С конца 1992 года - президент страхового медицинского общества "Надежда". В 1993-1999 годы - генеральный директор муниципальной страховой организации "Медгарант", председатель правления страхового общества "Надежда".
С февраля 1999 года - заместитель губернатора Красноярского края по социальным вопросам.
В 2001 году награждена орденом Дружбы.
В марте 1994 года была кандидатом в депутаты Законодательного собрания края от краевого совета женщин.
В декабре 1996 года приняла участие в выборах депутатов Красноярского городского Совета в составе списка избирательного объединения "Красноярская городская организация коммунистической партии Российской Федерации".
В настоящее время - кандидат в депутаты Законодательного собрания Красноярского края третьего созыва. Выдвинута избирательным блоком "НАДЕЖДА и ОПОРА". Вторая в общекраевом списке. В списке одномандатников - кандидат в депутаты ЗС края по Железнодорожному району г. Красноярска.
Замужем. Есть дочь.
Вот ведь есть же на свете люди, которые за что ни возьмутся, все у них получается. Счастливчики? Как сказать. По крайней мере, человеку, о котором пойдет сегодня речь, всего приходилось достигать исключительно собственным трудом и упорством. Просматривая ее послужной список, удивляешься, как человеку за чуть более чем 30-летний срок удалось поработать в таких совершенно разных, на первый взгляд, сферах, как автохозяйство, районный комитет КПСС, районный суд, медицинское страхование и исполнительная власть. Каждый раз на новом месте приходилось все начинать с нуля, и каждый раз она добивалась нужного результата. Она - это Надежда Ивановна Кольба. Ее имя известно не только в крае, но и далеко за его пределами.
Сегодня она - заместитель губернатора края по социальным вопросам. Эту должность занимает уже более 2,5 лет. Срок немалый, особенно если вспомнить, как часто сменяли друг друга ее предшественники. Ничего удивительного: место хлопотное, ответственности много, а благодарности особой не дождешься - недовольных всегда хватает. И, тем не менее, за годы ее работы на должности замгубернатора жители на своем опыте смогли убедиться в том, что в работе управления образования, управлений здравоохранения и социальной защиты произошли позитивные перемены. Сегодня полностью сформирована структура управления социальным блоком, разработан целый пакет нормативно-правовых документов по социальным вопросам. Основная масса законов и целевых программ, касающихся социальной сферы и принятых краевым Законодательным собранием, была инициирована и разработана краевой администрацией. Кроме того, в последние два года произошли положительные перемены в финансировании бюджетных отраслей.
В таких отраслях, как здравоохранение, образование, социальная защита, финансирование выросло в 2-3 раза. В большом объеме осуществляется финансирование по целевым программам. Только за прошлый год благодаря целевым программам приобретено почти на 700 млн. рублей медицинского оборудования. Закупки столь крупного масштаба были произведены в России только в Москве, Санкт-Петербурге, Ханты-Мансийске, а теперь и в Красноярске. Вступил в силу Закон "О ветеранах Красноярского края", благодаря чему сегодня 64 тыс. красноярцев получили различные льготы. Кроме того, погашены многолетние долги по заработной плате перед бюджетниками, долги по учебно-методическим пособиям, по детским пособиям. Только за прошлый год на погашение долгов по детским пособиям из краевого бюджета был выплачен 1 млрд. 125 млн. рублей.
Еще полгода назад ситуация с финансированием социальной сферы складывалась относительно благоприятно, но в последнее время ситуация изменилась. В нынешнем году в связи с изменением налогового законодательства и обвалом мировых цен на цветные металлы, как отмечает Н.И. Кольба, запланированные доходы в краевой бюджет собрать не удалось, в результате чего образовался их дефицит. Дело в том, что Норильский горно-металлургический комбинат принял решение не продавать свою продукцию, поскольку цена на нее значительно упала и уже не покрывала трудозатраты. Так как Норильский комбинат является основным плательщиком в краевой бюджет, недостаток доходов оказался ощутимым и, в первую очередь, сказался на отраслях социальной сферы. По словам заместителя губернатора Н.И. Кольба, именно тогда "стало понятно, что в дальнейшем защищать интересы социальной сферы, сидя в кресле заместителя губернатора, оказывается фактически невозможно.
Для этого сегодня нужны акценты и возможности другого плана. Не только на уровне исполнительной, но и на уровне законодательной власти".
В середине октября нынешнего года после долгих раздумий Н.И. Кольба приняла решение принять участие в выборах в Законодательное собрание края. Надежда Ивановна убеждена, что, став депутатом, она сможет принести большую пользу развитию социальной сферы в нашем крае, и в этом ей поможет опыт работы в исполнительной власти. "Сегодня именно в ведении Законодательного собрания края находятся вопросы принятия бюджета, - говорит Надежда Ивановна. - Кроме того, именно оно осуществляет контроль деятельности исполнительной власти. Не только на уровне исполнительной власти, но и на законодательном уровне в настоящее время нужно решать ситуацию зависимости доходной части бюджета всего края от благополучия одного налогоплательщика. Необходима совместная конструктивная работа.
Нельзя назвать нормальной ситуацию, когда край, богатый сырьевыми ресурсами, живет неблагополучно. В этой ситуации нужны нормативные акты, защищающие интересы жителей края. Только один пример. Разве нормально, что крупнейшее предприятие - Красноярский алюминиевый завод - работает по системе толлинга? Получается, простите, выбросы нам, а прибыли - за рубеж? Разве нормально, что на протяжении длительного времени край не может наладить конструктивный диалог с Федерацией? К примеру, с 1 декабря, а это, заметьте, конец бюджетного года, принимается решение о повышении заработной платы бюджетникам. Для его выполнения потребуются дополнительные расходы. И это в то время, когда у нас обвал доходов. Почему же Федерация не подумала об источнике? Cреди списка территорий, которым федерация будет помогать, края нет. И здесь опять нужен диалог с Федерацией не только на уровне исполнительной власти, но, прежде всего, на уровне законодательной власти. А у нас пока все заканчивается обвинением во всех проблемах администрации края. Конструктивного диалога не получается. Хотя я все-таки считаю, что во имя интересов жителей края мы обязаны найти способ объединить усилия.
Отбросить амбиции и сообща искать выход из ситуации. Сидеть в своем кресле заместителя губернатора, делить имеющиеся крохи и уповать на "авось" означает для меня способствовать разрушению того, что создано за 2,5 года моего пребывания в должности замгубренатора. Лично я на это не способна и, думаю, будучи депутатом, смогу быть более полезной в решении социальных проблем в нашем крае. Выбирая себе место в нынешней избирательной кампании, я исходила из моей убежденности в том, что нельзя говорить о благополучии края и при этом исповедовать жесткую партийную принадлежность. Кандидат в депутаты ЗС должен быть настроен на конструктивную работу, и работать с каждым, независимо от партийной принадлежности, у кого есть разумные, интересные предложения, направленные на повышение благосостояния края. Именно по этим причинам я отвергла предложения об объединении усилий многих партий и движений. Почему я решила идти на выборы от избирательного блока "НАДЕЖДА и ОПОРА"? Прежде всего потому, что в рядах этого блока нет представителей олигархов. Блок не обслуживает интересы крупного капитала, не зависит от его воли, хотя диалога и конструктивного сотрудничества с крупным капиталом мы не отвергаем. В состав блока "НАДЕЖДА и ОПОРА" входят преимущественно представители промышленности, социальной сферы, науки и спорта.
Это люди, которые будут отстаивать в Законодательном собрании интересы социальщиков. Напомню, что я участвую в выборах в ЗС края не только по общекраевому списку, я приняла для себя решение участвовать в выборах еще и по Железнодорожному округу. Зачем мне это? Участвовать в списке одномандатников - значит нести конкретную ответственность перед конкретными избирателями, которые доверили тебе право защищать их интересы в законодательном органе края. Это накладывает на избираемого груз величайшей ответственности. Железнодорожный округ я выбрала не случайно. Уже более 30 лет я живу в этом округе. Со своими будущими избирателями я встречаюсь практически каждый день. Хожу по тем же улицам, в те же магазины. Считаю, что жителям района, где я живу уже многие годы, будет проще со мной встретиться. Кроме того, решение идти по одномандатному округу говорит о моем серьезном намерении, в случае избрания меня депутатом, работать в краевом Законодательном собрании".
Говоря о предвыборной программе, Надежда Ивановна подчеркнула, что она включает широкий спектр законопроектов, касающихся социальной жизни края и направленных на защиту интересов различных категорий граждан. "Прежде всего, считаю необходимым подготовку законов, касающихся приобретения жилья молодыми семьями, - говорит Н.И. Кольба. - В настоящее время в крае, к сожалению, отсутствует система кредитования для таких семей и людям приходится эту проблему решать в одиночку. Необходимо также решать проблему жилья для пожилых людей. Если учесть, что сегодня в крае свыше тысячи человек находятся на очереди только в дома-интернаты для престарелых, становится понятным, насколько эта проблема серьезна. Среди приоритетных задач депутатов нового созыва, считаю, должны быть задачи выполнения программ, сформированных социальным блоком. Только в области здравоохранения таких программ около 20. Кроме того, нужна программа по военно-патриотическому воспитанию, поскольку уже сейчас мы должны думать о том, какие идеалы будет исповедовать будущее молодое поколение. Нужен комплекс законов по молодежной политике. Мы уже начали работать в этом направлении. Предполагается также работа над пакетом нормативно-правовых документов, которые бы способствовали ликвидации или хотя бы уменьшению таких социальных явлений, как детская безнадзорность, преступность и социальное сиротство. Концепция семейной политики на территории края уже принята, есть программа "Приемная семья", сейчас готовим документы, по которым должна быть изменена систему оплаты для приемных родителей. В стадии работы закон о профилактике детской безнадзорности. Думаю, одним из первых и основных вопросов, которые придется решать депутатам нового созыва, будет вопрос о принятии бюджета на будущий год. Это очень важный вопрос, поскольку от того, каким он будет, зависит, прежде всего, благополучие социальной сферы края. Кроме того, необходимо будет обеспечить принятие Законодательным собранием программы социально-экономического развития края до 2010 года. Над этой программой администрация края, ученые наших вузов, большинство руководителей предприятий, входящих в блок "НАДЕЖДА и ОПОРА", работали длительное время, и именно она должна обеспечить возрождение экономики края".
На вопрос, не страшно ли вновь делать очередной виток в профессиональной карьере и, по сути, дела все начинать с нуля, Надежда Ивановна только улыбается: "Надеюсь, очередное начинание позволит раскрыться каким-то другим граням моего характера. Я как человек, находящийся в поиске способов решения конкретных задач, считаю, что в случае избрания меня депутатом Законодательного собрания получу дополнительные возможности для решения многих проблем, существующих в крае и, конечно, прежде всего, социальных".