Cейчас у корпорации 18 лицензий на различные виды телекоммуникационных услуг. В активе компании коммутатор емкостью 45 тыс. номеров. Услугами проводной телефонной связи пользуются около 15 тыс. абонентов. За последние годы инвестиции корпорации “СибЧелендж" в Красноярске составили более 45 миллионов долларов, а сама компания входит в десятку крупнейших импортеров края - ежегодно объемы импорта составляют порядка 10 миллионов долларов. Конвергенция проводной и беспроводной связи, о которой с недавних пор постоянно твердят аналитики рынка, в Красноярске идет уже вовсю, благодаря усилиям корпорации “СибЧелендж".
- Александр Иванович, за плечами компании 7 лет становления телефонной связи в регионе. За это время пришлось пережить и кризис, и ротацию власти. Насколько стабильно чувствовала себя компания в экстремальных условиях?
- Действительно, дефолт 1998 года сильно сказался на финансовом состоянии компании - доходы сократились почти в 6 раз. Многие наши проекты кризис 17 августа застал, можно сказать, в зачаточном состоянии. Но все мы понимали, что этот тяжелый путь надо пройти. И мы его прошли. И во многом благодаря слаженной работе коллектива, его профессионализму нам удалось сохранить компанию. Мы поняли одно: телекоммуникационный бизнес для твердых коленок и трезвых мозгов.
ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ
- Каковы сегодня финансово-экономические показатели компании, и какие новые проекты будут осваиваться в ближайшее время?
- За последние три года корпорация “СибЧелендж" создала ряд уникальных проектов. К ним можно отнести корпоративную сеть связи для территориального отделения Сбербанка. Теперь около 60 сберегательных касс города завязаны в одно информационное пространство и без проблем могут осуществлять электронные виды платежей. Кстати, Сбербанк выступает и финансовым партнером компании. Ведь инвестирует корпорация в основном за счет заемных средств.
С самого начала у “СибЧеленджа" была выработана идеология построения налаженной сети мирового класса не только для населения, но и для предприятий крупного, среднего и малого бизнеса и главное - для корпоративного клиента. Сегодня мы предоставляем телефонный цифровой ресурс для нескольких десятков предприятий города и края. Среди наших клиентов - “Красэнерго", Красноярский алюминиевый завод, завод цветных металлов, Управление железной дороги, компании “Пикра", “Афонтово", “ТВК". После кризиса к нам подключилось очень много бюджетных организаций: пенсионный фонд, регистрационная палата. Они получают от компании не только телефонные номера и возможность доступа на местную телефонную, междугородную и международную сеть, но еще и выход в Интернет. Как известно, “СибЧелендж" стал одним из первых развивать это направление в крае и сегодня является лидером на краевом рынке интернет-технологий. Выход в систему Интернет через провайдера “СибЧелендж" имеют более 6 тысяч квартирных пользователей, я уже не говорю об организациях.
Ну и, конечно же, сотовая связь. Компания “СибЧелендж" была одной из первых в России, кто в 1997 году применил проект цифрового стандарта D-AMP (через три месяца он потом появился в Москве с громким названием “Би-лайн”). Сегодня этот стандарт не очень хорошо приживается в странах восточной и западной Европы, где большей популярностью пользуется стандарт GSM. Нами уже получена лицензия на сеть мобильной сотовой связи стандарта GSM. Этот проект планируется довести до 100 тысяч номеров. В Красноярске будет действовать 42 базовые станции, коммутатор и контроллер. Такая же связь на 5 тысяч номеров (в перспективе с расширением до 20 тысяч) появится и в Норильске. Девять базовых станций охватят фактически всю зону Норильского промышленного района.
Седьмого мая текущего года корпорация “СибЧелендж" ввела в строй сеть фиксированной радиосвязи самой современной технологии CDMA, и уже порядка 5 тысяч таких телефонов продано населению. В перспективе - расширение этого вида услуг. Мы уже подписали контракт с иностранной компанией, и, я надеюсь, что к началу следующего года эта сеть увеличится до 10 тысяч абонентов. А вообще, посредством радиодоступа мы планируем раздать более 50 тысяч номеров. Я думаю, что с помощью системы СDMA и расширения наших выносных подстанций, мы значительно снизим дефицит телефонной плотности. На сегодня в пакетах компании проектов еще на десятки миллионов долларов.
- А каков срок окупаемости новых проектов?
- Телекоммуникации - это достаточно длинные деньги. Проекты все с большими сроками окупаемости - от 4 до 10 лет, о какой-то быстрой прибыли здесь говорить нельзя. И поэтому компания постоянно использует заемные средства. Ежегодно “СибЧелендж" осваивает порядка 7 миллионов долларов кредитной линии.
- Телекоммуникационный бизнес постоянно развивается, одно поколение техники сменяется другим и нужно успевать бежать вслед за прогрессом. “СибЧеленджу" это удается?
- Трудновато, но стараемся. Телефонная сеть сегодня - это набор последних достижений в области цифровой техники, оптоволоконных технологий и систем радиодоступа, обеспечивающих интегрированный доступ к системам Интернет, создание корпоративных баз данных и интернет-технологий. Каждые полгода появляется что-то новое. Ежедневно на тебя обрушивается просто шквал информации - издается более 15 отраслевых журналов, иногда их и по диагонали не удается все просмотреть. На телекоммуникационном рынке просто бум: выставки, конференции. В России только 12 тысяч операторов! И поэтому, чтобы быть в числе лидеров, нужно постоянно искать что-то новое. Однако мы не желаем останавливаться только на телефонизации, Интернете и сотовом бизнесе. Компания “СибЧелендж" - универсальная компания, и поэтому прорабатывает ряд нетрадиционных для нее проектов. Мы серьезно просчитываем возможности создания в крае цифрового сотового телевидения, мультимедийного доступа. Как вариант - оказание некоторых транспортных услуг для населения. К примеру, охрана квартир. Кстати, этот проект уже частично реализован в Советском районе города: вневедомственная охрана работает там, используя наши телефонные линии. В перспективе мы сможем предоставлять наши телефонные линии и компьютерные сети коммунальным службам города для учета тепла, света и воды. Такие сети сегодня только зарождаются в крупнейших городах мира.
- Что сейчас представляет из себя компания, и произойдут ли в ближайшее время какие-то структурные изменения?
- На сегодняшний день компания - это своего рода некий холдинг, во главе которого ЗАО “Корпорация “СибЧелендж". Корпорация владеет контрольным пакетом каждой из этих структур. У компании три основные дочерние структуры - это сотовая компания “СибЧелендж", “СибЧелендж-Телеком", отвечающая за местные телефонные линии, междугородную связь и радиодоступ, и “Сибирь-Интернет", занимающаяся разработкой интернет-технологий.
"Нами получена лицензия на сеть мобильной сотовой связи стандарта GSM. Этот проект планируется довести до 100 тысяч номеров. В Красноярске будут действовать 42 базовые станции, коммутатор и контроллер." |
|
В ближайшие год-два компания планирует провести реструктуризацию своих активов и слияние дочерних предприятий в одну крупную операторскую компанию с изменением формы от закрытой структуры в открытое акционерное общество. Серьезно подумываем и о привлечении каких-то новых стратегических инвесторов, потому как тяжело поднимать бизнес, основываясь только на собственной прибыли и кредитных ресурсах.
ОСНОВА МЕНЕДЖМЕНТА - ПРАКТИКА
- За столь длительное существование на рынке выработал ли “СибЧелендж" собственные принципы менеджмента, и как строится управление в компании?
- Хотелось бы отметить, что корпорация уже более года не занимается администрированием в чистом виде, а только разработкой стратегических проектов и бизнес-планов. В каждой дочерней компании создан Совет директоров, которому полностью доверено руководство компанией. Конечно же, существует определенная жесткая вертикаль контроля, но это в основном касается только финансовой отчетности. В основном, я бы сказал, что у нас параллельно-либеральный вид контроля, построенный на полном доверии.
- Александр Иванович, на ваш взгляд, какими качествами должен обладать российский менеджер?
- Бизнес в современных условиях - это, прежде всего, оперативность и мобильность. Это ключевые аспекты современного предпринимательства. Российский менеджер должен быть немного быстрее, предприимчивее и рискованнее западного. Потому что несовершенство нашей законодательной базы, тяжелое бремя налогов смогут свести на нет любой бизнес. И потому в такой ситуации нужно всегда уметь находить выход.
- Как вы считаете, персонал компании соответсвует таким требованиям? И как осуществляется подбор персонала?
- Естетственно. У нас уже давно выработаны свои требования при подборе кадров. Конечно же, это высшее образование, опыт работы и главное - умение работать в команде и верить в общее дело. Если в компании соберутся люди, у которых ценности совпадают, то это первый и главный шаг к успеху.
Можно сказать, что у нас в компании очень бережно относятся к каждому сотруднику. 75 процентов коллектива - это люди с высшим образованием. Многие прошли стажировку за границей, есть ребята, которые прошли обучение по президентской программе. “СибЧелендж" постоянно подпитывает свой кадровый потенциал и молодыми специалистами. Красноярский политехнический институт имеет у нас постоянную учебную базу. Студенты этого вуза проходят стажировку в компании, а наиболее талантливые и перспективные специалисты потом остаются работать.
- Действует ли в компании система материального поощрения сотрудников?
- Конечно, у нас есть постоянные и переменные мотивации. Постоянные - это заработная плата. Ее уровень по сравнению с другими компаниями конкурентоспособен. Переменные - это своего рода бонусы и премии менеджерам за удачно реализованный проект.
Социальная сфера в компании тоже достаточно стабильная. “СибЧелендж" заключил договор с Институтом медицинских проблем Севера, так что каждый сотрудник компании может пройти бесплатное обследование и лечение. Кроме того, мы оплачиваем лечебные путевки своих сотрудников. Есть задумки и по жилищной программе.
- Каким вам видится развитие телекоммуникационного рынка края?
- Как “флагманского" рынка, который будет тянуть за собой смежные. Ведь скорость принятия решений - это ключ к развитию, а за скорость “отвечает" связь.
Несмотря на постоянный рост, спрос на услуги телефонной связи в регионе удовлетворен еще недостаточно. По плотности телефонов край намного отстает от ведущих регионов. И поэтому я думаю, что потенциал в этой отрасли достаточно высок.
Олеся МИЗИНКО