В артистической биографии эта роль и поныне остается "визитной карточкой" певца, чей яркий талант и актерское дарование были отмечены прессой и критикой нашей страны и за рубежом. В 1996 г. В. Горшков был назван одним из лучших и "самым молодым Отелло" отечественной сцены. Предлагаем нашим читателям фрагменты из интервью с солистом, данного накануне спектакля.
- Как складывался ваш путь к оперному театру, что определило выбор этой сложной профессии?
- Мне пришлось идти к профессии достаточно долгие годы. Пел я с 13 лет - народные песни, эстрадные, аккомпанировал себе на аккордеоне, много музицировал в "концертных бригадах". Родом - из Новосибирска, родители-железнодорожники - строители по профессии- часто переезжали, кочуя из города в город: Тобольск (там я поступил в училище искусств), Сахалин, Кемеровская область, Алтай... И, конечно, в те годы я даже не стремился профессионально заниматься музыкой, вел так называемую жизнь "свободного художника", но помог случай. В Тобольске, в 1980 году, в училище искусств познакомился с педагогом Коротковым А.И., который уже на втором занятии посоветовал поступать на вокальное отделение и причем сразу в консерваторию. Я к тому времени имел в запасе множество профессий: был шофером, поработал матросом в навигации, поучился в авиационном техникуме и всегда достаточно точно оценивал свои возможности. И так случилось, что в 1980 году поехал в Московскую консерваторию на прослушивание к самому завкафедрой сольного пения Г.Н. Тицу. Тогда оказалось, что опоздал на месяц (был конец ноября). Так, карьера певца могла сложиться во многом иначе, если бы тогда, с 18 лет, я серьезно занялся пением. И только через несколько лет, в 1997 году, я довольно непростыми путями пришел к Новосибирской консерватории.
- Что, на ваш взгляд, определяет удачную певческую карьеру: хорошая школа, яркие способности, возможности активных гастролей, конкурсные победы или... счастливый случай?
- Многое, конечно, зависит от педагога, от той школы, которую получаешь. Тогда, в 18 лет, я в полной мере не осознавал собственные возможности и никогда специально не стремился делать карьеру оперного певца. Но жизнь доказывала, что петь нужно не только "для себя", захотелось освоить именно академическое пение. Помню интересный случай: при поступлении в 1982 г. на вокальное отделение в Новосибирскую консерваторию, я удивил приемную комиссию исполнением арии "высшей пробы", которой обычно заканчивают обучение певцы с хорошими, крепкими голосами, с умением точно распределить технические и эмоциональные нагрузки в верхнем диапазоне. Это была знаменитая, сложнейшая ария Элиозара из оперы Галеви "Дочь кардинала". Мне потом рассказывали, что за всю историю обучения только один студент спел ее в какие-то 60-е годы на выпускном экзамене. Но в тот момент мне она не казалась такой виртуозной, просто нравилась, к тому же, видимо, помогала "природная технология" петь на хорошей опоре... А что касается конкурсов, то они, безусловно, имеют особое значение для певца. Это прежде всего общение с коллегами, оценка собственных сил, убежденность в том, что не зря занимаешься любимым делом. И еще один момент, хотя и относительный: среди массы "одинаковых певцов" труднее выбирать лучших, но если ты "на голову" выше остальных, комиссия всегда это отметит.
- Среди ваших творческих удач - Отелло; эта роль прошла серьезное пятилетнее испытание. Менялся ли образ с того времени, и каков характер Отелло сегодня, какие качества нужны исполнителю, чтобы реализовать себя в этой роли?
- К этой партии действительно нужно прийти, быть готовым. Я к тому времени, к 30 годам, освоил довольно значительный репертуар, в том числе и вердиевский (спел в "Аиде", "Силе судьбы" в Германии, в "Трубадуре"), что очень важно: все это давало возможность "закалить" характер, голос, не бояться, что после Отелло он "закончится". Ведь это фантастически сложная партия, на звуковом пределе - Отелло занят практически весь спектакль: каждую минуту действия он находится в необыкновенном эмоционально-психологическом напряжении, вот почему многие голоса не выдерживают такую экспрессию чувств. Опять же - хочется спеть эту роль "по-мужски", а не "по-теноровому", но не у всех это получается (даже у певцов мирового уровня). Мой сценический образ сделан педагогом, одним из лучших Отелло в мире - Валерием Егудиным, и образ этот на протяжении многих лет не менялся. Главное в характере Отелло - его ранимость и властность, в каждом мгновенье грозного мавра - царственное начало, поэтому гневные взгляды, которые он бросает ("Что здесь за шум?") должны останавливать всех и вся. Это состояние на грани человеческого, личного, актерского, причем в этой роли, особенно в камерном театре, обмануть зрителя невозможно: он видит и ловит каждое мгновенье "остроты ожидания" трагедии...
- Расскажите подробнее о сотрудничестве с Мариинским оперным и о своей недавней премьере в "Китеже".
- Мариинский театр работает в интенсивном творческом режиме: ежегодно готовит более 10(!) оперных премьер, не считая балетов, причем одновременно в постановке находятся две оперы, труппа солистов - свыше 100 человек, потрясающий, невероятный оркестр. Маэстро Валерий Гергиев - необыкновенно чуткий, талантливый музыкант и хороший администратор. Работает неустанно, помимо своего театра у него масса гастрольных проектов, его рабочий день - с 11 утра до 2-3 часов ночи. Такой режим и график позволяет всей труппе, коллективу, оркестрам (а их - три состава) держать высокий мировой уровень.
С декабря я готовился к первой премьере тысячелетия - "Китежу" ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" - опера Н. Римского-Корсакова, премьера состоялась 20 января 2001 г. - прим. авт.). Режиссер-постановщик Д. Черняков знал меня по работам в Новосибирске, и когда проходил отбор на главные роли, по его мнению, лучшего Гришки Кутерьмы он не мог найти. Так, без прослушивания, я вновь получил приглашение на премьеру. Спектакль был сделан очень быстро - за полтора месяца, работа очень интересная. Партия Гришки невероятно сложна по вокально-сценическому воплощению, приходится очень много двигаться по сцене, что в опере чрезвычайно непросто.
Шестого июля, в День Китежа, спектакль будет показан на сцене оперного театра "Ковент-Гарден" в Лондоне.
- Впереди у вас новые проекты с Красноярским оперным театром, планов множество: Хозе в "Кармен", ведущие партии в драматических и лирических операх.
Пусть все, даже самое невероятное, сбудется!
Удачи вам и творческого вдохновения!
Беседовала Анжелика ЛИСОВА
Фото Александра МИЩЕНКО