Решение назрело не вдруг. Даже поверхностный анализ показывал, что большая часть администраций муниципальных образований и районов края, за редким исключением, внутренние резервы осваивать не стремится.
За последние несколько лет финансовый расклад территорий выглядит так: доходная часть бюджета формируется из средств, которых у большинства, по понятным причинам, кот наплакал, другая, тоже незначительная часть, под вполне резонные обоснования откачивается из краевого бюджета. И если в городе или районе нет рентабельного градообразующего предприятия, то при столь бессистемном вливании можно лишь стоически выживать.
С этого года для территорий краевой администрацией предложена более усовершенствованная система, следуя которой города и районы должны представить свою перспективу на развитие с целью выявления скрытых ресурсных источников. Только так можно пополнить собственную казну, что, в принципе, может исключить финансовое голодание на несколько лет вперед. Детально картина реализации программы такова: Главное управление стратегического развития при ГУРЭП - управляющий орган, который дает методику, квалифицированные консультации, контролирует и частично продвигает проекты. Администрации районов, в свою очередь, разрабатывают целевые комплексные программы социально-экономического развития до конца 2005 года с учетом всех источников, которые могут приносить доход на долгие годы вперед. При этом потенциалом развития территории считается не только наличие градообразующих предприятий и бизнес-инфраструктур, но и всевозможные территориальные факторы, такие, как географическое положение, неосвоенные или заброшенные месторождения и т.д. Конечно, рассказать о каждой программе не представляется возможным, но на отдельных стоит остановиться.
К примеру, дивногорцы представили одну из лучших и реально исполнимых программ, где основным источником увеличения доходной части станет развитие туризма и, как следствие, современной инфраструктуры. При небольших вливаниях на возвратной основе из краевого бюджета отдача пойдет уже в следующем году. Требует реконструкции музей Знаменский Скит, стоянка древнего человека. На сегодня в Дивногорске в упадке гостиничный комплекс "Бирюса", реконструировать который будет предложено на коммерческом конкурсе по инвестиционным условиям. Уже сейчас нашлось немало претендентов на участие. Реально доходы увеличиваются на 10 млн. рублей в год, что позволяет наполнить бюджеты всех уровней.
Минусинск, считаясь одной из развитых территорий, решил заняться реконструкцией социально-значимых объектов, той сферой, что всегда уводила солидные средства из бюджета. Провели ремонт трубы - снизился расход воды. При столь грамотном планировании получается солидная экономия средств, а это - новые школы, больницы, дороги. Вообще, увеличение доходной базы за счет коммунальных проектов, считающихся всегда разорительно-затратными, - это нечто новое, привнесенное методикой подсчета эффективности. Стержень новых методик заключается в том, чтобы эффективно развивать социальную сферу. В крае достаточно коммерческих предприятий, которых также немало заботит снижение затрат и социальная польза. К примеру, ОАО "Минал", собираясь выпускать пиво на мини-пивзаводе, запланировало производство сахара из сахарной свеклы и сахара-сырца. При вложении 5 млн. рублей из собственных и заемных средств под гарантии чистая прибыль составит 1,8 млн. рублей в год, окупаемость - 3,5 года. Новое производство предоставит 15 рабочих мест.
Надо сказать, что администрации 59 территорий по-разному подошли к новому направлению развития. К примеру, Минусинск, Дивногорск, Енисейск, Игарка, Мотыгинский, Березовский, Кежемский, Партизанский и Ужурский районы к составлению программ привлекали аудиторские фирмы. Ужурцы представили скрупулезно проработанную программу, которую можно считать одной из лучших. На территории района отсутствуют рудные полезные ископаемые, но есть минерально-сырьевые ресурсы в виде бурого угля, известняка, гипса, которого вечно не хватает на цементных производствах Красноярска и Ачинска и который, кстати, последние годы завозят из Ангарска и Пермской области по железной дороге. При годовом объеме добычи гипса в 30 тыс.тонн на двух из пяти месторождениях, обеспеченность запасами составит 11 лет. Проект долгосрочный, но дающий быстрые деньги. При незначительных вложениях - 900 тысяч рублей, в том числе 600 тысяч из краевого бюджета на возвратной основе, - срок окупаемости 14 месяцев. Будет создано 26 рабочих мест, а чистая прибыль составит 800 тысяч рублей.
Предусмотрено некоммерческое партнерство с "Ужурским товарно-сырьевым рынком": здесь и строительство мельнично-крупяного комплекса с прибылью 7млн. 873 тыс. рублей в год, где будет занято 35 человек, и производство сыра на ОАО "Ужурское молоко", и переработка картофеля в крахмал и еще много полезных, вполне осваиваемых производств.
Многие администрации, надо сказать, и без отмашки из края давно занимаются разработкой развития городов и районов. Это Березовский, Курагинский, Саянский, Партизанский и Мотыгинский районы.
Стоит отметить, что администрации, составившие грамотные, вполне реальные программы, более осознанно подошли и к бюджету, показав пополнение бюджетов всех уровней на несколько лет вперед.
Собственными силами разработаны неплохие программы из Ачинска, Канска, Лесосибирска, Назарово, Шарыпово, из Краснотуранского, Туруханского, Шушенского и Канского районов. Вполне можно допустить, что не у всех все получится гладко и без проколов, но самое скорое решение все-таки лучше растерянного выжидания.
Некоторые города и районы, располагая и ресурсами, и производствами, которые нужно развивать, практически не отразили возможности района. Администрации, показавшие слабые программы, в консультациях, по всей видимости, не нуждались, сработав по старинке. На первое место здесь можно ставить Нижне-Ингашский район, представивший вместо программы одни "пожелания" из краевого бюджета. Таких - единицы. Недоумение также вызывает то обстоятельство, что такие инвестиционно-привлекательные города, как Красноярск, Игарка и Норильск, к разработке программ приступили не так давно. Применительно к этим городам стоит заметить, что их программы не являются комплексными: в них нет характиристики и анализа социально-экономического положения жилищно-коммунальной сферы, а главное - экологической обстановки на территории. Особо стоит отметить территории-доноры: Красноярск, Норильск, Северо-Енисейский район, в программах которых просматриваются явные недоработки. Упущены, как правило, социальные вопросы и, что самое главное, - общая эффективность и затратность проектов. Не просчитаны дополнительные доходы в бюджеты всех уровней, а также снижение расходной части бюджетов от реализации социальных мероприятий. В программе города Красноярска изложены основные направления его развития без инвестиционных проектов. Полностью отсутствует промышленный блок, зато есть затратные - социальная сфера и жилищно-коммунальное хозяйство.
В Норильской программе промышленная часть изложена в виде направлений развития по отраслям промышленности, а часть инвестиционных проектов описана без эффективности и сроков реализации; мероприятия социальной сферы изложены в вольном понимании. Северо-Енисейский район также не отразил пути развития города за счет золотодобывающей промышленности.
Безусловно, без "блошек" для начала не обойтись. Но так или иначе, почти все представленные документы по-своему содержательны, и сегодня переход к устойчивому развитию экономики Красноярского края, можно сказать, намечен. Региональная целевая программа прошла согласование в соответствующих министерствах и представлена на утверждение в Правительство РФ.
Галина ЗАХАРЕНКО
Публикация подготовлена по материалам
Главного управления развития экономики
и промышленности администрации
Красноярского края