Досье: Нелли Александровна Потапова -директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната N2, VI вида, имени Заслуженного учителя РФ В.А.Синякова. Окончила Красноярский государственный педагогический институт, факультет иностранных языков. 15 лет работала учителем в общеобразовательной средней школе. С 1985 года работает директором школы-интерната. В 1999 году окончила Британский университет, факультет "Эффективный менеджер". Имеет звание Заслуженный учитель Российской Федерации. |
По данным медицинской статистики и результатам научных исследований, состояние здоровья учащихся общеобразовательных школ стало более ослабленным в связи с ухудшением физического развития, повышением острой, в том числе инфекционной, заболеваемости, значительной распространенностью морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний. При этом чуть ли не каждый второй ребенок страдает нарушением осанки, и от 4 до 8 процентов детей - болезнями опорно-двигательного аппарата. Поэтому в 1989 году Управлением образования администрации Красноярска было принято решение о создании на базе школы-интерната N9 нового учреждения - лечебно-образовательного комплекса для детей, больных сколиозом.
Надо заметить, что в 80-х годах на Европейской территории страны было 39 подобных школ, за Уралом - лишь две. Поэтому создание в Сибири школы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата являлось насущной необходимостью.
Открытию школы-интерната предшествовала серьезнейшая подготовительная работа. Как рассказала директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната N2, VI вида, имени Заслуженного учителя РФ В.А.Синякова Нелли Александровна Потапова, чтобы получить одобрение краевых властей, пришлось проехать по всему Советскому Союзу и посмотреть, чего не хватает подобным школам и как нужно развиваться.
- Мы обратили внимание, что там идет очень большая рассогласованность в действиях образования и здравоохранения. Особенно это касалось финансирования. Каждое из направлений финансировалось из своего ведомства. При такой системе директор школы был фактически лишен возможности в полном объеме управлять образовательными и оздоровительными процессами, интегрировать работу образовательно-лечебного учреждения.
Поэтому поначалу пришлось выявлять приоритеты, отвечать на вопрос, что важнее - обучение или лечение. У здорового ребенка на первом месте стоит учеба, у больных детей - здоровье. Это очевидно. Но первое время педагогов приходилось убеждать в том, что поправивший здоровье ребенок более успешен в учебе. Практика показала, насколько лучше начинают учиться дети, прошедшие курс лечения в стационаре.
- Сейчас медики и педагоги - единомышленники?
- Да, у них одна задача - создание условий для больного ребенка. Поскольку сколиоз пока неизлечим, в интернате стремятся добиться стабилизации процесса, научить жить с этим недугом, показать ребенку его перспективы, дать надежды на будущее. По отдельности ни учитель, ни врач не смогли бы этого сделать.
За годы существования наша школа-интернат собрала вокруг себя замечательных ученых. Это и научный консультант по ортопедии, зав. кафедрой ортопедии и травматологии медицинской академии, профессор В.Н. Шубкин; доктор наук Р.Р. Гатиатуллин, и консультант по вопросам педагогики, доктор наук Г.И. Чижакова; ректор, к.н. Ю.Я. Александров и преподаватели Красноярcкого государственного торгово-экономического института, и многие другие.
- Нелли Александровна, расскажите несколько подробнее о структуре школы-интерната.
- Деятельность специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната включает одновременно несколько направлений. Во-первых, интернат и ортопедический стационар совмещены и находятся в одном здании, что дает возможность детям обучаться и лечиться одновременно. Во-вторых, в связи со спецификой учреждения в Министерстве образования удалось "выбить" 60 ставок для медперсонала, а это и педиатры, и невропатологи, и ортопеды, и врачи лечебной физкультуры, и ортодонты, и стоматологи, и окулисты, и логопеды, и другие специалисты. Это очень удобно и экономит уйму времени (представьте, сколько бы родителям пришлось бегать по больницам). В-третьих, при интернате действует дошкольное учреждение, что дает возможность следить за здоровьем ребенка с самого раннего возраста. В-четвертых, помимо обучения и лечения для детей здесь создана целая система профориентации, включающая в себя возможность по выбору заниматься скульптурой, графикой, живописью, резьбой по дереву, швейным делом, флордизайном, художественным переплетом, компьютерной графикой, программированием:
- Другими словами, интернат взял под опеку детей, больных сколиозом, начиная от детского сада, заканчивая вузом?
- Именно так. В 1995 году на базе школы-интерната N9 открылось дошкольное учреждение для детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата. Здесь малышей учат правильно дышать, воспитывают рефлекс правильной осанки, проводят мероприятия по созданию динамического стереотипа диафрагмального дыхания, уравновешенного прогрессивного сколиоза, профилактику прогрессирования сколиоза и т. д.
А взрослые ребята, получившие среднее образование, имеют возможность сразу поступить в вуз. В 1996 году в Красноярском государственном торгово-экономическом институте в рамках проекта "Профессия и здоровье" был создан образовательный центр реабилитации и адаптации молодежи с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Выпускной школьный экзамен становится одновременно и вступительным экзаменом в коммерческий институт.
- Как осуществляется финансирование вашей школы-интерната?
- Финансирование идет из госбюджета. Но надо сказать, что мы обходимся городу недешево. Поэтому деньги на свои нужды пытаемся зарабатывать самостоятельно, на дополнительных платных услугах. Летом, например, работает платный школьный лагерь, где отдыхают и здоровые дети. Кроме того, доход, хотя и небольшой, приносит наш магазинчик, где продаются сувениры и поделки, выполненные самими ребятами. В свое время мы обратились к состоятельным людям, и они нам подарили торговый павильон. Там мы и сделали магазин, который называется "Сто один повод пойти в гости". В нем продаются подарки на все случаи жизни, на все праздники и юбилеи. Особая ценность таких сувениров в том, что они сделаны детскими руками, а значит, несут особую ауру, тепло и свет.
Маргарита ИЛЬИНА