Имя Геннадия Павловича Белякова - крупного ученого в области управления производством, кандидата экономических наук, профессора и автора более 90 научных трудов - широко известно не только в нашем крае, но и далеко за его пределами. А еще, как шутит Геннадий Павлович, он - один из старейших ректоров края. И в этой шутке есть доля истины: вот уже 18 лет Геннадий Павлович - бессменный руководитель Сибирской аэрокосмической академии.
Начался же его путь в науку в 1960 году с Красноярского политехнического института. Год учебы в этом вузе не прошел даром - за это время Геннадию Павловичу пришлось освоить и азы строительной профессии: в свободное от учебы время студенты "политеха" принимали активное участие в строительстве новых корпусов не только своей альма-матер, но и также медицинского института. В 1961 году Геннадий Беляков переводится в один из самых секретных вузов Сибири - завод-втуз - на специальность "Двигатели летательных аппаратов".
Как известно, изначально на заводе-втузе была выбрана интегрированная система обучения, студенты этого вуза совмещали учебный процесс с работой на базовом предприятии - Красноярском машиностроительном заводе. Так что студенту Геннадию Белякову, вдобавок к строительной специальности, пришлось освоить еще и профессию токаря. И нужно сказать, что он был одним из лучших и высококвалифицированных токарей завода: молодому студенту-второкурснику поручали даже изготовление самых трудных и ответственных деталей. Да и оплачивалась эта работа совсем не по-студенчески. По словам Геннадия Павловича, в день он мог заработать от 25 до 50 рублей.
После окончания института Геннадий Беляков получил направление на красноярский машиностроительный завод в цех по сборке ракетных двигателей. Начинал инженером-технологом, потом заместителем начальника цеха, а в последствии был руководителем ряда производственных подразделений завода.
В 1974 году Геннадий Павлович поступил в очную аспирантуру Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. Можно сказать, что с этого момента его жизнь изменилась и стала более тесно связана с научно-исследовательской и преподавательской деятельностью. По возвращении в 1977 году в Красноярск генеральный директор завода В.К. Гупалов пригласил Белякова на работу в завод-втуз на должность старшего преподавателя кафедры экономики, организации и управления производством, а через два года Геннадий Павлович ее и возглавил. Нужно сказать, что кафедра экономики завода-втуза считалась одной из проблемных, так что всю работу по ее организации пришлось начать с нуля. И буквально за короткий промежуток времени молодому кандидату наук не только удалось наладить здесь нормальную научную работу, но еще и открыть аспирантуру, а также научно-исследовательскую лабораторию, которая занималась проблемами территориального управления.
В октябре 1983 года Геннадий Павлович Беляков был утвержден на должность ректора завода-втуза. Именно с его приходом на этот руководящий пост для вуза начался новый этап в его становлении и развитии и, по сути, новая жизнь. Геннадий Павлович принадлежит именно к тем людям, которым до всего есть дело. И если они ставят перед собой какую-либо задачу, то обязательно ее выполняют. Практически с первых дней своей работы в должности ректора им была определена цель - выделить завод-втуз в самостоятельное высшее учебное заведение, которое в тесном взаимодействии с базовыми предприятиями должно обеспечить подготовку специалистов, а также научные исследования на уровне ведущих вузов страны. Задача, прямо скажем, не из легких. Была проделана колоссальная работа по укреплению научно-исследовательской и материальной базы вуза.
Геннадию Павловичу пришлось даже несколько месяцев прожить в Москве, обойти несколько десятков российских и союзных министерств и ведомств, прежде чем вышло то постановление Совета министров о преобразовании завода-втуза - филиала КПИ - в самостоятельный вуз - Красноярский институт космической техники.
- Вуза с подобным названием у нас в стране не было, - говорит Геннадий Павлович. - Мы были первыми, кто, преодолев всю секретность, открыто заговорил о космосе и ракетах. Это был наш триумф.
Дальше - больше. Стали открываться новые специальности и факультеты, налаживать связи с американскими и другими зарубежными институтами и университетами. К 1992 завод-втуз повысил свой научный статус и стал называться академией.
Во времена перестройки, которая, как известно, в первую очередь "перестроила" отношение к науке и образованию, Геннадий Павлович одним из первых ректоров заводов-втузов проявил инициативу и принял к себе на баланс основные здания базового завода "Красмаш" - два общежития, Дворец водного спорта и даже пионерский лагерь.
Сегодня общая площадь всех сооружений и зданий, находящихся на балансе академии составляет 81 тысячу кв.м. И это не предел. Практически каждый год Геннадий Беляков что-нибудь строит: либо новый учебно-лабораторный корпус, либо базу отдыха для своих сотрудников на озере Шира. А недавно в бывшем здании, принадлежавшем АТС-33 Ленинского района, открыли новую вузовскую библиотеку.
Но заслуга Геннадия Павловича не только в том, чтобы создавать и начинать что-то новое, а еще и в том, чтобы сохранять и продолжать старые "втузовские" традиции. Сибирская аэрокосмическая академия, пожалуй, единственный вуз в городе, где еще существуют студенческие оперативные отряды дружинников и агитбригады. А недавно Геннадий Павлович поддержал инициативу губернатора возродить в университетах и институтах города студенческое стройотрядовское движение. Это, по его словам, хорошая школа для молодых ребят.
В этом году на предстоящих выборах в Законодательное собрание края Геннадий Павлович баллотируется от блока "НАДЕЖДА и ОПОРА".
Что заставило человека, так много сделавшего на своем посту, принять такое решение?
- На мой взгляд, в Законодательном органе края должны работать люди, которые могли бы с профессиональной точки зрения отстаивать интересы науки, культуры и образования. Чтобы в законах, принимаемых на краевом уровне, учитывались проблемы и высшей школы, и высшего послевузовского образования. Чтобы не было этого деления на краевую и федеральную собственность. Интересы образования должны быть общими. Ведь мы готовим кадры для края. А это наша главная надежда и опора.