Восстановление платежеспособности предприятий идет в двух направлениях: либо это полное восстановление платежеспособности в установленный законом срок, либо восстановление платежеспособности предприятия за более длительный период времени, определенный мировым соглашением.
- Александр Филиппович, уточните, сколько из перечисленных вами предприятий являются градообразующими?
- Большинство. Только 16 предприятий из 40 таковыми не являются. У некоторых из них внешнее управление длится более 18 месяцев, которые установлены законом. На Решетинском канифольном заводе внешнее управление продлено до 7,5 лет под гарантии Нижнеингашской администрации, такое же соглашение готовится по Ярцевскому леспромхозу, там берет на себя гарантию Енисейская администрация. За "Норильторг" берет на себя гарантии администрация Таймырского национального округа. Красноярский завод автомобильных прицепов берет администрация г. Сосновоборска. По ЦБК через 4 месяца должно состояться заседание суда о продлении внешнего управления на срок 7,5 лет под гарантии администрации Красноярского края.
Внешнее управление назначено на АГК, но там оно идет сложно. Там должно быть либо продлено внешнее управление под ходатайство администрации города Ачинска, либо дело закончится мировым соглашением. Оба решения подготавливались в свое время теми внешними управляющими, которые там работали. Если бы не безызвестный конфликт, то внешнее управление завершилось мировым соглашением, к тому все шло.
- Почему возникает необходимость продлять внешнее управление на столь длительный срок?
- Это вызвано тем, что на территории Сибири находятся, в основном, крупные предприятия. А восстановление крупных предприятий очень инерционно во времени. Сначала нужно погасить задолженность по заработной плате, это приблизительно 6-8 месяцев, следующий шаг - начать накапливать прибыль для расчета с кредиторами по обязательным платежам, это приблизительно еще 6-8 месяцев. К этому времени установленный законом срок внешнего управления заканчивается, а значит, до кредиторов 5-й очереди дело не доходит. А раз средств не хватило, надо объявлять конкурсное производство. По сути, действующее законодательство нацелено на продажу бизнеса.
- Таким образом, любое предприятие можно очень легко обанкротить и купить за бесценок?
- Да, почему мы и говорим, что полтора года внешнего управления для наших условий - слишком мало. Для сибирских предприятий 2,5 года - наиболее оптимальный срок внешнего управления. Мы обрадовались, когда в дополнениях и изменениях к Закону о несостоятельности (банкротстве) эта цифра все же прозвучала. Например, у сельхозтоваропроизводителей - сезонные работы: если не посеял, траву не скосил, хлеб не убрал, не приготовил корма для зимы, то жить будет нечем. Что же управляющий за год успеет сделать, если внешнее управление у него началось в июне, когда посевная прошла? У него не получится полного цикла сельхозработ, и ему явно не хватит 18 месяцев, чтобы восстановить свою платежеспособность.
Это же подтвердил и опыт ЦБК. Внешним управляющим только-только хватило отведенных законом 18 месяцев на то, чтобы остановить падение производства, найти каналы сбыта.
Но этот срок скоро закончится, поэтому мы надеемся, что под ходатайство администрации и ее поручительство внешнее управление будет продлено еще на 7,5 лет.
Продление внешнего управления нужно и для того, чтобы "вымер" старый собственник, как класс, то есть различные коммерческие фирмочки, которые скупали акции у работников. Для этого нужно время. За 10 лет их не станет, появится новый собственник, который даст инвестиции, для того чтобы предприятие развивалось. Тогда пойдут дела на лад и у других предприятий, таких, как "Сибволокно", "Сивинит", "Шелен"...
- Расскажите о ситуации на "Сивините", "Сибволокне"?
- У "Сивинита" сложность в том, что нет сырья. Если на "Сибволокне" движение вперед наступило, они даже сумели перехватить на шведском рынке определенное количество беленой целлюлозы и в течение мая поработать, то сейчас они опять встали. Нет целлюлозы - нет "сиблона", нет и продукции.
Главная задача - найти сырье. Поэтому решено все инвестиции, которые появятся у "Сибволокна", вложить на ЦБК для производства беленой целлюлозы.
- Есть ли такие предприятия, на которых продление внешнего производства нецелесообразно?
- Безусловно. Это, в основном, мелкие, неградообразующие предприятия. Мы их просто не заводим во внешнее управление, а вводим сразу конкурсное производство, для того чтобы ликвидировать весь бизнес. Долги автоматически будут погашены, а новый собственник начинает все с чистого листа. Так произошло на Черногорском угольном разрезе, Сорском молибденовом комбинате, в Красноярском крае такие процедуры только готовятся.
- Назовите примеры эффективного внешнего управления, где доказано, что процедура внешнего управления действительно себя оправдывает?
- Ярцевский, Новокозульский, Долгомостовский леспромхозы, ЦБК, "Сибволокно", ООО "Искра", "Красфарма" - у этих предприятий есть все шансы достойно выйти из кризиса. Но есть предприятия, где положительного эффекта не получается сразу, как, например, на цементном заводе. Там нужны очень большие инвестиции, также и на заводе "Сибэлектросталь".
"СИБВОЛОКНО": КРИЗИС ЗАТЯНУЛСЯ
На четыре месяца была парализована работа ОАО "Сибволокно" (г.Зеленогорск), на котором с 16 ноября 1999 года введено внешнее управление. С июня предприятие возобновило выпуск продукции, но о стабилизации положения на заводе пока говорить не приходится. Рассказывает внешний управляющий предприятия Николай Евгеньевич Савин.
- Сильнейший сбой в работе предприятия произошел из-за того, что кредиторы на первом собрании отказались утверждать предложенный мною план выхода из кризиса. В результате инвестор, который до этого кредитовал предприятие - торговый дом "Евроэкспо" - был вынужден на время изъять инвестиции. Заводу пришлось остановиться, т.к. не стало сырья, которое приходится закупать. Сейчас, после утверждения плана, поступление инвестиций возобновилось, но возникла другая проблема, с которой, впрочем, предприятие столкнулось давно - отсутствие сырья.
Целлюлоза, которая используется при производстве волокна, выпускается в России всего двумя заводами, которые не в состоянии удовлетворить потребности всех потребителей. На Байкальском ЦБК производится 1500 тонн целлюлозы в месяц, на Котлинском - 3 тысячи тонн, а только потребность "Сибволокна" - 65 тысяч тонн в год. Мы просто вынуждены закупать сырье за рубежом, которое, кстати, в отличие от отечественного не ядовито. Но из-за высоких таможенных пошлин покупать целлюлозу невыгодно.
Заплатив таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость, мы сразу приравниваем входящую стоимость целлюлозы к исходному продукту, т.е. не сможем получать прибыль. Из сложившейся ситуации есть два выхода: либо используется толлинговая схема, позволяющая получать средства за переработку сырья, либо снижение таможенных пошлин. Мы готовы доказать, что государству выгоднее снизить пошлины и с соответствующим предложением обратились и к президенту РФ, и в правительство, и к депутатам Государственной думы от Красноярского края.
И все же толлинг - это временная схема, позволяющая какое-то время предприятию держаться на плаву. Кардинально решить проблему сырья может лишь строительство нового целлюлозного завода, без целлюлозного завода, который бы находился в нашем регионе, дальнейшее функционирование нашего предприятия невозможно. Да, это дорогостоящее мероприятие, но со временем завод окупится с лихвой, поскольку потребность в нашей продукции велика. На сегодня же наша задача - наладить поставки сырья с Запада, сохранить технологический комплекс и специалистов, которые обслуживают основные виды производства. Постепенно, может быть, не так быстро, как хотелось бы, мы все же продвигаемся вперед, и, уверен, выведем предприятие из ямы, в которой оно оказалось и по объективным, и по субъективным причинам.
Валентин СУРОВ