То есть власть действует по принципу: где горит, там и тушат. Можно ли навести порядок? Или, иначе говоря, можно ли с помощью тарифов целенаправленно управлять экономикой в целом? На этот вопрос мы попросили высказать свою точку зрения известного политолога, депутата Законодательного собрания края Вячеслава НОВИКОВА.
- К сожалению, этот вопрос серьезно не ставила пока ни одна из ветвей власти. Тарифную политику рассматривали как способ удовлетворения потребителей и как способ возрождения энергетики, и, скажем, как способ дополнительного инвестирования. Но как способ реального управления экономикой края тарифную политику до сих пор никто не рассматривал и не рассматривает. Хотя, с моей точки зрения, без этого всерьез управлять экономикой нельзя, поскольку все составляющие ее элементы тесно взаимосвязаны.
И это не вина, а, скорее, беда нынешней власти. Ресурсы у нас ограничены, мы не можем дать сразу всем сестрам по серьгам. Что же делать? Опустить руки и расписаться в своем бессилии мы не можем, на то мы и власть. Есть другой способ управления экономикой - выделить 'локомотивные" отрасли и с помощью тарифов определять их развитие. Это и есть способ управления экономикой, в том числе и способ ее структурной перестройки.
Одной из приоритетных отраслей, безусловно, является энергетика. То, что она нуждается в инвестициях, понятно всем. И одной из составляющих финансирования отрасли являются энерготарифы. Именно вокруг них сегодня кипят страсти, устраиваются спекуляции. Ведь уровень тарифов на электроэнергию затрагивает интересы и предприятий, и населения. Поэтому этот уровень должен быть просчитан, научно обоснован.
Пока же этого, по моему мнению, нет. И это подтвердило недавнее заседание постоянной комиссии по собственности Законодательного собрания края, на котором рассматривались основные направления тарифной политики в области энергоресурсов. Так вот, вначале и речи не было о системном подходе. Нам предлагалось принять основные направления, разработанные только с позиций энергетиков. Конечно, я выступал против такой односторонности. Если мы бросим все силы только на развитие энергетики, то завтра может случиться следующее: электроэнергия просто никому не понадобится, ее некому будет потреблять, так как производство рухнет. Поэтому я призывал к системному подходу в области тарифной политики. Надеюсь, что в окончательном варианте принятого документа будут учтены интересы экономики в целом.
Правда, некоторые экономисты настаивают на том, чтобы в систему управления экономикой края было заложено опережающее развитие энергетики. Они ссылаются на то, что темпы потребления энергоресурсов жилищно-коммунальным хозяйством выросли на 20%, а темпы промышленного потребления поднялись на 7-8% за 2000 год. Дефицит тепла в городе составляет 30%.
Мнение у меня на этот счет очень простое. Действительно, в основных направлениях тарифной политики этот пункт, против которого я сильно возражал, был заложен. Почему? А кто доказал и с помощью каких экономических выкладок, что это необходимо делать сейчас, что это задача сегодняшнего дня - опережающее развитие энергетики? Я никаких обоснований этого обстоятельства не вижу, и поэтому ставить задачу, которую мы должны решать при регулировании тарифов, мне кажется, пока преждевременно. Энергетика должна соответствовать нуждам сегодняшнего времени. Если появляются дополнительные ресурсы, можно заниматься развитием энергетики. Но говорить об опережающем развитии энергетики в условиях падения промышленного производства, по крайней мере, странно.
Не могу согласиться и с такими прогнозами, что изношенность основных фондов энергетики может привести к техногенным катастрофам. Во-первых, изношенность основных фондов - показатель достаточно сложный. Кто занимается составлением балансов, знает, что по бухгалтерской отчетности изношенность можно варьировать в высоких пределах. Простой пример. Вот стол и стул. По документам амортизационный срок у них уже кончился, они изношены, то есть их нужно списывать. Но на стуле можно еще сидеть и сидеть, за столом работать. Потому, чтобы узнать реальное положение по износу основных фондов, нужно проводить независимую экспертизу. А энергетики, как правило, ссылаются на бухгалтерские документы и отчетность и говорят, что фонды у них чрезвычайно изношены. Правда лежит где-то посередине.
С моей точки зрения, с основными фондами не все так плохо. Это показала и ситуация с морозами, в которые аварий было не так уж много.
Можно ли прогнозировать тарифы заранее? Вопрос правомерный, только ответа на него нет. Мы можем заранее прогнозировать инфляцию? Или можем ли мы заранее прогнозировать цены на топливо или уровень воды в водохранилище? Можем ли мы заранее прогнозировать деятельность федеральной энергетической комиссии (ФЭК), которая нам утверждает энергобалансы? Если мы это сможем делать, то можно прогнозировать и энерготарифы.
Татьяна ПОПОВА