- Леонид Федорович, где вы учились менеджменту, или, проще говоря, что нужно, чтобы стать хорошим руководителем?
- Я бы сказал, что руководитель должен быть скорее грамотным и мудрым. А что касается моей подготовки, то я не проходил специальных курсов. Моими “университетами" стала сама жизнь, а преподавателями - опытные руководители, хозяйственники. Мне пришлось работать главным инженером, а затем и начальником передвижной механизированной колонны. Это в те времена, когда существовал огромный дефицит во всем.
Работал заместителем генерального директора производственного объединения ремонтных заводов края в п. Березовка.
Затем был большой и очень интересный этап на КАТЭКе. Тогда на стройку стекалась молодежь со всех уголков страны. Не все из прибывавших оказывались молодыми специалистами или фанатиками комсомольцами, были и ребята с неблагополучной судьбой. И всех нужно было принять, расселить, объединить. Создать нормальную атмосферу для жизни и работы.
И если говорить об уроках жизни, то это как раз про данный период. Здесь я видел все: и горе, и радость, и успехи, и настоящую цену им. Такого практического опыта общения с людьми у меня не было ни на одном из других последующих мест работы.
- Вы идете по жизни сами, за вами никогда не стояли именитые родственники, вас не направляла ничья заботливая рука. На ваш взгляд, в чем секрет вашего успеха?
- Успех - это, конечно, громко сказано. Я просто работаю в меру своих сил и возможностей. Каждый человек должен исполнять свой гражданский, человеческий, профессиональный долг. Я стараюсь это делать добросовестно, никогда не откладывать что-то в долгий ящик. А по большому счету, работу нужно просто любить. Нет ничего хуже, когда человек насильно заставляет себя посещать рабочее место. Именно посещать, а не трудиться там. Поэтому никогда не держу в своем коллективе таких людей. У нас приживаются лишь те, кто способен служить делу с душой.
- Если говорить о коллективе, то, насколько известно, вы пришли уже в действующую структуру. Был ли изменен кадровый состав отделения?
- Практически нет. Меня устраивает профессиональный уровень наших специалистов. Другое дело - организовать работу, отладить механизм. Считаю, что это главная задача руководителя.
- Что сегодня собой представляет ваша команда?
- Сегодня в нашем региональном отделении работает порядка 400 человек, высшее образование имеет 98% сотрудников, а ряд специалистов получили второе высшее образование. Основу коллектива составляют сотрудники, имеющие стаж работы в сфере социального страхования 5-10 лет. Многие из них награждены почетными знаками, грамотами, благодарностями Фонда.
Сегодня все больше наш коллектив пополняют молодые специалисты. Они вносят свежую струю в деятельность регионального отделения, быстро реагируют на все происходящие в сфере социального страхования изменения, очень восприимчивы к новым технологиям и программам.
- А как набираются кадры?
- Перед приемом на работу каждый новичок проходит конкурсную комиссию. Работать у нас считается престижным, поэтому рынок труда позволяет выбирать наиболее подходящие кадры. При отборе главными критериями становятся диплом вуза, опыт работы, личные качества, профессиональный потенциал. Все эти позиции анализируются посредством изучения анкет, которые в обязательном порядке заполняются претендентами на работу. А испытательный срок позволяет посмотреть на возможности человека на практике. При этом он ставится в равные условия с другими членами коллектива: никаких привилегий и никаких особых рамок.
- А вообще, какая система организации труда и управления в региональном отделении?
- В работе каждый на своем месте отвечает за свой участок. Я доверяю знаниям и опыту специалистов. Но при этом стараюсь находиться в курсе всех рабочих моментов. И прежде чем принять то или иное решение не только интересуюсь мнением коллег, но и сам предметно изучаю вопрос.
- Ваше региональное отделение - достаточно мобильная структура. Коллектив отделения не только четко и оперативно выполняет все основные функции, но и постоянно участвует в различных социальных акциях, программах. Развернута активная работа по выполнению нового Закона “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний". Чем достигается такая продуктивность?
- Здесь много моментов, начиная от обычных форм повышения профессиональной подготовки, собственных методов стимулирования работы и заканчивая внутренней атмосферой, существующей в коллективе.
Сегодня наши сотрудники активно включились в процесс переподготовки кадров, организованный централизованно Фондом социального страхования. Традиционной и уже зарекомендовавшей себя положительно формой работы с кадрами стали кустовые семинары контрольно-ревизионной службы. Они ежегодно организуются и проводятся силами наших специалистов в пяти базовых территориях края. Данная схема вызвана к жизни спецификой структуры регионального отделения. Красноярский край занимает обширную территорию. Чтобы приблизить контрольно-ревизионную службу к страхователям, в филиалы отделения введены ревизоры. Поэтому такие семинары по кустам наиболее эффективны и удобны. Их слушателями становятся не только ревизоры, но и специалисты, консультанты филиалов, представительств. Главное преимущество таких встреч - возможность не только получить теоретические выкладки, изучить механизмы новых законодательных актов, но и, что очень важно, на практике закрепить знания.
В обязательную программу входят показательные проверки предприятий.
С освоением новой функции - страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - схему таких семинаров перенесли и на это направление. На таких занятиях группы по 25-30 человек с помощью специалистов регионального отделения более оперативно и качественно осваивают тонкости нового дела. Особое внимание уделяется подготовке кадров из представительств регионального отделения, работающих во всех территориях края. Первый опыт семинарских занятий дал ожидаемый результат: более качественно стали расследоваться несчастные случаи на производстве, оперативнее решаются вопросы по предоставлению дополнительных видов помощи пострадавшим, на местах даются грамотные консультации. В итоге новое звено регионального отделения приобрело большую работоспособность и более рациональное распределение функций.
За каждым из филиалов закреплены кураторы - начальники отделов аппарата регионального отделения. Это позволяет не только оперативно оказывать помощь, решать вопросы, но и держать в поле зрения ситуацию в целом по краю.
Мы постоянно изучаем литературу по вопросам управления персоналом, используем полезный для нашей структуры опыт.
Работая с собственными кадрами, региональное отделение стремится повысить уровень социально-правового образования партнеров. Это и обучение страхового актива, и совещания с руководителями санаторно-курортных учреждений, ДЮСШ и др.
Несколько лет подряд региональное отделение становится инициатором семинаров-совещаний с директорами детских оздоровительных учреждений.
Кроме того, мы активно проводим обучение страхового актива. Традиционными стали семинары-совещания с финансовыми, юридическими работниками, а также руководителями предприятий. Свои отношения с ними мы строим по принципу “проверяй, но помогай". Такие встречи дают возможность повысить уровень экономических, правовых знаний в области социального страхования наших страхователей, партнеров, понять их проблемы, оказать консультационную помощь.
Безусловно, все это не входит в обязанности регионального отделения. Но, как известно, результат складывается из усилий всех сторон. И от того, насколько грамотно и по-хозяйски распорядятся непосредственные проводники средствами социального страхования, зависит и эффективность денежных вложений.
Со своей стороны, региональное отделение также мобилизует усилия. Так, в период летней детской оздоровительной кампании было решено создать мобильную рабочую группу для выезда в территории. В нее вошли специалисты большинства отделов. Эта группа выезжала на места не столько с целью проверки, сколько для оказания практической помощи в той или иной ситуации. В итоге работа в исполнительных органах была тщательно отлажена, а детская оздоровительная кампания прошла без сбоев. Как следствие, выездная рабочая группа получила право на постоянное существование. Благодаря регулярным выездам этой бригады и оперативной помощи на территории нашего обширного края удалось обеспечить выполнение всех задач фонда, в том числе планомерную реализацию Закона “Об обязательном государственном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", повысить отчетную дисциплину и многое другое.
- Ну, а какова атмосфера в коллективе? Выдержать такой интенсивный ритм работы непросто?
- Мы пытаемся внести изюминку и во внутрикорпоративные отношения. Новый век и тысячелетие мы решили отметить новой идеей. Вернее, была реанимирована незаслуженно забытая форма социалистического соревнования. Так родился конкурс среди филиалов, структурных подразделений, специалистов с целью внедрения наиболее эффективных методов работы по вопросам социального страхования, выявления наиболее способных руководителей и работников, формирования творческого подхода в выполнении своих обязанностей.
Это постоянно действующий конкурс, который поэтапно (раз в квартал) определяет победителей по следующим направлениям: “Лучший филиал", “Лучший по профессии", конкурс по внедрению эффективных методов работы. Победители награждаются вымпелами, почетными грамотами.
Итоги конкурса учитываются в материальном поощрении работников регионального отделения.
В современных условиях все большую роль играет корпоративность мышления. В Красноярске сотрудники фонда по-настоящему гордятся своей структурой, им прививается уважение к коллективу, формируется корпоративное сознание. При этом активно используется символика фонда, которая присутствует в полиграфии, средствах массовой информации и на различных рабочих принадлежностях. Успешно применяются формы моральных поощрений в виде благодарственных писем, памятных адресов, поздравительных открыток. Так, например, каждый из работников регионального отделения ко дню рождения получает поздравление с моей личной подписью, родителям лучших работников направляются благодарственные письма и т. д. Это нужно видеть, когда мамы и папы наших работников получают со слезами на глазах букет цветов, подарок и благодарность за воспитание достойного человека. Это ли не мощный моральный стимул для совершенствования в работе?
Сейчас мы готовим свою фотогалерею, где будут представлены главные вехи деятельности регионального отделения и лучшие работники. Готовятся экспонаты для музея, который вскоре будет открыт в региональном отделении. Не забываем мы и о тех, кто ушел на заслуженный отдых. В День пожилого человека у нас состоялась встреча с нашими старшими коллегами. Они приходят к нам и в будни, если обращаются за помощью, стараемся не отказывать. Это нужно не только им, это нужно нам, нынешним работникам.
Мы все должны знать, что сильны командой.
Диана ВИДЕНКИНА