Научная деятельность А.И.Таюрского тесно связана с системой начального профессионального образования. Он является автором 112 научных работ, в том числе трёх монографий, книг - "Кадры для рынка", "Новые технологии обучения в профессиональном образовании", "Подготовка кадров для экономики переходного периода", "Социальные проблемы и подготовка работников социального здравоохранения' (переведена на немецкий язык). С 1982 года и по настоящее время А.И.Таюрский успешно руководит системой начального профессионального образования Красноярского края. А.И.Таюрскому принадлежит заслуга в разработке законодательной базы для решения образовательных проектов на краевом уровне. Он является автором программы развития начального профессионального образования Красноярского края на 1997-2000 годы, которая была принята на федеральном уровне, а также законов "О квотировании рабочих мест для выпускников из числа сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей", "Об охране общественной нравственности", "О науке и научно-технической политике", целевой программы "Стабилизация и развитие образования Красноярского края на 2000-2003 годы". Все эти документы утверждены Законодательным собранием Красноярского края.
А.И.Таюрский ведет большую общественную работу. Он является председателем Сибирского отделения РАО, членом двух докторских и двух кандидатских диссертационных советов. Под его научным руководством подготовлено два доктора и 14 кандидатов наук. В настоящее время руководит пятью соискателями: один - на присуждение степени доктора наук и четыре - на присуждение степени кандидата экономических наук, у одного из них, директора технического лицея ? 52 Василия Афанасьевича Коцаря, защита диссертации в декабре 2000 г. А.И.Таюрскому принадлежит инициатива издания двух журналов - "Образование в Сибири" и "Профессиональное образование в Сибири".
Многолетняя плодотворная деятельность Анатолия Ивановича Таюрского отмечена высокими правительственными наградами. Он награждён орденом "Знак Почета", медалями "За доблестный труд" и "Ветеран труда". Ему присвоены почетные звания 'Заслуженный учитель Российской Федерации', "Отличник профессионально-технического образования РФ", "Заслуженный педагог Красноярского края". За огромный вклад в науку, за разработку и издание большого количества книг, монографий, научных трудов и работ в апреле 2000 года А.И.Таюрский избран академиком государственной Российской Академии образования.
2 октября 2000 года система начального профессионального образования России отметила свой 60-летний юбилей. В Российской Федерации система профессионального образования Красноярского края занимает особое, ведущее место, она включает в себя 90 образовательных учреждений (в том числе 23 профессиональных лицея), в которых обучается 45 тысяч учащихся. Несмотря на проблемы, присущие образованию в целом (главная из них - недостаток финансирования), учреждения НПО края работают многие годы стабильно и добились значительных результатов. На фоне общего кризиса экономики система профессионального образования края приняла необходимые меры, не только чтобы выживать, но и развиваться.
Во-первых, практически все учебные заведения перестали быть узкопрофильными и начали подготовку кадров по новым профессиям, и прежде всего для сферы обслуживания: только за последние десять лет доля выпускников для непроизводственного сектора экономики увеличилась более чем в три раза; появились такие профессии, как социальный работник, менеджер, владелец мастерской, магазина, специалист по рекламе и т.д.
Во-вторых, проводится оптимизация учебных заведений в целях рационального использования как материальной базы, так и финансовых ресурсов: учебные заведения активно стали развивать внебюджетную деятельность, организовывать учебно-воспитательный процесс на выпуске полезной продукции.
В-третьих, был пересмотрен список рабочих профессий с учетом потребности экономики края.
В учебных заведениях начального профессионального образования края за последние десять лет подготовлено более 240 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов. Ежегодно растет число трудоустроенных выпускников. В 1999 году оно составило более 92 процентов, что является одним из лучших показателей в Российской Федерации. Доходы от выпуска полезной продукции в учебных мастерских и оказания различных услуг населению достигли в минувшем году более 62 млн. руб. (или 40% бюджетного финансирования).
Оптимальная организация учебного процесса в учреждениях НПО позволила увеличить на 30 процентов количество выпускников, получивших в минувшем году вышеустановленные разряды, на 3,5 - выпускников с красным дипломом и на 12 процентов - поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования. Много внимания уделяется развитию и совершенствованию системы начального профессионального образования региона, внедрению в учебный процесс УНПО новых обучающих технологий, созданию инновационных образовательных учреждений, повышению квалификации руководящих и инженерно-педагогических работников. С этой целью на базе Сибирского технологического университета, Технического и Аграрного университетов были открыты факультеты по подготовке инженеров-педагогов для региональной системы НПО.
В 1994 году на базе профессионального училища ? 68, а через два года и на базе ПУ-71 созданы центры социальной реабилитации и профессиональной адаптации подростков, одной из задач которых является воспитание в патронатных семьях подростков с девиантным поведением. Сейчас такой центр открывается на базе профессионального училища ? 44 в Шушенском районе.
Экспериментальной площадкой федерального значения по подготовке работников социального здравоохранения является профессиональный лицей ? 41 г.Красноярска, впервые в России подготовку таких специалистов также ведут ПЛ-8 г.Ачинска и ПУ-33 г.Красноярска.
Следует отметить и то, что по примеру Красноярского края в 19 территориях России, во многих областях стран СНГ были созданы новые структуры управления начальным профессиональным образованием.
Управление НПО уделяет много внимания международному сотрудничеству. Ежегодно до 25 учащихся профессиональных лицеев проходили стажировку в штате Огайо США, продолжает развиваться российско-немецкий проект по подготовке социальных работников, в текущем году отметили десятилетний юбилей совместного сотрудничества, предполагается заключить на последующие десять лет новый договор с немецкими коллегами. Значительная работа проведена по созданию российско-кипрских центров подготовки специалистов малого и среднего предпринимательства, только за 1997-1998 учебный год прошли обучение на Кипре 162 учащихся и работников профессиональных учебных заведений края.
Значительное место уделяется научному обеспечению профессионального образования края. Актуальность исследования обусловлена общей потребностью изучения различных аспектов, развития профессионального образования на пороге XXI века. Особое внимание уделено проблемам разработки содержания, форм, методов обучения в профессиональных образовательных учреждениях; разработке социально-педагогических основ проектирования профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров; системе проектирования содержания многоуровневой подготовки рабочих и специалистов. Продолжается исследование перспектив развития профессионального образования во всех основных уровневых подсистемах: начального, среднего, высшего профессионального образования; развитие последипломного образования и образования взрослых.
Наряду с положительными тенденциями в развитии системы начального профессионального образования России и Красноярского края, в частности, были, есть и предполагаются в дальнейшем значительные проблемы. Так федеральный бюджет в 1999 году оплатил примерно 30 процентов потребности образовательных учреждений системы НПО. Финансировались расходы только по заработной плате работников, стипендиям учащихся, питанию детей-сирот. Полностью отсутствовало финансирование расходов на оплату коммунальных услуг, капитальный ремонт, учебные расходы, питание всех учащихся и т.д.
В настоящее время в проекте Федерального бюджета на 2001 год рассматривается вопрос о передаче финансирования начального профессионального образования с федерального на региональный уровень. Если это произойдет, то система НПО лишится государственной поддержки, а это значит - ухудшится обеспечение рабочими кадрами, владеющими современными технологиями. Прекратится подготовка специалистов для малого и среднего бизнеса, так как большинство предпринимателей не смогут финансировать подготовку рабочих кадров на своих предприятиях: они не ставят задачи сформировать профессиональную компетентность рабочих и решают лишь вопросы подготовки на конкретном рабочем месте.
При отсутствии базового профессионального образования возникнет проблема быстрого переобучения в случаях, связанных со сменой рабочего места, особенно сменой технологии на предприятии или перехода на другое предприятие, что в последнее время стало частым. А свободных средств у населения для оплаты профессионального образования нет и в ближайшее время не будет.
И ещё нельзя не сказать о важнейшей проблеме, которая обязательно возникнет при переводе финансирования УНПО из регионального бюджета. Это невозможность выделения финансовых и материальных ресурсов на поддержание социальной стабильности в обществе, поскольку в учебные заведения начального профессионального образования идут до 70 процентов подростков из малообеспеченных семей, так как они не могут платить за учебу в других уровнях образования, дети-сироты, дети, лишенные попечения родителей, трудные подростки.
Таким образом, создание рынка квалифицированной рабочей силы, способной быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям (как социальным, так и экономическим), должно оставаться приоритетной задачей государства. Да и страна не сможет войти в XXI век без эффективной системы профессионального образования, и начального в особенности, которая является фундаментом и продолжает оставаться для российской экономики основным поставщиком рабочих кадров и специалистов.
Виктория СОКОЛОВА