Он уже пятнадцать лет руководит участком (или ГРС-4) линейно-эксплуатационной службы ОАО "Норильскгазпром". В Дудинке, столице Таймырского автономного округа, живет четверть века. Столько же работает в "Норильскгазпроме". Вся сознательная жизнь Анатолия Николаевича Ерофеева связана с голубым топливом, без которого жизнь на Таймыре невозможна. Иссякнет животворящий факел и остановятся предприятия Норильской горной компании: Погаснет свет в домах Дудинки и Норильска: Истает, как июльский снег в Заполярье, тепло в квартирах: Остановится все. Поэтому главная задача эксплуатационников, которыми руководит Анатолий Ерофеев, бесперебойная, безаварийная подача газа всем его потребителям.
:Участок Ерофеева частичка газопровода Мессояха Норильск (в составе ОАО "Норильскгазпром"), единственного в мире надземного газопровода. 327 километров ниток, три газопровода и один конденсатопровод. Правда, сейчас конденсат не идет: Мессояхское и Северо-Cоленинское газоконденсатные месторождения выработаны практически полностью.
На участке Ерофеева, на газораспределительной станции, подачу газа потребителям не ограничивают. "Ограничить потребление газа в условиях Заполярья значит, ограничить возможность нормальной жизни, - утверждает Ерофеев. Мы на это не пойдем никогда, благо, недостатка в газе не испытываем. По нашей вине срывов и заморозок пока не было. И надеюсь, что не будет". Уверена, что не будет. Потому что одной из главных своих задач Ерофеев считает профилактику аварийных ситуаций на газопроводе. Для ремонта и профилактики две бригады практически круглый год "поездом" (а это пять-шесть тракторов, жилой балок, запас дизельного топлива, материалы для ремонта, кислород и т.п. - то есть полностью автономно) проходят по ниткам газопровода: рихтуют его, устраняют провисы. Провисы между трубой и опорой - страшное дело для газопровода: Ветровые нагрузки на севере настолько значительные, что образовавшийся между ригелем и трубой провис может иметь плачевные последствия. Задача линейных бригад предотвратить "до", а не хвататься за голову "после". На это же дело задействованы и вертолеты: с них Ерофеев обзирает владенья свои. "Газопровод с каждым годом стареет, говорит Анатолий Николаевич, поэтому за ним нужен контроль, контроль и еще раз контроль".
:Прошлогодний паводок на Енисее запомнился всему Красноярскому краю своей небывалой мощью и разрушительной силой. Прибрежные поселки серьезно пострадали от ледохода-99. Вода поднялась до отметки 21.47 метра, хотя обычно не поднимается выше 15-17. Такое бывает как минимум раз в сто лет. Паводковые воды и льды наделали много бед. А чем для эксплуатационников обернулась прошлогодняя ледоходная беда? На участке Ерофеева вышел из строя пятый дюкер (подводная часть газопровода), четвертая нитка газопровода в районе реки Чирковой была сброшена с опор. В работе оказалась одна - вторая нитка, и та тоже оказалась сброшенной с опор на участке протяженностью два километра. Двухметровые льдины перли на газопровод, рвали трубы и опоры, как нитки. Все это Ерофеев наблюдал воочию: "Как будто собственные сосуды рвались: Но и мощь стихии завораживала".
Экстренные меры, принятые Ерофеевым, помогли быстро вернуть в строй пятый дюкер: за десять часов вырезали дефектный участок, заменили, пустили трубу в работу. Справились и с третьей ниткой. Больше двух недель Ерофеев с бригадой не вылезал из тундры, вдыхая жизнь в искореженные трубопроводы. А восстановление четвертой нитки отложили до осени: прошлогодняя весна была холодной и безжалостной, река Чирковая вышла из берегов и разлилась так, что без риска потерять технику к четвертой нитке было не подступиться. Даже на вездеходе. Решил Анатолий Николаевич не рисковать, тем более подсчитали, что безболезненно можно обойтись двумя нитками. Зато осенью, как только встал Енисей и замерзла Чирковая, четвертую нитку отремонтировали за сутки.
В нынешнем году к паводку были готовы во всеоружии, но он прошел спокойно, и, слава Богу, не потребовалось проявлять свои возможности на аварийно-восстановительных работах.
На производственной памяти Ерофеева две аварии на газопроводе Мессояха Норильск: 1978 и 1986 годов. Та, первая, была одной из самых тяжелых, поскольку не было у персонала НГП опыта работы в аварийных ситуациях. В 1978 он еще был линейным электромонтером, но хлебнуть пришлось - по самое-самое. Зато в аварию 1986 года Дудинка да и Норильск даже не переходили на дизельное топливо: во-первых, с аварийной ситуацией справились относительно быстро, во-вторых, на производственные и бытовые надобности хватило того оставшегося в трубах газа, который сумели сохранить благодаря грамотному техническому руководству ситуацией.
Ерофеев не мыслит себя без коллектива. А в нем единомышленники, товарищи, друзья в беде и в успехах. Он своими руками формировал его, создавал благоприятный микроклимат, воспитывал словом, собственным примером, беззаветным отношением к делу. Когда-то зарплата у людей была не совсем адекватной той ответственности, что была на них возложена, но положение изменилось. Сейчас коллектив его участка линейно-эксплуатационной службы уменьшился до семидесяти человек (раньше было около двухсот), но с поставленными задачами справляется по-прежнему успешно.
"С приходом нового руководства "Норильскгазпрома" мы сделали огромный скачок вперед, говорит Анатолий Николаевич. Чем больше я общаюсь с нашим генеральным директором Сергеем Михайловичем Соколом, тем больше у меня уверенности в правильности выбранного пути, в завтрашнем дне, в грамотности технической и социальной политики "Норильскгазпрома". Самое главное нет мелочной опеки, руководители на местах обладают полной самостоятельностью. Но и ответственность адекватна свободе принятия решений, то есть очень велика. А я ее не боюсь. И с подчиненных строго спрашиваю. Они меня понимают, хотя я бываю строг. Но они также понимают и то, что по-другому нельзя: иначе здесь не выжить. На Таймыре от нас, газовиков, зависит вся жизнь. Если с Таймыра уйдут все, газовики будут последними. Уйдут газовики уйдет жизнь:"
Газопровод, эти системы жизнеснабжения огромного региона, вызывает у Анатолия Николаевича Ерофеева самые теплые чувства. Он знает каждую зацепку на этих сосудах, он чувствует каждый их вздох, каждое движение. Работа доставляет ему ни с чем не сравнимое наслаждение, а вечером он с радостью возвращается домой. Юрий Никулин именно так определил человеческое счастье, поэтому Ерофеев счастливый человек. "Работа для меня праздник. И тыл крепкий. Сыну пять лет. Думаю, что и он свою жизнь в будущем с "Норильскгазпромом" свяжет", говорит Ерофеев. Да кто сомневается:
За много лет его работы в "Норильскгазпроме" много всякого было. Вспоминает Ерофеев такой случай: "Проводили мы огневые работы по заглушке первой нитки газопровода. А оделся я не по-рабочему, а по-кабинетному. Помню, еще новую норковую шапку надел. Поехал с бригадой на трубу: Рабочие выжигают оставшийся в трубе газ, потушить его не могут: Мужики набросили войлок на трубу, чтобы доступа кислорода не было (тогда газ сам потухнет), а войлок маловат, надо его с натягом удерживать. Я к мужикам встал на подмогу. Газ вроде потух. Снимаем войлок с трубы, а оттуда огненный язык и прямо на меня. От трубы я отошел в лысой шапке:"
Профессиональная и человеческая репутация у Ерофеева крепкая. Любит он свою работу, любит Север, любит город, в котором живет уже двадцать пять лет. И любовь эта взаимна. В конце прошлого года стал он депутатом Таймырской окружной Думы. На вопрос, как он чувствует себя в ранге политика, ответил: "Это тоже надо в жизни испытать. Мне очень хочется помочь землякам наладить нормальную жизнь. Это вполне по силам нашему таймырскому парламенту. А окружная Дума в нынешнем ее составе крепкая структура. В ней собрались очень грамотные люди, в большинстве - профессиональные менеджеры. С ними приятно работать. Нет таких вопросов, по которым мы не сошлись бы во мнениях. Обсуждаем, спорим, доказываем свою точку зрения, но в конечном счете приходим к консенсусу.
Приняли законы о выборах депутата Законодательного собрания Красноярского края, о местной символике, флаге. В самом ближайшем будущем принятие в третьем чтении закона о выборах губернатора Таймырского автономного округа, о местном самоуправлении:
В первом чтении принят закон о создании при окружной Думе счетной палаты, чья главная задача контроль за расходованием бюджетных средств. Полномочия у нее будут широкими: народ должен знать, куда и на какие цели уходят его деньги. Думаю, что это пойдет на пользу региону:"
Вот такой он счастливый человек Анатолий Николаевич Ерофеев. Один из многих, кем может гордиться "Норильскгазпром". Основа его основ, важнейшая крепежная деталь благополучия акционерного общества. Толковый специалист, прошедший за четверть века работы путь от аккумуляторщика до руководителя. До сих пор ездит с работягами на трубу, не гнушаясь никакой работы. С уверенностью смотрит в завтра, поскольку новое поколение руководителей "Норильскгазпрома" это Новое Поколение, сформировавшееся в свободной демократической России без догматических шор и экономических заблуждений. С ними норильским газовикам уготовано, как представляется, привлекательное будущее. Тем более, что два главных работодателя территории - Норильская горная компания и 'Норильскгазпром' - в одной связке стараются решить проблемы каждого своего работника, решить проблемы региона. Без Ерофеева и ему подобных это будет труднее сделать.
Наталья ШУГАНОВА