? 6 (33) ИЮНЬ 2000

ГЛАВНАЯ ТЕМА

Начальник врачебно-санитарной службы Красноярской железной дороги Андрей Явися.
Госзаказ для
вневедомственной медицины
Железнодорожная больница Красноярского края - одна из старейших лечебниц нашего региона. Больше ста лет лучшие врачи этой больницы возвращают здоровье не только железнодорожникам и их семьям, но и другим жителям города. Лечиться здесь - удовольствие особое. Во-первых, потому что доктора следят за последним словом медицины, приобретая современнейшее оборудование. Во вторых, для дорожной больницы характерны особая атмосфера, особый дух доброжелательности. А слово тоже лечит.

Мы беседуем с начальником врачебно-санитарной службы Красноярской железной дороги Андреем Явися.

- Андрей Михайлович, ведомственная медицина издавна находилась и находится на особом положении. Как это сказывается на работе вашей медсанчасти?

- Железнодорожная больница более чем за сто лет наработала огромный объем оказываемых медицинских услуг, прочный запас технологий. Нельзя сказать, что сегодня мы закрыты для населения города, хотя, конечно, основные пациенты - железнодорожники. А это тоже люди, которые живут на территории Красноярского края.

Однако издавна сложилась традиция относиться к ведомственной медицине, как к "белой кости", в связи с тем, что мы живем богаче и наша материально-техническая база лучше. Это осложняет взаимоотношения с территориальной медициной.

- В чем это проявляется?

- Не могу в полной мере назвать отношение антагонистическим, но, тем не менее, есть определенные позиции, по которым территория не идет нам на уступки. Казалось бы, наличие ведомственной медицины выгодно для территории: есть возможность экономить средства. Но, парадокс состоит в том, что нашей помощью, которую мы предлагаем, никто не спешит воспользоваться. Программа реорганизации и интеграции ведомственных и территориальных лечебных учреждений существует уже давно, однако реальных подвижек и действий в этом направлении нет.

Возможно, это мотивировано боязнью, что территориальные медучреждения не выдержат конкуренции, что их закроют или куда-то передадут. Но эти "страхи" не обоснованы. Мы не частная, а ведомственная, федеральная медицинская структура. Даже при каких-то реорганизациях мы все равно останемся федеральными учреждениями здравоохранения, федеральной собственностью. Никто нас никогда не закроет, никому не передаст.

Практически все ведомственные больницы сталкиваются с неравноправным, амбициозным отношением к себе.

Сегодня ведомственная медицина не участвует в службе крови, в туберкулезной программе. Хотя у нас, в частности, есть прекрасный туберкулезный диспансер, который ни в какое сравнение не идет с краевым. Нас не включают и в федеральные программы. Например, существует федеральная программа по туберкулезу, край получает на нее финансирование. Мы же исключены из этого процесса. На железнодорожной больнице лежит забота о льготном и бесплатном обеспечении ветеранов и пенсионеров. Этой категории населения по федеральному закону положены льготы по лекарственному обеспечению. Но средств на это мы не получаем, сами финансируем эти программы.

С 1 июня поликлиники в системе города, края перешли в систему обязательного медицинского страхования. Нас опять туда не пускают. Сейчас рассматриваются наши обращения о включении ведомственных поликлиник в систему ОМС в администрации края, в ФОМСЕ. Как решится эта проблема - пока вопрос.

Недавно состоялась выездная коллегия Край- здравотдела, на которой обсуждался вопрос по созданию межтерриториального или межрегионального медицинского центра в городе Ачинске. Но территории вновь не хотят отдавать медицинскую помощь ведомственным больницам, заведомо зная, что работают в убыток.

Сегодня Красноярский кожно-венерологический диспансер располагается в бараках постройки сороковых годов, финансирование составляет лишь 50% от необходимого. У железнодорожной больницы существует прекрасное отделение, хорошо оснащенное, укомплектованное профессиональными кадрами, которое готово взять треть больных пациентов на себя. Но по какой-то причине этого не происходит.

- Последние десять лет государственная медицина, скорее, выживала, чем жила. Отсюда и "ненавязчивый" сервис и качество лечения. А как обстоят дела в ведомственной медицине?

- Начиная с 1999 года железнодорожная медико-санитарная часть не просто выживает, а довольно активно развивается. Полным ходом идет укрепление материально-технической базы, внедряются новые, современные медицинские технологии по всем направлениям: в хирургии, в гинекологии, акушерстве, активно ведется новое строительство. Сегодня в Красноярске строится лечебно-диагностический комплекс, который планируется сдать в эксплуатацию уже в этому году. В Боготоле сдается прекраснейшая больница. Большинство профилей центральной районной больницы будут закрыты, потому что она располагалась в натуральных лачугах, бараках. А в нашем пятиэтажном корпусе людям будут оказывать медицинскую помощь на более высоком уровне.

Кроме лечебной помощи, оказываемой в стационарах, поликлиниках, расположенных вдоль железной дороги, например, в Абакане, Ачинске, Боготоле, Ужуре, на станции Саянской, мы имеем еще и широкую сеть постов Санэпиднадзора, станцию переливания крови, свой противотуберкулезный диспансер, который является одним из лучших в России, свою сеть фармации. Поэтому многие вопросы решаются достаточно просто, мы не обращаемся за помощью к территориям. Но, с другой стороны, решение многих лечебных специфических задач мы несем на себе.

Безопасность движения поездов - основная задача железнодорожной медицины. Сюда входят предрейсовые осмотры машинистов и водителей, проф-осмотры, огромная работа по достижению санэпидблагополучия. Поезда, идущие из Китая, Ташкента, Узбекистана, нередко везут холеру, тиф, другие опасные инфекции, поэтому "перевозчиков" приходится снимать с поезда, делать санобработку. Прошлым летом из Китая привезли черных крыс. Пришлось в срочном порядке обрабатывать поезд. Это - огромная стратегическая задача. Так как мы ближе расположены к железной дороге, на нас лежит задача и по мобилизационной программе ГО и ЧС. Довольно часто мы проводим учения.

- Сегодня существует закон, согласно которому каждый человек имеет право выбора лечебного учреждения. Распространяется ли он на ведомственные поликлиники и больницы?

- Это нормально, когда человек волен выбирать, где ему лечиться. Он идет туда, где лучше, где оказывают более квалифицированную помощь. Но на деле есть определенные административные рычаги, позволяющие управлять потоками больных. Нам должно поступать 20% финансирования по системе ОМС. Мы хотим рассчитывать хотя бы на это. Но на деле этого не получается, взять в городской поликлинике направление в железнодорожную больницу практически невозможно. Такое чувство, что существует негласный запрет на направление больных в ведомственные лечебные учреждения. Но всеми правдами и неправдами больные к нам все-таки попадают.

Сегодня в городе создаются различные медицинские объединения, больницы сливаются со стационарами. В принципе, это нормально. Но поликлиники отправляют пациентов только в "свои" больницы. Хотя в ведомственных больницах зачастую и технологии лучше, и оборудование. Такой негативизм к ведомственной медицине нам, медикам, воспринимать вдвойне тяжело. Мы можем часть больных взять на себя, но для этого надо перепрофилировать отделения, оснастить оборудованием, а значит, нужны определенные затраты.

- Боль за судьбу медицины подвигла вас баллотироваться депутатом в Государственную думу?

- В первую очередь, именно это. И я благодарен всем людям, которые за меня отдали свои голоса. Это означает, что люди доверяют нам, медикам, и поддерживают нас.

Мы прекрасно понимаем, что сегодня показатели здоровья ухудшаются и в России, и у нас в крае. Растет численность людей, больных туберкулезом, онкологическими заболеваниями. Ситуация по детской смертности в крае тяжелейшая. Ухудшается экологическая обстановка. Условия в детском тубдиспансере и краевом наркологическом ужасающие, от чего становится больно и обидно. Я был глубоко возмущен, как эти моменты использовались некоторыми кандидатами в депутаты Госдумы в выборных технологиях. Например, прямая линия по борьбе с наркотиками - это чисто популистский шаг. Только мы, медики, знаем, как нужно бороться с этим злом. Если помочь нам, мы поможем тем людям. Но у нас наркологическая помощь находится в таком загоне, что в наркологическом диспансере можно снимать фильмы ужасов. Не лучше обстоят дела в венерологическом диспансере.

На федеральные программы и в рамках гуманитарной помощи в различные регионы выделяются большие средства. Но наш край почему-то в этих программах не участвует. Так происходит потому, что в крае никто этим не занимается. Сегодня эти средства идут в Самару, Барнаул, Москву.

Железнодорожная больница в прошлом году участвовала в одной из программ. За счет этого мы приобрели 6 мамографов, два рентгеновских аппарата, но предварительно пришлось полтора месяца прожить в Москве, ежедневно встречаться с разными медицинскими начальниками. Хотелось бы, чтобы это оборудование работало на благо не только железнодорожников, но на все население края.

- Каковы другие источники финансирования?

- Сегодня у нас несколько потоков финансирования: федеральный бюджет, который принят в настолько секвестированном виде, что средств едва хватает на заработную плату. Из Федерации поступает около 23% от общего финансирования. Около 20% - средства медицинского страхования. Немного зарабатываем путем договоров с колхозами, организациями, за счет платных услуг. И более 50% средств затрат лежит на железной дороге. Это позволяет реализации многих программ здоровья.

Мы наращиваем объемы, приобретаем современное оборудование, расширяем эндоскопическую хирургию. Родильный дом получил сертификат ЮНЕСКО, как родильный дом, благожелательный к ребенку. Там предполагается совместное пребывание мамы и ребенка, это единственный и первый в Сибири подобный родильный дом.

- Сколько медицинских работников трудятся в больницах и поликлиниках железнодорожной медсанчасти?

- У нас трудятся 4500 работников медицины, порядка 800 из них - врачи. Среди врачей лишь малая доля несертифицированных, планируется, что к концу 2000 года все доктора получат сертификаты.

Мы участвуем в различных пленумах, съездах, конференциях, постоянно ведется научно-исследовательская работа. Заведующие отделениями - доктора или кандидаты медицинских наук. Всего в железнодорожной больнице семь кандидатов медицинских наук, один профессор - Евгений Владимирович Галкин, зав. отделением лучевой диагностики.

- Как бы вы определили будущее ведомственной медицины?

- Все будет зависеть от того, удастся ли нам получить государственный заказ. Потенциал у нас велик, и мы могли бы лечить в наших стационарах не только работников железной дороги, но и других жителей края. Сегодня решение этого вопроса зависит только от территорий. Особенность ведомственной медицины в том, что у нас сохранился жесточайший централизм, четкая управленческая вертикаль. Это позволяет нам сегодня мобильно решать поставленные задачи.

Лариса ТАРАСОВА

 

События месяца

 В Красноярском крае с трехдневным визитом побывал полномочный представитель президента РФ по Сибирскому федеральному округу Леонид Драчевский...

  Около десяти миллионов бутылок в год намерен в будущем выпускать водочный завод "Сибалко"...

 Акционеры ОАО "Красноярский металлургический завод" (КрАМЗ), производителя алюминиевого проката, на общем собрании приняли решение не выплачивать дивиденды по итогам 1999 года из-за...

 Красноярский филиал коммерческого банка "Сибирское О.В.К" информирует о досрочной выдаче реструктурированных вкладов СБС-АГРО...

 В Северо-Енисейске сдана в эксплуатацию новая золотодобывающая драга, алую ленточку которой разрезал губернатор края Александр Лебедь ...

Минусинская городская дума постановила передать ОАО "Красэнерго" электрические сети и силовые подстанции, находившиеся ранее в многолетнем доверительном управлении частного предприятия ООО "Конвектор"...

 "Красноярские авиалинии" и "Трансаэро" планируют приобрести 10 самолетов Ту-214 ...

 РАО "Норильский никель" и ЗАО "Интерросимпэкс (экспортер продукции) представляли на выставке в Нью-Йорке новую серию никелевых карбонильных порошков...

 Особое внимание у жителей края вызвали итоги работы делового слета реальных и потенциальных потребителей Красноярской угольной компании...

 Под таким названием в краевом центре прошел фестиваль, в котором приняли участие творческие коллективы более 20 национальных обществ...

архив номеров

Архивная страница номеров


о журнале
о редакции оформить подписку

 

Наши партнеры:

 

РГ ОНИКС

Красноярский информационный сервер

Горячая пресса

Счетчик:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"