Отцы-основатели уникального города и могучего производства цветных металлов за Полярным кругом своим талантом руководителей, даром предвидения, величайшими организаторскими способностями доказали, что в сплошном климатическом экстремале, на земле, мало оборудованной для проживания, человек, если он увлечен великой идеей, может все.
Совершенно особое место в ряду отцов-основателей Норильского горно-металлургического комбината занимает один из его директоров, легендарный Авраамий Павлович Завенягин, заместитель наркома внутренних дел, заместитель Председателя Совета министров СССР, министр среднего машиностроения. N4 апреля 200N года Авраамию Завенягину исполнилось бы сто лет.
Насыщенность его жизни событиями масштаба неимоверного удивляет и восхищает. Авантюрно-приключенческий роман написать можно. С шестнадцати лет - у большевиков, хотя имел возможность оказаться с противоположной стороны баррикад. Едва не сложил за красных голову. "Железный нарком" Орджоникидзе был примером для подражания. Не сказать, что был тираноборцем. Стал начальником Норильлага и заместителем всесильного сталинского министра Лаврентия Берии. Не изменил своим идеалам и до конца жизни оставался верным "авангарду" советского народа.
Это был большой инженер. Крупнейший руководитель. Талантливый педагог и воспитатель. Редкостно принципиальный. Философ. Гуманист. Совершенно уникальная личность. Вдохновляющий пример того, как можно сохранить человечность и оптимизм, даже когда кажется, что все против. Невероятная эффективность труда и продуманность действий! Прирожденный лидер, феноменально обучаемый, широчайшего ума человек, Завенягин стал ярчайшей фигурой отечественной индустриализации. Чудом остался живым в сталинской мясорубке. Организовывал и поднимал на ноги советскую атомную промышленность. Человек своего времени, а во многом и будущего - так сказали бы о Завенягине сегодня. Он не был свободным от предрассудков и противоречий системы, в которой существовал, но своим недюжинным талантом ярко выделялся среди ее винтиков. Его фигура возвышается среди столпов мысли и дела двадцатого столетия - личностью на все времена. Масштаб этой личности, как представляется, еще предстоит осознать. Ну так на то и существует История, чтобы наши внуки на вопрос "Кто такой Брежнев?" отвечали: "Мелкий политический деятель времен Сахарова и Солженицына".
Тридцать семь лет было Авраамию Завенягину, когда он приехал в Норильск: приказ о назначении его начальником Норильлага датирован 8 апреля N938 года.
В N938 году за Норильским ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) числилось восемь тысяч заключенных (минус весенне-зимняя убыль). Это был основной контингент, с которым предстояло работать Завенягину. Через год эта армия выросла до NN,5 тысяч человек, а к концу N939 года заключенных в Норильском ИТЛ было N9,5 тысяч. Это Норильский отдельный лагпункт (ОЛП). Дудинский ОЛП. Железнодорожный. Лагпункт Каларгон. Командировка (со сменным составом) Малая Дудинка. Еще одна - N02-й километр. ОЛП "Кирпзавод". Бывший лагпункт Валек. ШИЗО (штрафной изолятор). Центральный стол дознания (ЦСД).
В январе N938 года строительные работы были выполнены на десять процентов. Стройка металлургических предприятий, призванных давать стране металл, едва-едва теплилась, люди теряли веру в себя. Завенягину удалось резко повернуть ход строительства, подарив людям не только надежду, но нечто большее - идею.
Авраамий Павлович перевернул представления о возможностях колле-ктива даже в самых неблагоприятных условиях и о возможностях каждого, кто почувствует, как много в общем деле зависит лично от него. "Руководитель должен обладать умением, талантом... видеть в каждом частном деле связь с общим развитием страны, - утверждал Завенягин, - с нашей ближайшей целью в увязке ее с перспективой".
Завенягин понимал, что от него требуется и, учитывая положение, в котором оказался после смерти Серго Орджоникидзе, понимал также, что для него пуск норильского завода является, может быть, условием жизни. Этим объясняется та решительность, с которой Завенягин принялся в первые же дни после своего приезда в Норильск за организацию проектного отдела и Опытного металлургического завода (ОМЗ). Всего за три месяца был построен плавильный цех Малого металлургического завода (ММЗ), и в марте N939 года начались промышленные плавки руды, а в июне был получен файнштейн.
В то время еще господствовало мнение, что в Норильск производство должно быть ограничено выпуском файнштейна, который надлежало вывозить для последующей переработки на другие заводы на "материке". Впоследствии Завенягин был против такого решения, полагая, что в Норильске следует организовать выпуск готовых металлов, но в то время его устраивало ограничение производства до файнштейна. Вплоть до мая N942 года Норильск выдавал в качестве продукции файнштейн, как было предусмотрено первым вариантом строительства его заводов.
Вообще-то первым днем норильской металлургии следует считать 6 марта N939 года. Пуск первой шахтной печи произошел именно в этот день. Именно тогда получили полноценную плавку, штейн и шлак. Отбили "камень" килограммов на десять, придали ему приличную форму и послали в столицу. А N0 марта N939 года, пока в Москве еще не началось первое заседание ХХYIII съезда ВКП(б), постарались выдать (салют съезду!) "официальный" штейн, прислали телеграмму: "Норильск дал при первой опытной плавке 75 тонн чистого штейна". Это было одно из полутора тысяч приветствий, отправленных в адрес съезда.
Одно из главных событий норильской истории - на металлургическом заводе получили чистый никель. Произошло это 29 апреля N942 года. Первого мая N942 года в Норильске гудели хором все наличествующие гудки, а темой спора стало, на сколько танков хватит той тонны, что пошла на броневую сталь.
Ныне пришли другие времена. Все меньше никеля идет на танковую и другую броню. От этого металла зависит качество сплавов и машин, надежность и экономичность конструкций... Когда-то приходилось мечтать о том, чтобы норильский никель вышел на мировой рынок. Сегодня это никого не удивляет. На Лондонской бирже металлов чутко прислушиваются к новостям с южного Таймыра, а в цехе электролиза никеля на никелевом заводе хорошо знают, почем нынче тонна. И знают, что восемь из каждых десяти тонн российского никеля - норильские.
Но все это будет позже. Много позже. Пока же Авраамий Завенягин со свойственным ему оптимизмом закладывал основы "норильской школы", которую правильно было бы назвать "школа Завенягина". Он воспитал норильчан, на долю которых выпало преодоление самых высоких барьеров. Он научил норильчан смотреть вперед. Его школа - это знания и опыт, широта взглядов и личная скромность, сплав самой современной науки и самой передовой практики, это коллективизм и вечный поиск. Завенягин открыл в Норильске "зеленую улицу" дерзанию и эксперименту. Он ни в чем не терпел застоя и обращал в свою веру консерваторов. Он считал Норильск лишь началом преображения красноярского Севера.
Известны так называемые "законы Завенягина", правильность которых неоднократно подтверждалась всей историей Норильска.
Первый закон Завенягина - максимальная работа в нечеловеческих обстоятельствах. Он заставил работать законы организации жизни на широтах, к жизни мало приспособленных.
Второй закон Завенягина - спасение (собственное, стройки, людей, будущего комбината) - в неординарных решениях. Отсюда и рудник открытых работ там, где, казалось бы, он не будет действовать две трети года. И N200 специалистов, спрятанных Завенягиным под крыши и загруженных интеллектуальной, проектной работой. И замена лагерного номера и ярлыка "з/к" на имя-отчество в обращении, а то и в текстах приказов по Норильлагу.
Третий закон Завенягина - кадры надо не только учить, но и пестовать; молодость - скорее достоинство, чем недостаток ("Я еще не..." - "Вы уже да, красный диплом вуза - это хорошее начало трудовой биографии...")
Эти законы, как никто, исповедовали великие директора Норильского комбината Владимир Иванович Долгих и Борис Иванович Колесников. В новых условиях хозяйствования, при другой форме собственности сегодня их более чем успешно применяет генеральный директор ОАО "ГМК "Норильский никель", личность такая же знаковая для истории предприятия, как Авраамий Завенягин, - Джонсон Талович Хагажеев. Но это отдельная большая тема для другой публикации.
В норильской жизни осталось много заложенного Завенягиным: открытый рудник "Медвежий ручей" и институт "Норильскпроект" (он ведет свою историю с 4 мая N938 года), красноярское и московское представительство компании, дружба и сотрудничество с речниками и моряками (Мурманское и Архангельское морские пароходства), с авиаторами, зарубежные командировки для изучения передового опыта... Нынешний генеральный директор "Норильского никеля" Д.Т.Хагажеев не жалеет средств для того, чтобы собрать по всему миру ценнейшие крупицы самого нового, что есть в металлургии цветных металлов, чтобы успешно применить передовой опыт на предприятиях компании. И это его менеджерское кредо, которое себя полностью оправдывает.
Завенягин придавал огромное значение составу команды специалистов, с которыми намеревался сделать большое и важное дело в своей жизни. Внимание Авраамия Павловича привлекали прежде всего его старые знакомые, которых в Норильске нашлось немало: и по Горной академии, и по Магнитке, и по Ленинграду. Статус заключенных не способствовал положительному жизненному настрою, но при первой же встрече с этими людьми Завенягин старался вдохнуть в их души надежду по крайней мере на творческую работу и безусловное улучшение условий жизни и содержания. Не все "поддавались" мгновенно, но все же беседы с людьми приносили свои плоды.
Что же представляла из себя команда Завенягина? В узком смысле это члены штаба и руководители подразделений, служб. Приходилось в первую очередь рассчитывать на выпускников горных вузов, института стали и сплавов, цветмета, политехов, военно-строительной академии. Завенягин обладал точным взглядом, и "диагноз" его в оценке потенциальных возможностей людей, как правило, подтверждался. Он не тянул вверх не оправдавших его надежд, но те, кто истово, преданно и честно работал не за страх, а за совесть, могли рассчитывать на помощь, поддержку и всяческое содействие в работе и жизни со стороны начальника Норильлага.
Но команда - это еще и самые нужные, самые талантливые в каждой норильской отрасли. К примеру, Г.С.Калюский и А.Н.Покровский. Первый окончил химический институт в Страсбурге, второй - технологический факультет Плехановского института народного хозяйства. Одному судьба приготовила роль спасителя норильчан от цинги, а производства - от вечной нехватки серной кислоты; другой не дал остановиться транспорту и целым производствам (переоборудование автомашин для работы при низких температурах, двойное увеличение калорийности коксового газа, знаменитое получение нефтебитума № 5, свои способы экономии бензина и очистки керосина и так далее).
Сотни людей попали в поле пристального внимания Завенягина. Десятки талантов в металлургии, десятки - в горном деле, в механике, в энергетике, в медицине, в геологии. Все это - команда Завенягина. В более широком смысле - весь Норильский горно-металлургической комбинат. В еще более широком - все мы и через сорок с лишним лет (N957) после присвоения комбинату его имени.
Сегодня команда Завенягина - это горняки, металлурги, обогатители Норильска. Это весь рабочий класс заполярного города. Это управленцы, которые в постсоветском экономическом пространстве в рамках жестокого системного и отраслевого кризиса сделали Норильский горно-металлургический комбинат примером эффективного преодоления кризиса. И не только в России. Это и ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", ставшая преемницей комбината в новых условиях хозяйствования. Это и генеральный директор "Норникеля" Джонсон Хагажеев, в команде которого, как у Суворова, каждый солдат знает свой маневр. Это и деловые партнеры Горно-металлургической компании в Красноярском крае, в России, по всему миру. Потому что все они продолжают дело, начатое Авраамием Павловичем Завенягиным почти семь десятков лет назад. Вместе, в одной связке. Удивляя и восхищая мир.
...N2 апреля N984 года спущен на воду построенный по заказу Норильского комбината ледокол "Авраамий Завенягин", дизель-электроход, 6,5 тысяч лошадиных сил, построенный на судоверфи Вяртсиле (Финляндия). Приписан к Дудинскому морскому порту.
(Исторический факт).
Подготовлено Дирекцией
по связям с общественностью и СМИ
ОАО "ГМК "Норильский никель".