Командир отряда специального назначения "Ермак" ГУИН Минюста РФ по Красноярскому краю подполковник внутренней службы Владимир Николаевич Веремейчик:
-Я считаю, что главным качеством, которым должны обладать бойцы спецподразделений, является стойкость духа, позволяющая не терять самообладание в самых нестандартных ситуациях, молниеносно принимать решения и нести за них ответственность!
Красноярское подразделение "Ермак" не только первым образовалось в системе исполнения наказаний, но и во многих начинаниях было и продолжает сегодня оставаться лидером. Бойцы "Ермака" первыми освоили спуски с вертолета при помощи шнуров и первыми стали проводить десантно-парашютную подготовку. В составе отряда только офицеры, подавляющее большинство из которых имеют высшее образование. Они прекрасно владеют не только техникой рукопашного боя, но всеми находящимися на вооружении видами огнестрельного оружия. Отряд уже уникален тем, что в культ здесь возведен спорт - свои мастера и кандидаты в мастера спорта по пулевой стрельбе, биатлону, различным видам борьбы и восточных единоборств. Здесь есть обладатели черных поясов по каратэ и реальному айкидо, гиревому спорту и даже по фристайлу. Здесь служат настоящие мужчины, прошедшие Афганистан, Нагорный Карабах, Югославию, воевавшие в Чечне. Многие из них отмечены правительственными наградами, такими, как орден Мужества, "За военные заслуги" и "За доблесть", медаль Суворова.
А начиналось все 10 лет назад, когда специальным приказом МВД СССР была утверждена организационно-штатная структура отрядов специального назначения при территориальных органах уголовно-исполнительной системы. Именно тогда назрела острая необходимость иметь в каждом управлении исправительных дел высокопрофессиональное, мобильное подразделение, способное быстро и эффективно пресечь и ликвидировать противоправные действия со стороны спецконтингента.
- Мы - необычное подразделение еще и потому, - подчеркивает Владимир Николаевич,- что нам приходится работать в местах лишения свободы, и задачи перед нами поставлены тоже особые, иные, чем стоят перед ОМОНом и СОБРом. О том, что следственные изоляторы и исправительные колонии - особые учреждения, говорить, думаю, никому не нужно.
Случись нештатная ситуация, волнения или захват заложников, добраться до эпицентра конфликта непросто. Это вам не в обыкновенную квартиру проникнуть. Здесь используются вертолеты и парашюты, трапы и штурмовые лестницы и даже... акробатические трюки. Здесь нужны умения точно приземлиться на крышу или козырек здания, внезапно проломить стену и быстро завести группу в пролом, построить живую пирамиду, по которой, как по лестнице, группа сможет зайти в здание через окно второго и даже третьего этажей. Здесь есть свои БТР и танки, техника повышенной проходимости и скоростные автомобили. Ведь от четкости и быстроты спецназовцев зависит не только личная жизнь бойца, но и жизнь его товарищей, заложников. В последние годы, слава Богу, усмирять никого не требовалось, но быть готовыми ко всякого рода неприятным неожиданностям следует каждую минуту.
За 10 лет службы спецназовцам не раз пришлось себя испытать на прочность. Первым боевым крещением стало пресечение массовых беспорядков, волной прокатившихся по колониям края в 1991 -1992 годах. Следующая веха мужания - боевая осень в Москве 1993 года. Чеченская кампания 1995-1996 годов тоже не обошла этот отряд стороной - четыре боевых командировки в Грозный, и из каждой сибиряки возвращались с честью и без потерь. Экзамен на право носить краповый берет, успешно сданный бойцами "Ермака" осенью 1997 года, стал еще одной вехой их становления.
Отряд мужал, рос профессионально, набирал боевой опыт, выполняя при этом повседневные задачи по укреплению режима в исправительных учреждениях края, розыску, задержанию и обезвреживанию осужденных, бежавших из мест лишения свободы, и вооруженных преступников, защите сотрудников УИС и членов их семей. Но вторая чеченская кампания потребовала от спецназовцев еще более тщательной отработки боевых навыков, повышения мобильности, оперативности. Их участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе продолжается и по сей день.
Опыт не приходит сам собой, он достигается упорными тренировками, потом и кровью. В 1995 году на территории военного городка, где сегодня дислоцируется отряд, была создана учебно-тренировочная база, включившая в себя огненно-штурмовую полосу, подземный лабиринт, макет здания. Ежедневные тренировки проходят не только в залах, на "полосе", но и в близлежащих горах. Все бойцы спецназа прекрасно умеют ориентироваться на местности.
- Порой обстановка и поставленные задачи меняются мгновенно, - рассказывает Владимир Николаевич, - а, значит, нужно уметь и перестраиваться тоже мгновенно. Ну кто из нас знал, допустим, что придется охранять в Чечне специального представителя президента. А для этого нужно знать, как правильно зайти в подъезд и как правильно расставить охрану. Что предпринять, когда по машине вдруг начинается обстрел? Вообще, много чего нужно уметь и знать. Например, как осуществляется охрана КПП, пропускной паспортный режим, охрана общественного порядка.
За время несения службы в "горячих" точках страны бойцами отряда досмотрено 26 349 автомобилей, 41 743 человека, осуществлено 72 выезда по сопровождению сотрудников миссий и представительств, проведены 53 автоколонны, ликвидировано более 20 нелегальных мини-заводов ГСМ. Оперативно-служебной деятельности отряда специального назначения даны высокие оценки министром юстиции России, руководителем Бюро представительства Президента РФ в Чеченской республике, руководством Объединенной группировки войск на Северном Кавказе. Ни разу не пришлось краснеть за свое подразделение и начальнику ГУИН Минюста РФ по Красноярскому краю генерал-лейтенанту внутренней службы Владимиру Шаешникову.
Татьяна ПОПОВА