле заняты одна из лучших характерных танцовщиц, балерина Елена Югова и заслуженный артист России Игорь Климин. Нельзя не отметить удачную работу ученицы хореографического училища Жанны Писаревой, дебют которой состоялся в "Параде страстей".
Музыкальную основу "Наваждения" составили известные классические произведения и народные мелодии в аранжировке Романа Хромова.
В оформлении спектакля использованы работы московского художника Артура Казаряна, некогда выпускника красноярского художественного института, а ныне участника многих зарубежных и российских выставок.
Удивительно то, что постановка спектакля заняла 10 дней, точнее даже будет сказать, ночей. Так требовали обстоятельства. Артистам пришлось мобилизовать все силы для того, чтобы вместо привычных четырех-пяти месяцев уложиться в небольшой срок.
Театр Вардана Маркосяна
Сегодня объединившихся вокруг Вардана людей называют не просто творческой группой, а театром. Театром Вардана Маркосяна. Пока театр не имеет собственной крыши над головой. Для репетиций арендует Красноярский Дом актера, кстати, именно на сцене этого театра к неизвестному никому тогда Вардану пришла популярность. В настоящее время постоянной площадкой, где проходят спектакли театра Маркосяна, стал театр музыкальной комедии.
Как говорит сам Вардан, львиная доля сборов от концертов уходит на аренду театра, а если еще учесть, что нужно выдавать зарплату артистам, платить аранжировщику, звукорежиссеру, делать декорации, шить для артистов костюмы, реализовывать новые творческие проекты, то денег практически ни на что не остается. Так что заморских вилл и шестисотых мерседесов у красноярского музыканта нет, вопреки имеющемуся мнению, что театр Вардана Маркосяна - проект исключительно коммерческий.
Сложившийся творческий коллектив Вардан называет не иначе как "звездным", да оно и действительно так, поскольку здесь собрались настоящие профессионалы своего дела, объединенные общей идеей и невероятным желанием творить.
"Наваждение" - не только спектакль
В театре Вардана Маркосяна постоянно витает множество идей. Идей разных. Как говорит сам скрипач, иногда их приходится даже сдерживать, поскольку воплотить все просто физически не хватит ни сил, ни возможностей.
И все же некоторые из них реализуются. Например, после удачной премьеры спектакля "Наваждение" решено было сделать подарок для поклонников и друзей в виде коробки конфет под одноименным названием. Изготовлена она была на фабрике "Краскон". Коробку украсила картина Артура Казаряна "Ангел". Именно эта картина стала визитной карточкой, символом проекта "Наваждение". Также ее можно увидеть на новых цветных афишах театра Вардана Маркосяна.
Но это не все. Красноярский скульптор Виктор Мосиелев подготовил памятную медаль, на которой изображен Вардан и скрипка. Несколько экземпляров подарочной медали выполнены в бронзе, остальные - из более дешевых материалов. Поклонники творчества Вардана, пришедшие на его концерт, прямо в фойе театра могут приобрести такую медальку себе на память.
Кроме того, Виктор Мосиелев изваял скульптуру "Армянское радио", в которой Вардан Маркосян изображен на старинном трехколесном велосипеде. На голове его - кепка, а в руках неизменная скрипка. В настоящее время скульптуру можно увидеть в выставочном зале местного отделения Российской академии художеств.
Хоть глазочком заглянуть бы...
О своих творческих планах Вардан, впрочем, как большинство людей мира искусства, предпочитает не распространяться - вдруг не осуществятся. Говорит только, что на достигнутом останавливаться не собирается, новые задумки уже есть, притом интересные. Обмолвился, правда, что если все сложится удачно, в этом году сможет побывать с гастролями в родной Армении. Наверняка, будет возможность хоть ненадолго заскочить в свой город Мартуни. Соскучился по родным неимоверно. Шутка ли, пять лет не был в отчем доме. Да ведь там и друзья, одноклассники. "Встречать будут!" - Вардан мечтательно закрывает глаза. Помня об известном армянском гостеприимстве, трудно не поверить.
***
Вардан считает, что судьба к нему благосклонна. Повезло с прекрасными педагогами, преданными друзьями, с удивительными творческими встречами, благодарными слушателями, преданными поклонниками. Быть может, тому заслугой личное обаяние этого человека, его душевная щедрость, желание отдавать… Не случайно в разговоре Вардан вспомнил известную кавказскую пословицу: "Сделай добро, брось его в воду. Рано или поздно оно к тебе вернется".
И еще. Однажды авторитетный человек сказал Вардану, что много людей, причем людей талантливых, останавливаются за 10% до успеха. Эта фраза как-то сразу запала в душу молодому скрипачу, и он решил, что ни за что на свете на полпути не остановится и добьется успеха во что бы то ни стало, несмотря на бессонные ночи и годы безустанной работы. И успех пришел, хотя сам Вардан убежден, что это только начало…
Оксана БОНДАРЕНКО
|