№ 11(50) НОЯБРЬ 2001

  Спецвыпуск "Кандидат"

Анатолий Иванович Таюрский - начальник управления начального профессионального образования администрации Красноярского края.
Кировский избирательный округ №6
Анатолий Таюрский: "Не оставаться за бортом корабля образования"

Анатолий Иванович Таюрский - начальник управления начального профессионального образования администрации Красноярского края, доктор экономических наук, профессор, председатель Сибирского отделения Российской Академии образования, академик РАО.
Родился в 1939 году в п. Нижний Ингаш. Закончил строительное училище №5.
С 1959 по 1963 год служил в рядах СА, в авиации на Кубе в период известного Карибского кризиса.
В 1969 году окончил Красноярский политехнический техникум.
В 1975 году - Сибирский технологический институт.
Автор 130 научных работ и монографий по проблемам подготовки кадров и экономики образования. Ему принадлежит разрботка программы развития начального профессионального образования Красноярского края на 1997-2000 годы, которая была принята на федеральном уровне, а также Законов
"О квотировании рабочих мест для выпускников из числа сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей", "Об охране общественной нравственности", "О науке и научно-технической политике", целевой программы "Стабилизация и развитие образования Красноярского края на 2000-2003 годы".


С 1982 года - начальник управления начального профессионального образования администрации края. С 1998 года он является еще и председателем Сибирского отделения РАО, а в 2000 году за огромный вклад в науку Анатолий Иванович был избран академиком РАО.
Награжден орденами "Знак Почета", "Дружбы", медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда", знаками "Отличник профтехобразования РСФСР", "Заслуженный учитель РФ" и "Заслуженный педагог Красноярского края".
Выдвигается как независимый кандидат по Кировскому избирательному округу №6.

В Российской Федерации система начального профессионального образования Красноярского края занимает ведущее место практически по всем направлениям. И подтверждением тому такой факт - за последние пять лет во всех регионах России система НПО сократилась на 20%, в Красноярском же крае, напротив, число профессионально технических учреждений возросло на 10%. Новые учебные заведения открылись в Дзержинском, Курагинском, Тасеевском, Шарыповском районах, а также в Туруханске и Игарке. Сегодня в систему НПО края входит 92 образовательных учреждения, в том числе 22 профессиональных лицея, 61 училище, 9 училищ от Министерства юстиции с общим числом учащихся - 45 тысяч. Из них более половины - это дети из малообеспеченных семей и сироты. Ежегодно в экономику края приходит более 25 тысяч выпускников профессионально-технических училищ, и практически все они трудоустраиваются.

Система НПО не только выжила, но еще и находит силы и возможности для дальнейшего развития. Во многом это заслуга Анатолия Ивановича Таюрского, который вот уже 20-й год является бессменным руководителем управления начального профессионального образования администрации края.

В октябре Законодательное собрание края приняло в статусе краевого закона "Программу поддержки и развития начального профессионального образования края на 2002 - 2006 годы". Нужно отметить, что в России такая отраслевая программа принимается впервые. Анатолию Таюрскому, одному из основных ее разработчиков, вновь пришлось доказывать и убеждать краевые власти в перспективности затрат на проблемы отрасли НПО. Цель программы - объединить краевой и федеральный источники финансирования при создании региональных центров социальной реабилитации и обучения молодежи.

Сегодня практически во всех профессионально-технических лицеях и училищах наметилась новая тенденция в образовательном процессе - большинство из них перестали быть узкопрофильными и начали подготовку кадров по новым профессиям, прежде всего, для сферы обслуживания. Рыночные отношения, развитие малого и среднего бизнеса заставили Анатолия Ивановича по-новому взглянуть на эту проблему.

Если раньше мы готовили 80% кадров для промышленности, то сейчас у нас сложился некий паритет - 55% для промышленности и 45% - для сферы обслуживания. И это, на мой взгляд, нормальная ситуация для всех стран с развитой рыночной экономикой. Но в то же время нельзя сбрасывать со счетов и рабочие профессии. Некоторые считают, что времена механизаторов, комбайнеров и станочников канули в Лету и пришло время новых технологий и подходов. А разве сельское хозяйство перестало существовать? На мой взгляд, сейчас нужно как можно больше средств направлять именно на развитие производственной базы и на обновление основных фондов учебных заведений системы НПО. Мы должны обучать наших ребят работать с новой техникой и на современном оборудовании. Задача всего педагогического коллектива училищ и лицеев - подготовить высококвалифицированных специалистов, которые смогут производить продукцию, конкурентоспособную даже на мировом рынке.

И еще одна немаловажная задача - не допустить развала существующей системы подготовки рабочих кадров. В настоящее время в Государственной думе рассматривается вопрос о передаче финасирования начального профессионального образования с федерального на региональный уровень. Однако при сегодняшнем дефиците бюджета край не сможет найти средства на содержание системы НПО. 1200 млн. рублей - достаточно солидная сумма для региона.

По мнению Анатолия Ивановича, если все же реорганизация системы произойдет, то придется значительно сократить число учебных заведений (как это было сделано в ряде российских регионов, которые пошли на такой эксперимент). А это значит, что несколько тысяч ребят просто окажутся на улице, не получат образования и профессии.

А инвалиды? С каждым годом наша система принимает все больше людей с ограниченными возможностями. Ведь для многих из них наши учебные заведения - это, порой, единственный путь к образованию. Кроме того, в последнее время в крае значительно увеличился рост числа подростков с нервно-психическими, различными хроническими заболеваниями, растет приток в наши училища ребят из коррекционных школ или просто педагогически запущенных. Наша система не просто дает образование таким детям, но еще и принимает меры по их оздоровлению, воспитанию и социальной адаптации. И мы сегодня делаем все, чтобы ни один подросток не остался за бортом корабля образования.

Так что работающую систему необходимо развивать как комплексный объект защиты прав детей и молодежи. И это, можно сказать, моя основная позиция не только как кандидата в депутаты Законодательного собрания, но и как гражданина. Сегодня экономика страны не может существовать без эффективной системы начального профессионального образования, которая до сих пор остается основным поставщиком рабочих кадров и специалистов.

Перед вами специальный выпуск журнала "Миллион" - "Кандидат".
Этот Выпуск посвящен предстоящим выборам в Законодательное собрание третьего созыва. О расстановке сил и о том, как будут проходить выборы читайте в материалах номера. Характеристика и предвыборные программы, а также интервью с лидерами партий и блоков, которые будут бороться за место в Законодательном собрании помогут сориентировать Вас в правильном выборе. Кто же займет места в Законодательном собрании третьего созыва, покажет время.



Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер
Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"