Талантливый музыкант, блестящий исполнитель камерной музыки, одаренный оперный артист, наконец, удивительно чуткий и требовательный педагог П.И.Словцов в начале 20-30-х годов определил развитие музыкального театра города и традиции академической вокальной школы. Примеров тому немало.
Вместе с супругой - певицей М.Н. Риоли-Словцовой - П. Словцов основал в открывшейся в 1921 году народной консерватории (музыкальном техникуме, ныне - училище искусств) вокальный класс, ставший за короткий срок одним из лучших в России. Получив блестящее образование в Московской консерватории у профессора И.Я.Горди и проработав в ряде столичных театров Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Петр Иванович обосновался вместе с супругой именно в родном Красноярске. В 20-е годы они создают оперную труппу. Заметим при этом, активно мобилизуют для этого все музыкальные силы города - профессиональные, любительские, привлекают к участию старшекурсников своих классов. Такая подготовка оперных спектаклей в течение многих месяцев дает хорошие результаты - и вот уже истосковавшаяся провинциальная публика жаждет явления Оперы. Расклеены афиши, билеты распроданы задолго до объявленной премьеры (из них большая часть раздается бесплатно), и даже позднее начало спектаклей - восемь вечера! - не отнимает столь сильной тяги у почитателей оперы. Поистине, колоссальный труд и своего рода подвиг! И прежде всего, со стороны Словцовых - ведь они являлись и организаторами, и режиссерами, и исполнителями главных партий в операх - “Русалка", “Фауст", “Травиата", “Дубровский", “Евгений Онегин". И всюду - успех…
Сегодня, перелистывая страницы архива Словцовых, бережно хранившиеся в фонде краеведческого музея, встречаешь трогательные приметы тех “прекрасных мгновений": мини-афиши незабвенных спектаклей, сохранившиеся, чуть стертые фотографии, благодарственные письма и автографы друзей, поклонников четы Словцовых. Но особенно интересны и памятны многочисленные отклики тогдашней прессы, ликующей и капризной, бурлящей острословными экзерсисами и неожиданными шутками: “каменный балкон грозил оторваться и полететь, если не в небо, то на головы блаженствующей толпы. Все это будет каждый раз, когда запоет Словцов". Или такое: “Исключительный по силе голос, обладающий нежным бархатным звуком, порабощает, покоряет слушателей. И певец делает чудеса в переполненной зале, она стонет от криков и рукоплесканий!" (Харбин, “Речь", 16-18 февраля 1924 г.)
Семейная чета всегда и всюду выступает вместе, Маргарита Николаевна была не только блестящей певицей, сценическим партнером П.Словцова, но и замечательной пианисткой-концертмейстером, отлично знающей весь репертуар своего супруга. Гастрольные турне по городам Сибири, Урала и Дальнего Востока помогали артистам поддерживать прекрасную творческую форму и выполнять ответственную просветительскую миссию (из двух тысяч концертов большая часть гонорара была отправлена в благотворительные фонды).
И сегодня, спустя 115 лет со дня рождения, имя Петра Словцова помнит Красноярск, а иначе быть не должно - ведь это наша славная история и великие имена.
Сохранились памятные места, связанные с жизнью и творчеством “сибирского соловья", еще свежи воспоминания и живы люди, близко знавшие Словцовых и удерживающие “времен связующую нить" доброй памятью и делами.
Имя Словцова дано одной из улиц Октябрьского района, а в 1996 году состоялось открытие мемориальной доски на здании Красноярского гарнизонного госпиталя, где ранее размещалась духовная семинария, которую в 1902 году окончил Петр Иванович. По инициативе руководства госпиталя здесь создана комната-музей и открыт малый концертный зал (для камерного исполнения) с прекрасно сохранившейся акустикой. В краеведческом музее с 1950-х годов формируется и пополняется фонд Словцовых, в котором уже сегодня насчитывается значительная коллекция документов (письма, афиши, концертные договоры, фотографии, ноты), два костюма, грампластинки. Но самое удивительное, что есть прямые наследники по профессии, люди, чьи имена сами по себе продолжают нести свет высокой любви и преданности искусству, музыке, опере - от имени Словцовых.
Одна из учениц М.Н. Риоли-Словцовой - профессор, заведующая кафедрой сольного пения академии музыки и театра Екатерина Константиновна Иофель отмечает: “Когда я еду за рубеж давать мастер-класс, на который приезжают певцы из Франции, Англии, Бельгии, разных стран, я слышу, как певцы, разговаривая меж собой, соединяют два понятия: русская школа пения и Красноярск. Именно Словцовы создавали эту школу в Красноярске, несли сюда лучшие традиции пения".
Известный краевед, автор многочисленных публикаций о Словцове Борис Григорьевич Кривошея не только лично знал певцов, работал с ними в музыкальном техникуме, но и некоторое время жил в одном с ними доме на перекрестке улиц Сурикова и Урицкого. Он вспоминает: “Я видел, с каким уважением относились к Словцову не только педагоги и студенты, но и многие красноярцы, любившие его. Это был особенный и неповторимый человек, скромный, сердечный. Забыть его чудный лирический театр невозможно, и лучшего голоса за свою долгую жизнь я не слышал".
Доброй традицией стало значительное событие в истории Красноярского театра оперы и балета - посвящение одного из музыкальных фестивалей памяти выдающегося певца, когда-то названного “сибирским Карузо".
В нынешнем, ХХIV сезоне, с 19 по 28 октября принимает эстафету уже VII Международный фестиваль мастеров оперного искусства имени Словцова, в рамках которого учрежден II Международный конкурс оперных певцов. Может, потому становится заметно теплее октябрьский суетный месяц в театре, который вновь ждет всех почитателей искусства прикоснуться к великой тайне Оперы, к неповторимому чуду прекрасного пения… Надежда и вера Петра Словцова, его доброе имя пусть будет путеводной звездой всем ищущим талантам музыкальной России. А нам, страждущим услышать “гармонии таинственную власть", остается ждать открытия фестивальных спектаклей.
Анжелика ЛИСОВА
В публикации использованы
фотоматериалы из коллекции фонда
краеведческого музея.