Весна Красноярска и края ознаменовалась активизацией политической жизни. У краевых парламентариев состоялся второй cъезд депутатов, и прошло общее собрание "Союза красноярцев", где краевая исполнительная власть озвучила проект "Концепции социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года". Эксперты связывают такое "совпадение во времени" этих двух глобальных мероприятий начавшейся подготовкой политических сил к предстоящим выборам. Важно другое: жители края дважды смогли услышать с высоких трибун анализ развития края в последние годы.
Второй cъезд депутатов Красноярского края был призван решить и еще одну задачу - попытаться объединить усилия, скоординировать работу депутатов всех уровней - от сельского совета до Государственной думы с тем, чтобы депутатский корпус мог реально влиять на политический процесс, участвовать в решении проблем разной категории сложности как внутри края, так и на федеральном уровне.
Съезд депутатов Красноярского края работал два дня. В первый прошло пленарное заседание, где выступили с докладами руководители всех ветвей власти, в том числе губернатор Красноярского края Александр Лебедь и председатель Законодательного собрания Александр Усс, делились своими проблемами депутаты городского и районных советов. Второй день был полностью посвящен работе по секциям. Всего во второй день работало шесть секций - по государственному строительству, местному самоуправлению и законности, бюджетному процессу и налогам, науке, образованию, культуре, социальной политике, вопросам здравоохранения и социальной защиты, экономической политике, аграрной политике.
ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ
Весьма показательно, что народные избранники практически на всех секциях говорили не только о местных, локальных проблемах, но и о двух общих бедах, присущих практически всем территориям региона: отсутствии работы на селе и повышении энергетических тарифов, которое еще больше усугубит положение селян. Ведь известно, что зарплата в большинстве территорий края низка, а цены на жизненно необходимые продукты и товары неподъемны. Не была обойдена и еще одна проблема, напрямую связанная с безработицей и нищетой - кражи цветного лома. Безработица в сельской местности вызвана тем, что по краю насчитывается около 200 сел и деревень, где прекратили деятельность основные предприятия, ради которых создавалось поселение. Там же, где предприятия еще не полностью свернули свою деятельность, в большинстве своем они влачат жалкое существование, находятся на грани банкротства. Пересчитать более-менее успешно работающие можно по пальцам одной руки. Собственно, все эти негативные явления складываются в одну большую проблему - низкое качество жизни большей части населения. Реальная заработная плата в среднем более чем в 3,4 раза ниже уровня 1992 года, потребление основных продуктов питания - мяса, молока, яиц - снизилось на 40 процентов (даже в сельской местности!), зато на 19 процентов возрос уровень смертности на селе.
ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ, НА ТО И НАПОРОЛИСЬ
В докладе спикер краевого парламента Александр Усс определил сегодняшнее положение дел в крае как противоречивое. Официальная статистика говорит об экономическом росте. Индекс физического объема промышленного производства за истекший год возрос в среднем на 5 процентов. Наиболее значителен он в машиностроении (порядка 15 процентов), в цветной металлургии - 7 процентов, лесной промышленности - 5. Впервые за десять лет в прошлом году краевой бюджет стал профицитным, что позволило ликвидировать главные долги по заработной плате в бюджетной сфере, решить проблему выплаты детских пособий, оказать помощь ветеранам, вкладывать деньги в образование, культуру, здравоохранение. Однако все эти подвижки в экономике края не позволили сломить тенденцию отставания от России в целом и от соседей по "Сибирскому соглашению". Так, если в стране в целом не допущено спада ни в одной из отраслей народного хозяйства, то в краевой экономике он есть. Достаточно проанализировать ситуацию в легкой и пищевой промышленности, черной металлургии. Особенно неблагоприятно положение дел на селе, где объемы производства неуклонно снижаются из года в год, а износ техники в большинстве хозяйств превысил 90 процентов.
Вместе с тем нынешнее относительное финансовое благополучие не имеет под собой надежной производственной основы и связано, главным образом, с последствиями августовского кризиса 1998 года, который обесценил финансовые обязательства, в том числе долги государства перед населением в 3-5 раз. Одновременно кризис создал благоприятные условия для экспортирующих предприятий, что из-за высоких цен на мировом рынке позволило им получать значительную выручку от реализации своей продукции.
Председатель ЗС призвал воспользоваться объективно сложившейся благоприятной ситуацией, выработать реалистическую стратегию развития края, а съезд депутатов должен послужить первым вкладом в эту работу.
Характерной особенностью развития края за последнее десятилетие является то, что оно перестало быть комплексным и системным. Часть флагманов краевой экономики занята сейчас лишь борьбой за выживание, уверенно чувствуют себя только предприятия-сырьевики. Потеря технологий, производств, инфраструктур обернулась кризисом поселений. В то время как краевой бюджет наполняется в основном за счет налоговых платежей "Норильского никеля", КрАЗа, Красноярского завода цветных металлов, одной из успешно работающих старательской артелей.
Двигателем дальнейшего развития приенисейского края, судя по всему, станет крупный частный капитал. И задача государственной власти в том, чтобы не плыть по течению, а активно включиться в этот процесс, обеспечить необходимый уровень координации и согласованности. Чтобы в конечном итоге край не превратился в сырьевую колонию, чтобы сырьевые гиганты повернулись лицом к краю. Предпосылки для восстановления утраченной комплексности, связанности и системности есть.
ОТ РЕЗОЛЮЦИЙ К РЕАЛЬНЫМ ДЕЛАМ
Итоговым документом второго съезда депутатов Красноярского края стала резолюция, закрепившая основные моменты социально-экономического положения и перспектив развития региона.
Так, в качестве главных задач органов государственной власти и местного самоуправления края на предстоящие 10 лет определены повышение благосостояния жителей края, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности. Для этого предполагается принять долгосрочную программу социально-экономического развития Красноярского края на 2001-2010 годы. В ее разработке должны принять участие не только исполнительные и представительные органы власти, общественные и политические организации, но и предприятия всех форм собственности.
При составлении программы предписано предусмотреть :
- интенсивное развитие масштабных производств, связанных с добычей и первичной переработкой природных ресурсов;
- использование потенциала Красноярска, в том числе мультимодального транспортного узла;
- развитие кооперативных связей между территориями активного экономического роста и другими регионами края;
- поддержку новых инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие финансовой базы местного самоуправления;
- создание мощной системы региональных банков и консолидацию на территории собственных денежных ресурсов;
- совершенствование механизмов управления государственной собственностью;
- оптимизацию структуры управления краем на государственном и муниципальном уровнях;
- совершенствование законодательства в области инвестиционной политики.
По требованию депутатов в резолюцию съезда внесен и пункт о том, чтобы Законодательное собрание и администрация края изучили обоснованность повышения энерготарифов и пролоббировали создание единого тарифного органа для регулирования тарифов всех естественных монополий в Российской Федерации.
Уже к ноябрю должна созреть перспективная программа развития края, в разработке которой депутатам органов местного самоуправления тоже предстоит принять участие. Краевые парламентарии за это время должны позаботиться об упрочении законодательной базы. Недаром губернатор Александр Лебедь назвал на съезде законодательную власть "нитью Ариадны", за которой следует власть исполнительная.
Маргарита ИЛЬИНА