? 11 (38) НОЯБРЬ 2000

ГЛАВНАЯ ТЕМА

ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ КОРОЛЕНКО, технический директор - главный инженер ОАО "Красцветмет".
Сплав традиций и качества
Досье: ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ КОРОЛЕНКО, технический директор - главный инженер ОАО "Красцветмет". Родился в г. Назарово. Закончил Красноярскую академию цветных металлов. С 1983 года начал трудовой путь на заводе цветных металлов, где работал аппаратчиком, мастером, старшим мастером, заместителем начальника цеха, начальником цеха, директором аффинажного производства. С 1998 года главный инженер ОАО "Красноярский завод цветных металлов". Красноярский завод цветных металлов им. В.Н. Гулидова имеет более чем полувековой опыт работы в области аффинажа.

В чем же секрет предприятия, каковы его технологические возможности? Об этом мы беседуем с техническим директором ОАО "Красцветмет" Виктором Короленко.

- В чем уникальность завода, каков его технический потенциал? Как часто меняется технология производства?

- В мире много заводов, занимающихся производством драгоценных металлов и их аффинажем, маленьких, производящих от десятков кг до тонны металла, и больших, производящих от десятков и сотен тонн драгоценных металлов в год. Но все они специализируются на каком-то одном из видов сырья и производят обычно от одного до пяти аффинированных драгоценных металлов. Уникальность же ОАО 'Красцветмет' заключается в том, что это один из крупнейших аффинажных заводов мира, который может извлекать и аффинировать все шесть платиновых металлов (платину, палладий, родий, иридий, рутений, осмий), а также золото и серебро. Причем в переработку завод принимает все известные в настоящее время источники сырья: первичное (концентраты платиновых металлов), вторичное (использованные изделия, содержащие драгоценные металлы, и отходы предприятий), а также шлиховые платину и золото. Чтобы идти в ногу со временем, мы используем самые последние отечественные и мировые разработки в области драгоценных металлов, содержим на заводе свой цех Науки. Заводские ученые (а на заводе работают пятнадцать кандидатов наук) постоянно совершенствуют технологию аффинажа платиновых металлов, золота и серебра. Нет ни одного года, чтобы коллектив завода не внедрил в свое производство несколько новых перспективных технологий и оборудования. Так, внедренная в 1994 году технология аффинажа золота полностью отошла от классического электролизного способа. Это позволило сократить время технологического процесса в несколько раз, максимально сократить технологические потери и гарантированно получать качественную готовую продукцию. Сегодня мы получаем 1000 кг золота шлихового, то завтра мы из этого сырья имеем 950 кг золота в слитках с содержанием основного компонента 99,99%.

- Виктор Васильевич, расскажите несколько подробнее о ценовой политике завода.

- Производством золота занимаются десятки сотен старательских артелей по всей России, и многие из них поставляют золото на аффинаж на ОАО 'Красцветмет'. Так вот, на нашем заводе стоимость аффинажа имеет тенденцию к снижению. Со всеми заказчиками, независимо от того, сколько металла они дают на извлечение, мы работаем на одних и тех же условиях. В 1998 году цена переработки составляла 1,2%, через год - уже 1,1%, сегодня еще ниже. Прогресс в снижении очевиден. Достигается это за счет постоянной загрузки наших производственных мощностей.

- А что касается объемов производства?

- В 2000 году мы переработали более 30 тонн шлихового золота, в то время как в 1999 году 15,5 тонн. Объемы резко увеличились за счет того, что к нам перешел один из крупнейших золотодобытчиков - старательская компания "Полюс". Вообще партнеров у нас достаточно много. Все старатели Красноярского края и многие артели соседних регионов, например, Иркутской области. На 2001 год заключены договоры на переработку 7 тонн бодайбинского золота, в то время как на этом месторождении добывают более 15 тонн. Это очень перспективный район, и мы надеемся, что со временем Красцветмет будет перерабатывать все добываемое там золото.

- Как строится политика предприятия в отношении партнеров? Каковы основные принципы взаимоотношений?

- Главный принцип - не подводить своих партнеров. В то же время сами стараемся работать с надежными партнерами. Мы выбираем недропользователей, старательские артели, банки, финансирующие золотодобычу. В Иркутске это "Байкал-ОНЭКСИМ банк", являющийся финансовым партнером старателей. В нашем лице банк увидел надежного партнера, поскольку все обязательства по договорам на 2000 год мы выполнили на 100% по всем показателям - качеству, сроку выдачи металлов. Это позволяет нам надеяться, что в будущем объемы заказов будут увеличены. Сегодня мы пытаемся выйти на всю восточную территорию. Помимо Иркутской области завод заинтересован в сотрудничестве с Якутией, Амурской и Читинской областями. То есть в зону наших производственных интересов попадает практически весь Восток России.

- Сколько металла позволяют перерабатывать мощности завода?

- Мы могли бы перерабатывать все золото, добываемое в нашей стране, и не только. Технологические возможности позволяют производить около 360 тонн металла в год. Мощности завода колоссальны, поэтому наша задача - продвинуться в объемах в следующем году до 50 тонн. Такова наша планка. География поставок руды самая широкая. Есть страны, которые не имеют своего аффинажного производства. На юге, допустим, это Монголия. Но, к сожалению, на государственном уровне не решен вопрос о ввозе-вывозе драгоценных металлов, что не позволяет нам производить аффинаж для других стран. Надо отметить, что одна из характерных черт завода - постоянное техническое перевооружение, совершенствование технологий. Сегодня идет реконструкция электролизного участка, где производится серебро (этот металл проще получать именно электролизным путем), а также участка по производству штампованных мерных золотых слитков. Слитки производятся двумя способами: литьем делаются слитки достоинством 1 кг, 500 г, 250 г, 100 г, 50 г, а штамповкой 50 г, 20 г, 10 г, 5 г, 1 г. Планируем получать штамповкой мерные слитки до 1 кг. Они выглядят эстетически более приглядно, что повышает покупательский спрос. На заводе существует масса участков, требующих реконструкции. Сейчас проводится реконструкция центральной заводской лаборатории. Здание, в котором она находится, морально устарело, там отсутствует нормальная вентиляция. А приборный парк лаборатории, в основном, импортный, дорогостоящий. Как оборудованию, так и людям нужны хорошие условия. Одновременно ведется реконструкция в плавильном цехе (цех обогащения) с тем, чтобы тоже улучшить условия труда. Практически постоянно научный коллектив завода работает над разработкой новых технологий, и не исключено, что к концу реконструкции цехов завода будет предложено новое, более совершенное оборудование для плавки концентратов платиновых металлов. Мы регулярно направляем специалистов на выставки, чтобы отыскать наиболее совершенное оборудование для использования в платиновой промышленности.

"РАЗВОД" ИЛИ СОТРУДНИЧЕСТВО?

- Как вы относитесь к "отдельному" аффинажу на предприятиях Норильска?

- На специализированном предприятии перерабатывать металл всегда дешевле, поскольку имеются все технологии по переработке концентратов и промпродуктов. К тому же специализированное предприятие имеет большие мощности для переработки сырья, а значит, может работать сразу с несколькими поставщиками, что делает производство дешевле и качественнее. Наш завод изначально строился для переработки норильского шлама, и вся технология развивалась вместе с развитием НГМК. Если этот заказчик создаст свое аффинажное производство, то ему будет сложно окупить затраты. Понадобятся колоссальные средства, чтобы "повторить" нашу технологию. Тем более, что сегодня только Красцветмет производит в комплексе все платиновые металлы. В 1943 году мы произвели первую продукцию и с тех же пор совершенствовали производство. Наша технология шла вслед за развитием НГМК, и завод является как бы окончанием технологического процесса Норильского комбината. Сегодня извлечение металла из руды настолько высокое, что достичь подобного на отдельном аффинажном производстве невозможно. Металл, извлеченный на нашем заводе, включен в список Good Delivery (высокое качество поставки) и продается с премией, которая достигает 0,5% от стоимости металла.

В БОРЬБЕ ЗА ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ

- Известно, что Красноярский завод цветных металлов очень серьезно относится к проблемам экологии. Почему? Ведь многие ваши "соседи" - промышленные предприятия - не очень-то думают об охране окружающей среды.

- Действительно, у нас существует автоматическая система учета, которая следит за движением газов в газовом тоннеле. Газоанализаторы установлены в нескольких точках, где, соответственно, происходит отбор газа. Компьютерный анализ происходит каждые 6 минут, и если какой -либо ингредиент превышает норму, информация подается в цех, где и исправляют ситуацию. Ежедневно на селекторном совещании оглашается информация о выбросах и, надо заметить, количество вредных газов из года в год сокращается. Оперативный учет и контроль, возможность своевременно принимать меры позволяет нам быть в этом вопросе "впереди планеты всей".

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ

- Не так давно завод освоил производство ювелирных изделий. Насколько перспективно это направление деятельности завода?

- Действительно, ювелирному производству исполнилось только 4 года. Но, несмотря на молодость, это самое крупное ювелирное производство как в России, так и в Европе. За 9 месяцев 2000 года мы увеличили производство и реализацию изделий в 2 раза. При этом расширился и ассортимент ювелирных украшений еще на 10 позиций. К настоящему моменту мы производим более 70 наименований цепочек машинной работы и 30 видов серийных изделий, изготовленных методом микролитья, 20 видов нового плетения машинных цепей и 10 наименований цепей ручной работы, в том числе и трехцветных, изготавливаемых по заказам. Развитие ювелирного производства позволяет заводу не только получать дополнительную прибыль, но и сохранять трудовой коллектив. Как и в основном производстве, в ювелирном мы стараемся достичь совершенства. Изначально мы специализировались на производстве цепочек из золота, серебра, платины. Но очень скоро перешли на выпуск изделий из самородков, а также с применением драгоценных камней, в том числе и бриллиантов. Особо ценятся у эстетов наши платиновые изделия с бриллиантами. Развитие ювелирного производства - будущее завода. И если сегодня мы производим 90 кг изделий, то в планах довести этот показатель до 900 кг в месяц.

- Что можно сказать о производстве монокристаллического кремния, ведь это тоже достаточно перспективно?

- Действительно, это направление перспективно для российского рынка. Думается, что период "затишья" нашей экономики заканчивается, и это производство вскоре будет востребовано. Мы же сумели сохранить производство монокристаллического кремния и готовы приступить к выполнению заказов. Уверен, что мы их получим. Если не в этом году, то в следующем уж точно.

Маргарита ИЛЬИНА

 

ЮПУХБ МНЛЕПНБ

яРПЮМХЖЮ ЮПУХБЮ МНЛЕПНБ


Н ФСПМЮКЕ
Н ПЕДЮЙЖХХ НТНПЛХРЭ ОНДОХЯЙС

 

мЮЬХ ОЮПРМЕПШ:

 

пц нмхйя

йПЮЯМНЪПЯЙХИ ХМТНПЛЮЖХНММШИ ЯЕПБЕП

цНПЪВЮЪ ОПЕЯЯЮ

яВЕРВХЙ:

Copyright 2001
ИД "Миллион"
Использование материалов сайта возможно только
с письменного разрешения редакции журнала "Миллион"
Создание и поддержка сайта
Webmaster -
Бизнес-проект РГ "Оникс" - "Оникс-Интернет"