Учитывая положительные итоги 1999 года, Правительство РФ приняло решение продлить срок действия реструктуризации. 23 мая текущего года было подписано постановление Правительства РФ №410 “О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999г. № 1002". В нем определены условия проведения реструктуризации задолженности организаций по обязательным платежам в бюджет в 2001 году. Данный документ имеет некоторые принципиальные отличия от предыдущего, предусматривающие более льготный режим проведения реструктуризации бюджетной задолженности. Подробнее об этом мы попросили расcказать заместителя руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красноярскому краю, Таймырскому (Долгано-Ненецкому) и Эвенкийскому автономным округам Александра Анатольевича Петрика:
- Порядок и условия проведения реструктуризации кредиторской задолженности перед бюджетной системой в нынешнем году максимально упрощены. Во-первых, теперь не существует необходимости передавать документы юридических лиц для заключения об их платежеспособности в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству. Федеральная служба будет подключаться к процессу реструктуризации только в исключительных случаях. Во-вторых, решения о реструктуризации долгов всех юридических лиц, независимо от суммы задолженности, теперь принимаются налоговыми органами по месту нахождения организации. В-третьих, существенно сокращен пакет документов, представляемый предприятием-недоимщиком для рассмотрения возможности предоставления ему права на реструктуризацию задолженности. Упрощен порядок и уменьшены сроки их рассмотрения.
Главным условием получения права на реструктуризацию является полное внесение организацией текущих налоговых платежей с начала текущего года до 1-го числа месяца принятия решения.
Существенное отличие предлагаемой в настоящее время реструктуризации от предыдущей заключается также в оценке соблюдения организациями условий проведения реструктуризации по уплате текущих платежей и погашения реструктурированной задолженности. Теперь такая оценка будет осуществляться по итогам квартала, а не ежемесячно, как ранее.
Сроки и условия поэтапного погашения реструктурированной задолженности сохранены прежние. Задолженность по налогам и сборам гасится в течение 6 лет, на погашение пеней и штрафов дается еще 4 года. Тех налогоплательщиков, которые текущие налоговые платежи в течение 4-х лет будут вносить полностью и в установленные сроки, ждет “финансовая амнистия". При досрочном погашении половины суммы долга по налогам и сборам в течение 2 лет им списывается половина суммы долга по пеням и штрафам, при погашении всей реструктурированной суммы по налоговым платежам в течение 4-х лет списывается оставшийся долг по пеням и штрафам.
Особо выгодный порядок и условия реструктуризации предлагаются сельскохозяйственным предприятиям и организациям. У них есть возможность реструктурировать не только основной долг и проценты, пени и штрафы, но и задолженность в бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов. Согласно постановлению Правительства РФ от 8 июня 2001 года под №458 для реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и страховым взносам предусматриваются более льготные условия по списанию долга по пеням и штрафам. При погашении одной трети задолженности по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам и уплате текущих платежей в течение 2 лет, производится списание половины суммы пеней и штрафов. При полном исполнении этих обязательств в течение 4-х лет производится 100-процентное списание задолженности по пеням и штрафам. Кроме того, учитывая сезонный характер работы сельхозпредприятий, платежи по задолженности они могут гасить не ежеквартально, а один раз в полугодие.
Также в октябре подписано и вступило в силу еще одно постановление Правительства РФ “О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся в организации по состоянию на 1 января 2001 года”.
- Александр Анатольевич, каков потенциал для проведения реструктуризации в Красноярском крае?
- Потенциал огромный. В настоящее время предприятиями-недоимщиками в нашем крае являются 25% от числа зарегистрированных предприятий. Это свыше 7 тысяч действующих предприятий. По состоянию на 1 октября текущего года их задолженность по налоговым платежам составляет 9,2 млрд. рублей. 30% от суммы задолженности по налоговым платежам и пеням в бюджетную систему России в нашем крае составляет задолженность таких предприятий, как ОАО “Березовская ГРЭС-1", ОАО “Красноярская ГРЭС-2", ГП “Красноярская железная дорога", ОАО “Разрез Бородинский", ОАО “Разрез Березовский-1", ОАО “Разрез Назаровский", ГП “Красмашзавод", ОАО “Ачинский глиноземный комбинат".
На 1 октября в инспекции края и автономных округов обратились с заявлениями 125 налогоплательщиков о реструктуризации задолженности на сумму 2,1 млрд. рублей.
- Предполагается ли участие банков в реструктуризации долгов предприятий?
- От представителей ряда банков в адрес краевого управления по налогам и сборам и непосредственно к налогоплательщикам поступали предложения участия в реструктуризации задолженности предприятий-недоимщиков. Процесс взаимодействия банков и предприятий вполне закономерен. Где, как ни в банке, организация или предприятие, испытывающее определенные проблемы с оборотными средствами, может взять деньги, к примеру, для своевременной выплаты текущих налоговых платежей. Это нормальный процесс. Причем предприятие должно сделать самостоятельный выбор в пользу того или иного банка. Управление по налогам и сборам в данном вопросе не имеет права навязывать налогоплательщику свое мнение.
- Что можно сказать о ходе реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам перед краевым и красноярским городским бюджетами?
- В Красноярском крае одновременно проводится реструктуризация задолженности по всем видам налогов - федеральным, региональным и местным. 16 августа текущего года в крае принято постановление администрации края №579-П о реструктуризации задолженности по региональным налоговым сборам. 17 сентября 2001 года главой города Красноярска подписано постановление №518 о реструктуризации задолженности по местным налогам и сборам. Определенные этими документами условия реструктуризации кардинально не отличаются от правил, установленных Министерством по налогам и сборам РФ. В результате проводимой с налогоплательщиками работы в соответствии с данными постановлениями, реструктурирована задолженность на 150 миллионов рублей.
- Какими вам видятся перспективы проведения реструктуризации кредиторской задолженности краевых предприятий?
- Полагаю, что большинство предприятий воспользуются правом реструктуризации. Дело в том, что этот заключительный этап реструктуризации рассматривается Президентом и Правительством РФ как последний шанс, предоставляемый предприятиям-должникам рассчитаться с бюджетом. В отношении тех, кто не пожелает воспользоваться этой отсрочкой, предполагается принятие самых жестких мер, предусмотренных действующим законодательством, включая инициирование процедур банкротства. Хотя мы не заинтересованы в этом, а напротив, прилагаем сегодня все усилия для того, чтобы предприятия нашего региона не упустили возможность урегулировать налоговую задолженность, включились в процесс реструктуризации сегодня и обеспечили “финансовую амнистию” своему предприятию завтра.
Оксана БОНДАРЕНКО