Спустя пять лет на рынке оказались востребованными качественные журналистские материалы с качественной полиграфией. Стало знаковым явлением, когда на красноярских полках 'Розпечати" по соседству со столичным 'Экспертом" и 'Деньгами" появились местные журналы.
В 1997 году вышли в свет 'Новый русский", 'Стиль жизни", 'Рейс", 'Серпантин", 'Елена". Тогда же родился 'Миллион". В краевом управлении печати было зарегистрировано около 50 журнальных проектов, но не каждому удалось занять свою нишу. На заре новой журнальной волны практически все издания писали о политике, об экономике, культуре и спорте, а конкурировали лишь по качеству полиграфии и содержанию материалов. Первоначально 'Миллион" не отличался индивидуальностью, он также был изданием 'о красноярцах и для красноярцев". И, порой, актуальные темы в области политики и экономики соседствовали с популярными в то время астрологическими прогнозами, а интервью первых лиц города и края мирно уживались с анекдотами и спортивными новостями. 'Всеядность" первых номеров журнала, скорее всего, была не стратегическим просчетом, а простым тактическим ходом. Журнал искал 'своего" читателя. Издание со временем могло перерасти либо в общественно-политическое, либо в историко-литературное, либо в деловое...
Время шло, и у журнала появилась своя аудитория:. Привлекало то, что 'Миллион" выходил регулярно, имел свой взгляд на насущные проблемы, у него было отменное качество полиграфии. Кстати, полноцветная печать - удовольствие не из дешевых. Если печать газеты обходится в десятки тысяч рублей, то печать тиража одного номера журнала - в сотни. Наряду с этим, у журнала явно вырисовывалось стремление к хорошей аналитике.
В 1998 году грянул кризис, ситуация на журнальном рынке резко изменилась. Редакции дорогостоящих изданий встали перед выбором: переждать до лучших времен или привлечь внимание к изданию наиболее крупных рекламодателей. 'Миллион" выбрал себе ту нишу, которая была интересна деловой элите края. Особый экономический и политический климат, существующий на территории края, позволил журналу определиться с направлением в издательской политике: деловое, презентационное издание, предоставляющее свои площади для обмена экономической информацией.
Сегодня каждый номер журнала 'Миллион" - это 'мини-мониторинг", исследование одного из сегментов рынка. Так, в 'Главной теме" журнала рассматривался алкогольный рынок, рынок страховых услуг, корпоративных отношений, вторичных металлов, рынок недвижимости и др. Особое внимание журнал уделял освещению экономической и финансовой жизни региона (потенциал производства, банковской деятельности, менеджмента). В силу того, что экономическая и деловая информация чаще всего востребована небольшой специфической частью читательской аудитории, профессионально разбирающейся в вопросах региональной экономики и бизнеса, определилась и позиционная направленность издания: объективный взгляд на местные экономические и политические проблемы. Главным принципом журнала стало: 'Объективно о важном". Сегодня, благодаря этому принципу, традиционными являются рубрики: 'Главная тема", 'Вопрос месяца", 'История бизнеса", 'Расклад", 'Позиция", 'Территория", 'Личность", 'Ваш банк" и т.д.
Возможно, благодаря правильному выбору, сегодня 'Миллион" остается единственным журналом Красноярского края, который придерживается политико-экономической направленности. С 1999 года журнал начал серию номеров, посвященных районам края. Сегодня уже сделаны номера о Канске, Минусинске, Лесосибирске, Шарыпово, Назарово, Бородино. Постоянно освещается тема развития Таймыра и Норильского промрайона. Несмотря на то, что журнал выходит раз в месяц, темы, выбранные им, порой попадают 'в десятку" наряду с самыми оперативными изданиями. Чтобы этого добиться, коллективу редакции при формировании очередного номера приходится 'предугадывать" ситуацию в экономике края на месяц-полтора вперед.
Гордостью редакции стали специальные выпуски прошлого года: к Дням Красноярского края в Москве (1999 г.), Дням Красноярского края в Санкт-Петербурге (ноябрь 2000 г.), выпуск к 'Всероссийской научно-практической конференции и выставке 'Достижения науки и техники - развитию сибирских регионов" (март 2000 г.), вызвавший наибольший читательский интерес; два совместных выпуска с Региональным управлением ФСБ по Красноярскому краю (декабрь 1999, декабрь 2000 г.).
Взяв за курс наиболее полное освещение одной темы, 'Миллион" решил обязательно уделять внимание причине, предпосылкам, истории возникновения этой темы, будь то история становления бизнеса или история становления региона.
Например, при подготовке текущего номера, посвященного тарифной политике в крае, редакция неожиданно столкнулась с малоизвестным историческим фактом. Оказывается, история энергетики в Красноярске началась не с 'лампочки Ильича" на заре Советской власти, а в 80-е годы XIX века. Тогда в городе начала работу первая электростанция. А к 1910 году в Красноярске было уже 6 электростанций. И частный бизнес не оставался в стороне. В это же время купец Чевелев построил в Канске свою электростанцию на 150 кВт постоянного тока. Так каждый раз: какую бы тему ни исследовали, журналисты 'Миллиона" всегда приходят к выводу, что частный бизнес является главным генератором, основополжником практически любой отрасли экономики края.
Так получилось, что, пока журнал был в поиске своего 'лица", конкуренция на местном печатном рынке стала достаточно жесткой. Когда же выбор был сделан, 'Миллион" чуть ли не на следующий день 'проснулся" серьезным аналитическим изданием. Внезапно оказалось, что конкурентов ему нет. Одни журналы исчезли по причине кризиса, другие так и не смогли найти свою нишу. С одной стороны, такая ситуация кажется привлекательной. Рекламодателю практически не приходится выбирать среди полноцветных изданий. С другой стороны, отсутствие конкуренции сильно затрудняет развитие журнала, обмен профессиональным опытом. В редакции ожидали 'бума" появления корпоративных журналов еще в прошлом году. Увы, пока этого не произошло. И по-прежнему 'Миллион" остается в роли единственного, неповторимого издания, которое обречено саморазвиваться в условиях полного отсутствия конкуренции. В журнале, как и прежде, акцентируют внимание на улучшение качества печати и аналитических журналистских материалов. В последнее время редакция даже стала испытывать 'кадровый голод". Развивающиеся отделы 'Миллиона" очень нуждаются в высокопрофессиональных аналитиках, обозревателях. В редакции считают, что будущее журнала - за ними.
На сегодняшний день журнал 'Миллион" является представительским, презентационным изданием управленцев, политиков. В планах редакции - увеличение не только тиража, но и периодичности. В перспективе возможно создание на базе журнала целой серии специализированных изданий по разным направлениям: истории, географии, политэкономии, культурологии: И, кто знает, может быть, как раз 'Миллион" станет 'альма-матер" новой плеяды журналов в Сибири.
Четыре года позади. За это время журнал пережил и финансовый кризис, и творческий подъем. Будем надеяться, что времена лихолетий стали достоянием истории не только российского бизнеса в целом, но и журнального - в частности.
Дмитрий ПОЛИН