- Наталья Михайловна, как балет пришел в вашу жизнь?
- С экрана телевизора, когда мне было лет семь. Я жила с родителями в Казахстане, в маленьком поселке. На весь поселок был только один телевизор, и все ходили его смотреть. Однажды передавали трансляцию концерта, посвященного какому-то празднику, и я впервые увидела, как танцевала балерина. Особенно меня поразило, как она ходила на пальчиках. Что-то во мне перевернулось, и я себе сказала, что хочу так же. Конечно, в поселке не было ни одной балетной студии или школы, и я танцевала дома. Но сама настойчиво просила маму узнать, где можно научиться балету. Мама повезла меня в Семипалатинск в Дом пионеров. Меня приняли, и я начала заниматься. Совершенно случайно услышала, что педагог предлагает моей подружке поступать в алма-атинское училище. Я тут же расспросила ее, где находится училище, и какие нужны документы, чтобы туда поступить.
В тайне от мамы я ездила из поселка в город, где самостоятельно собирала в поликлиниках все справки. Но когда дело дошло до того, что из школы нужно было забрать табель, получить справку о заработной плате родителей и документ из домоуправления о составе семьи, этих документов, конечно, мне на руки не дали, пришлось во всем сознаться маме. Стоит ли говорить, что мама была в шоке, но буквально в тот же день к нам в гости зашла женщина, мамина подруга, и сказала, что она хочет отдать свою дочку в балетное училище. Это было стечение обстоятельств, которое, наверное, можно назвать знаком судьбы.
В училище я поступила, но оказалась... "переростком", поскольку принимали детей 9-10 лет, а мне уже было 11. Но меня взяли условно, домой пришло приглашение, и мы вновь поехали в Алма-Ату. И вдруг мне говорят: "Девочка, к сожалению, принять тебя не можем, так как ты не подходишь по возрасту". Тут уже вступилась мама, и нашлись хорошие люди, которые сказали, что меня примут, если я предоставлю справку, что два года занималась в балетном кружке. Я занималась гораздо меньше, но мой педагог дала такую справку, и я попала сразу во второй класс.
Началась учеба. Преподаватели быстро поняли, что я многого не знаю и никак не тяну на два класса балета. Так я с еще одной "отстающей" девочкой попала в класс мальчиков, где начала всему учиться с самых азов.
Как видите, мой путь в балет не был устлан розами...
- И как вы попали в Красноярск?
- Совершенно неожиданно, и с этим тоже связана целая история. У меня было несколько предложений - остаться в Алма-Ате в театре оперы и балета, кроме того, приглашали в Московский классический балет: Но предложение, на котором я остановилась, - это продолжить учебу в классе усовершенствования артистов балета в Ленинграде. У меня уже был билет до Питера, но тут встретила педагога из нашего училища, который пригласил в Красноярский театр оперы и балета. Театр тогда только открылся, и набиралась труппа. Предложение "начать с нуля" показалось заманчивым, тем более, что в театр отовсюду приезжали молодые специалисты.
- Скажите, а искусство балета и депутатская работа в Государственной думе прошлого созыва, насколько это было совместимо?
- Депутатская деятельность стала для меня очередным поворотом судьбы. Нельзя сказать, чтобы совсем уж неожиданным, потому как я давала согласие баллотироваться, участвовала в выборах, к тому же, напомню, до этого четыре года я была депутатом краевого Совета. Но работать в Государственной думе было неизмеримо сложнее. Тем более, что я действительно работала, в полной мере окунувшись в мир большой политики.
Я прекрасно понимала, что невозможно быть профессионалом во всех сферах деятельности, но старалась, как могла. И это не прошло даром, стало настоящей школой. Так что я ничуть не жалею, что соприкоснулась с миром политики: у меня появилось много друзей помимо сферы культуры и искусства.
- Сегодня, Наталья Михайловна, вы живете в Москве. Можно ли сказать, что в Красноярске вам стало тесно?
- До последнего момента у меня с мужем не было сомнений, что мы вернемся в Красноярск. И до сегодняшнего дня эта мечта жива. Но дело в том, что просто приехать в Красноярск - проблем нет. Вопрос: в качестве кого? Предложений от Красноярского театра оперы и балета не поступало. Пока никем не было озвучено, что в нас есть потребность, что мы здесь нужны. Свой коллектив в Москве я могла бы организовать и раньше, но я ждала предложений. Поскольку их не было, в декабре был создан театр "Натали". Планирую выступать в нем и сама, поскольку считаю, что нахожусь в достаточно приличной форме.
- Свой театр - это ведь тоже совсем новое для вас дело. По какому принципу вы подбираете коллектив и репертуар?
- Не могу сказать, что коллектив полностью сформировался. Сейчас мы работаем с артистами балета по контрактам, стремимся приглашать лучших.
Что касается репертуара, то при составлении программы стараюсь подбирать самые разнообразные номера. Публика на концерте тоже собирается разная, далеко не все хорошо разбираются в балете. Невозможно составить концерт из одних классических номеров, па-де-де, поскольку зритель утомляется. Необходимо вносить экспрессию, вставлять современные номера. Если это цельный спектакль, там, естественно, все на него работает, включая декорации, когда же концерт сборный, необходимо менять ритмику, чтобы зрителю было интересно каждую минуту концерта.
- Наталья Михайловна, а кого бы вы сейчас могли назвать "звездой балета"?
- По большому счету, сегодня трудно кого-то назвать. Таких звезд, как Екатерина Максимова, уже нет. Та звездная плеяда ушла, а новая еще не появилась. Есть очень хорошие артисты, но в них нет какой-то изюминки, того обаяния и света, которые присущи настоящим звездам. Возможно, для того чтобы они появились, нужно время:
- Себя вы "звездой" не ощущаете?
- Да нет, наверное. Но самое приятное, что меня здесь не забыли, и публика очень тепло встречает. Хочется, чтобы красноярцы и жители края знали, что я тоже их люблю, люблю этот город - свою, можно сказать, вторую Родину. Надеюсь, удастся приезжать сюда почаще...
Беседовала Лариса ШЕВЧУК