ИДУ НА "ТЫ"
Как свидетельствуют некоторые источники, идея баллотироваться в губернаторы исходит не от компании, а инициативно была выдвинута самими претендентами. То есть каждый из них уже в начале предвыборной борьбы выглядел некой независимой личностью. Татьяна Дьяченко в ту пору утверждала, что Роман Аркадьевич Абрамович 'просто влюбился в Чукотский округ", коллеги по предвыборной компании Александра Хлопонина говорят об исключительно личном стремлении кандидата добиться чего-то в политике, 36-летний кандидат 'сформировался как бизнесмен, теперь хочет сформироваться как политик", руководитель дирекции по развитию ЗАО ЮКОС RM Борис Золотарев также, говорят, был самостоятелен в принятии решения. Словом, все кандидаты уже на старте как бы дистанцируются от своих компаний. Тем не менее не стоит рассматривать зарождающуюся политическую элиту вне ее корней. То, что молодое поколение власти пополняется из исключительных людей, так или иначе принадлежащих к слою предпринимателей, не связанных с правившей номенклатурой, имеет ряд причин.
Эксперты предполагают, что миновали те времена, когда в регионах происходил активный передел собственности, когда различные корпорации, промышленные группы делили сферы влияния. Теперь мы стоим у истоков новой эры. Эры вхождения собственников во власть. При этом доля представителей старой номенклатуры в политической элите естественным образом убывает. На смену ей приходит абсолютно новое поколение политиков. Политиков, чье прошлое совсем недавно было тесно связано с крупным российским бизнесом. Несмотря на то, что в последнее время в обществе культивируется некий образ олигарха, с которым государство борется всевозможными методами, на самом деле это самое государство, как предсказывают аналитики, все чаще начинает испытывать зависимость от крупного бизнеса. Так, примерно 25% бюджета России состоит из поступлений от нефтяной отрасли, если присоединить к этому газовиков и смежников - то это уже 50%. Нефтегазодобывающая промышленность вытягивает сегодня многие отрасли экономики страны. При этом, как утверждает Михаил Ходорковский, 60% средств нефтяные компании вкладывают в смежные отрасли и только 40% - в собственную добычу и переработку.
Возьмем более 'родную" статистику. Около 80% поступлений в бюджет Красноярского края дают три крупных структуры: 'Русский алюминий", группа 'Интеррос" и РАО 'Норильский никель"; ЮКОС и Ачинский нефтеперерабатывающий завод. Из них 54% составляют платежи Норильского района. Налоги и платежи только одного звена 'Русского алюминия" - Красноярского алюминиевого завода - в 2000 году в сумме составили около 2 миллиардов рублей. Но финансовые отношения крупного бизнеса с государством, как правило, не ограничиваются только налогами в бюджеты всех уровней. Компании являются еще и крупнейшими в регионе плательщиками во внебюджетные фонды: в территориальный дорожный фонд, в пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд занятости.
РЕГИОНЫ ОСНОВНОГО ПРИСУТСТВИЯ
Как известно, американцы давно научились делать деньги на политике. Их выборные кампании - это большой бизнес. В США сегодня, кроме больших корпораций, мало кто участвует в формировании власти. В России раньше считалось, что невозможно управлять страной только исходя из экономического интереса. Мы по-другому воспитаны, у нас иная история, другая культура, мы из другого теста сложены. Сейчас, похоже, мы находимся в процессе очень сложного формирования в обществе. С одной стороны - часть общества считает, что власть и олигархи должны позиционироваться друг относительно друга. Другая - уже видит их в одном лице. Ведь не случайно Роман Абрамович снискал доверие более 90% избирателей своего АО, а Александр Хлопонин - 62%.
Еще один вывод, к которому невольно приходят аналитики: еще пять-шесть лет назад наибольший шанс на выборах имели бы крепкие хозяйственники, представители местной законодательной или исполнительной власти, либо силовых структур. То есть был спрос на сильную, авторитетную личность. Сегодня, возможно, будут востребованы состоятельные и могущественные фигуры из бизнес-элиты. У последних, похоже, также появился интерес к освоению территорий не только с экономических позиций.
Новые технологии вхождения во власть бизнес-элиты не случайно начали обкатываться на северных регионах. Чукотка, Таймыр, Эвенкия - территории не только труднодоступные, но и депрессивные, дефицитные. Север всегда лежал обременительным грузом на бюджете России. И, слава богу, как считают некоторые экономисты, у государства появился некий ресурс в лице тех же нефтяных или никелевых магнатов. В освоении Севера государство без привлечения бизнеса уже не справится. И то, что Таймыр и Эвенкия стали 'регионами основного присутствия" крупных компаний, уже явилось предпосылкой того, что со временем интерес из экономической плоскости перейдет в политическую. Все очень просто: если совладелец, топ-менеджер, магнат на этой территории делает и вкладывает деньги, то он захочет и их контролировать. Ведь давно уже доказано, что частная форма собственности гораздо эффективнее государственной. Хозяин у себя не ворует. И если задачей компании стало развитие промышленности, инфраструктуры, экономики региона, поднятие уровня жизни его населения, то получается, что она фактически взяла на себя функции государства. Было бы, по крайней мере, нелогично в 'регионах основного присутствия" крупных компаний у руля власти иметь государственное лицо с партхозактивным прошлым. А экономическая свобода при политическом господстве советской номенклатуры - весьма нелепый симбиоз.
В новых представителях власти избирателя привлекает не только заметный экономический вес, но и то, что бизнес-элита никак не объединена политически. Девизом выборов всех 'северных" губернаторов стала абсолютная независимость от той или иной партии. Этим как бы подчеркивалось, что поддержка любой партии способна не столько помочь, сколько навредить. Действительно, ни один претендент на пост губернатора на Севере не искал поддержки или симпатии у КПРФ, 'Единства", СПС: Очевидно, этому две причины: самодостаточность претендентов и нежелание дезориентировать избирателя, сочувствующего тому или иному партийному блоку.
Северное губернаторское сообщество формируется вне политики.
Что касается самодостаточности, то она налицо: Александр Хлопонин, к примеру, за время своего правления 'Норильским никелем" разыграл не одну партию, показав себя умелым и дальновидным стратегом. Его преемнику в компании предстоит сегодня лишь завершить проекты, начатые экс-гендиректорм. В первую очередь - это реструктуризация РАО 'Норильский никель". Во-вторую - развернутая модернизация производства на заводах компании. Предполагается, что вложения в нее составят около 3,5 млрд. долларов. Кроме того, РАО начало активную инвестиционную экспансию. 'Норникель" приобрел около 30% акций Архангельского морского торгового порта, собирается наладить совместный бизнес с компанией 'Форд" по выпуску катализаторов для автомобилей, ведутся также переговоры с немецкой 'Тиссен-Крупп" о налаживании в Китае производства по выпуску нержавеющих сталей. Как предполагает сам Хлопонин, 'Норникель" уже через десяток лет превратится в мощный транснациональный концерн.
'Китайская" линия характерна и для планов ЮКОСа. Именно с Эвенкии начнется продвижение на Восток, куда собираются транспортировать по нефтепроводу топливо. Но для этого необходимо еще начать масштабную добычу нефти и построить этот самый трубопровод. Для этого ЮКОС вложит только в этом году около 500 миллионов рублей. И если в 2000 году Восточно-Сибирская нефтегазовая компания (68% акций которой приобрел ЮКОС) добывала на Юрубченском месторождении всего лишь 40 тысяч тонн нефти, то ЮКОС намеревается поднять планку добычи до нескольких миллионов тонн в год. Понятно, что и та, и другая компании имеют долгосрочные виды на освоение северного бизнеса. А поскольку на территории Красноярского края находятся огромные комплексы цветной металлургии, нефтехимии, интерес к нему со стороны управленцев будет расти.
ВЛАСТЬ И БИЗНЕС - БЛИЗНЕЦЫ-БРАТЬЯ?
Так или иначе, новым губернаторам придется уживаться с действующим губернатором в крае. Любопытно, как в дальнейшем будут выстраиваться взаимоотношения губернатора Лебедя с представителями бизнес-элиты? Будут ли губернаторы Севера настаивать на отделении своих территорий, на придании им самостоятельного статуса? Будут ли новые губернаторы проводить политику платежного перекроя в пользу своих территорий? Известно, например, что Хлопонин уже собирается пересмотреть в отношениях с администрацией Красноярского края платежи во внебюджетные фонды, которые, по его мнению, уходят в Красноярск и на территорию округа не возвращаются. Хлопонина характеризуют как человека категоричного, имеющего свою точку зрения на решение той или иной проблемы, амбициозного, принципиального. С другой стороны, известно, что новый губернатор Таймыра не будет вступать в оппозицию губернатора Красноярского края, у них сложились неплохие отношения. Значит, губернаторам придется искать компромисс.
В Москве, похоже, неоднозначно относятся к расстановке сил на Севере. После январской встречи в Кремле Президента РФ Путина с руководителями крупного российского бизнеса (Олег Дерипаска, 'Русский алюминий", Владимир Потанин, 'Интеррос" и РАО 'Норильский никель", Михаил Ходорковский, ЮКОС и Ачинский НПЗ), как передали интернет-агентства, в целом власть и бизнес определили правила игры. Дерипаска назвал это 'предсказуемостью власти" по отношению к бизнесу.
Знаменательная встреча в Кремле проходила 25 января, в этот же день председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков на встрече с журналистами, в частности, говорил о предстоящих губернаторских выборах на Таймыре. ЦИК проявил повышенный интерес к этим выборам.
Что касается Бориса Золотарева, которому еще предстоит побороться за губернаторское кресло в Эвенкии, то в прессе уже говорилось о том, что его кандидатуру поддерживает и Кремль. 'Золотарев - наиболее перспективная фигура для региона", - заявил источник в администрации президента одной из столичных газет.
В то же время еще совсем недавно Кремль держался позиции: власть и бизнес должны быть разделимы. Еще не ушли в прошлое недавние скандалы с Березовским, Гусинским: Возникает впечатление, что Кремль решил поменять 'старую гвардию" олигархов на новую. И последней дается некий карт-бланш. Есть, например, возможность поуправлять страной. Правда, пока на отдельно взятой ее части. Очень удаленной, весьма затратной, проблемной с разных сторон.
Впрочем, для достижения власти имеется несколько способов, для сохранения ее не существует даже двух возможностей. Власть - она ведь как собственность, владеть ею, скорее, большая проблема, чем радость.
Впрочем, тому, как будут управлять на своих территориях бывшие топ-менеджеры, мы станем свидетелями уже в ближайшее время.
Константин СУХОВ