'СибЧелендж' - один из ведущих операторов связи, внедряющий на красноярском телекоммуникационном рынке мировые стандарты и технологии, предоставляющий обширный спектр услуг, связанных с цифровыми системами связи.
Компания имеет все необходимые лицензии на услуги связи, включая услуги местной, междугородной и сотовой связи, выход в Интернет и т.д., что делает компанию привлекательной с точки зрения комплексности и универсальности в области связи. 'СибЧелендж' может удовлетворить любую потребность клиента в области связи, начиная от постановки задачи, проектирования до монтажа и сдачи в эксплуатацию. Это и позволило привлечь весь круг абонентов, начиная от потребителей простейших услуг, например, обычной телефонной связи, до сложнейших телекоммуникационных систем с использованием интегрированной передачи голосовых данных.
Особой гордостью руководителей и сотрудников 'СибЧеленджа' является то, что это единственная в крае частная телекоммуникационная корпорация, не имеющая ни одного процента участия иностранного или московского капитала. Это исключительно краевое частное предприятие, что выгодно отличает его от других операторов, работающих на краевом и региональном рынках телекоммуникаций.
У истоков предприятия стоял Валерий Грачев, который сегодня является президентом корпорации 'СибЧелендж', включающей в себя более десятка компаний, занимающихся различными направлениями в области связи. Заслугой президента корпорации, по словам его коллег, является то, что, занявшись новым для себя бизнесом - связью, он сумел собрать профессионалов и, грамотно используя способы привлечения кредитных ресурсов и инвестиций, направить их на развитие связи в Красноярске, а затем и в крае.
Валерий Александрович взял на себя весь груз ответственности за громадное предприятие с большим перечнем услуг и с большой надежностью, ведь системы связи должны работать ежечасно, ежесекундно:
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Валерий Грачев - человек дела и, по его собственным словам, не очень-то любит нашего брата-журналиста. Но в преддверии юбилея он согласился дать эксклюзивное интервью для журнала 'Миллион'.
- Валерий Александрович, 'СибЧелендж' был создан как раз в то время, когда различные СП, кооперативы и частные фирмы появлялись, как грибы после дождя. Но только немногие из них уцелели до сегодняшнего дня, и совсем единицы добились такого же успеха, как 'СибЧелендж'. Что способствовало вашему успеху?
- Основным фактором стал подбор кадров. Неоценимую помощь в становлении 'СибЧеленджа', в подборе специалистов и в заключении первого контракта на поставку оборудования с компанией 'SIEMENS' оказал Леонид Иванович Носов. Особая благодарность Михаилу Петровичу Тищенко, заслуженному связисту России, директору 'ТЦМС-17' ОАО 'Ростелеком'. Эти два человека - профессиональные связисты, и с самого начала они понимали, что государственному монополизму в области связи нужна альтернатива, а также и то, что открытие нового дела потребует полной отдачи.
Следующим шагом стало создание команды. Одним из первых специалистов стал Александр Иванович Маришин - профессионал, который знает не только российский, но и мировой рынок в области телекоммуникаций. Основной задачей было подобрать специалистов, коллектив единомышленников, и с этим, считаю, я справился успешно. Именно это позволило 'СибЧеленджу' занять одно из ведущих мест. За последние пять лет наша корпорация освоила значительное количество направлений, которые имеются в области связи и продолжают успешно развиваться. Среди первых направлений, освоенных 'СибЧеленджем', - развитие сетей общего пользования, сотовая связь, Интернет, в планах развития - телевидение и радио, спутниковая связь. Сегодня можно говорить о том, что корпорация стала интегратором сетей.
- Валерий Александрович, сколько структур входит в корпорацию 'СибЧелендж'?
- 'СибЧелендж' объединяет 13 компаний, каждая из которых развивает определенный вид связи. Корпорация владеет контрольными пакетами каждой из этих структур и является, по сути, институтом, который занимается глобальными вопросами развития, консолидирует финансовые потоки. Сегодня 'СибЧелендж' - это своего рода холдинг, объединяющий вполне самостоятельные компании.
- Сегодня на красноярском рынке присутствуют несколько компаний, занимающихся телекоммуникациями. Как чувствует себя 'СибЧелендж' среди конкурентов?
- Конкуренция может быть лишь в области менеджмента и развития.
По-настоящему считать конкурентом можно только ОАО 'Электросвязь'. Что касается второго оператора сотовой связи - ЗАО 'Енисейтелеком', то это, по сути, тоже структура 'Электросвязи', поскольку ей принадлежит контрольный пакет акций ЗАО 'Енисейтелеком'. Но, в принципе, говорить о конкуренции сегодня вряд ли возможно, поскольку телекоммуникационный рынок сегодня не заполнен. Только когда задача телефонизации и в городе, и в крае будет решена, можно будет говорить о реальной конкурентной борьбе. Здесь выйдут на первый план вопросы ценообразования, подход оператора к своим клиентам, спектр услуг.
Вопрос о конкуренции отпадает и по другим причинам. Как можно говорить о ней, если мы работаем в разных стандартах с ЗАО 'Енисейтелеком'? У нас стандарт DAMPS, но мы работаем над получением новой лицензии (а возможно, придется объединиться с какой-либо компанией), чтобы развивать тот же самый стандарт, что у ЗАО 'Енисейтелеком' и начать конкурировать.
Тяжело решать вопросы с кредитами для развития коммуникаций. Для того, чтобы можно было нормально конкурировать на рынке и развиваться, нужны долгосрочные инвестиции. Необходимы партнерские отношения с той или иной компанией, чтобы грамотно работать, а без инвестиций это невозможно.
Мы серьезно работаем со Сбербанком, хотя процентные ставки сегодня немалые.
Когда говорят о связи, то чаще всего подразумевают только телефон. На самом деле связь - понятие более емкое и подразумевает полный спектр всех услуг. Кроме того, развитие рынка телекоммуникаций происходит стремительно, и нужно постоянно успевать идти в ногу со временем, закупать новое оборудование, осваивать новые, перспективные направления.
Мы начинали с нуля, особенно в области развития сотовой связи, и сегодня можно с уверенностью сказать, что мы - лидеры в этом направлении. Нашими клиентами сотовой сети являются почти десять тысяч абонентов, чем не могут похвастать другие операторы.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ
- Чем 'СибЧелендж' так привлекателен для клиентов?
- Во-первых, тем, что мы - лидеры рынка. Нашими клиентами являются практически все крупнейшие предприятия края - алюминиевый завод, завод цветных металлов, железная дорога, таможня, Сбербанк, Центробанк, ОАО 'Пикра' и многие другие структуры. Во-вторых, мы постоянно предлагаем нашим абонентам новые услуги связи, в том числе цифровые технологии.
- Какие новые направления собирается развивать 'СибЧелендж' в ближайшее время?
- Готовится много уникальных проектов, которые мы собираемся реализовать в ближайшие два-три года. Но это пока коммерческая тайна.
Скажу лишь, что с первыми 'сюрпризами' от 'СибЧеленджа' красноярцы познакомятся уже в конце 2000 года.
- Валерий Александрович, вы утверждаете, что успех компании обеспечили специалисты. По какому принципу вы подбираете кадры?
- Я очень ценю людей, с которыми работаю. Каждый человек для меня дорог. Главное, чтобы каждый профессионально выполнял работу, которая на него возложена. Я не принимаю на работу людей по знакомству или по просьбе своих сотрудников. Единственный критерий - профессионализм. И решение о приеме принимаю только тогда, когда с человеком побеседовали специалисты и дали свое 'добро'. Конечно, учитываются и человеческие качества.
Не стану скрывать, что стараемся принимать на работу молодых людей, за ними - будущее. Область телекоммуникаций - интеллектуальный бизнес, наукоемкий, мобильный, а молодежь очень быстро схватывает новации, учится новому. Кстати, наши ребята постоянно проходят обучение в учебных центрах зарубежных компаний, занимающихся средствами связи.
ПАРТНЕРСТВО ОСНОВАНО НА ДОВЕРИИ
- Вы начинали дело с нуля. Кто помогал вам в приобретении оборудования?
- Это очень интересный вопрос. Мы подписали первый контракт с компанией 'SIEMENS', и нужны были какие-то гарантии. Мы были первыми в стране, с кем эта фирма подписала контракт, а в качестве залога был подписан договор ипотеки. В залог мы отдали здание 'СибЧеленджа'. Даже в Москве таких прецедентов не было, хотя стоимость московской недвижимости гораздо выше. В нас увидели молодую перспективную компанию, специалисты которой грамотно подходят к делу.
Кредитная линия компании 'SIEMENS' продолжает действовать, мы продолжаем успешно сотрудничать с этой компанией.
- А как бы Вы оценили ваши взаимоотношения с еще одним вашим зарубежным партнером - компанией 'ERICSSON'?
- 'ERICSSON' обеспечивает нас оборудованием для сотовой связи. Но, надо отметить, что это более жесткая компания, не практикующая гибких подходов и схем. Хотя на сегодняшний день у этой фирмы немного изменилась ситуация, и к нам поступили индивидуальные предложения. Потребовалось пять лет, чтобы к нам появилось полное доверие.
- Не чувствуете ли настороженности со стороны инвесторов, ведь получить инвестиции сегодня не такое простое дело?
- Осторожное отношение есть, но это касается не нашей конкретной корпорации, а экономической ситуации в России и нашей законодательной базы. Но сегодня инвесторы с большей охотой идут на наш рынок телекоммуникаций. Важно и то, что сейчас появились и российские инвесторы, те же олигархи, которые накопили средства и ищут способы их вложения в область телекоммуникаций.
- Насколько сложно решаются вопросы с получением лицензий на новые виды деятельности?
- Министерство связи очень правильно подходит к вопросу выдачи лицензий, не отдавая преимущества какой-либо одной региональной телекоммуникационной компании. Каждая из них может получить лицензию на тот или иной вид связи и работать на рынке, удовлетворяя потребности абонентов. Вопрос в другом, например по сотовой связи - существует ли в регионе частотный ресурс. В Красноярске уже существует два оператора сотовой связи, работающих в разных стандартах. Для третьего оператора, если он появится, бизнес может оказаться очень рискованным.
- Какова ценовая политика 'СибЧеленджа'?
- Основополагающий принцип, который мы исповедуем - не конкурировать в области ценовой политики. Как операторы, мы должны вести нормальную, четко просчитанную политику, учитывающую себестоимость предоставления услуг и планируемую прибыль, для того, чтобы проекты были окупаемыми. Конкуренция возможна в области развития, менеджмента, в подходе к клиентам. Нашим постоянным абонентам предоставляются скидки, мы одни из первых ввели оплату по предоплаченным пластиковым карточкам, постоянно расширяем спектр услуг. Для развития сотовой связи и повышения качества обслуживания абонентов мы купили здание банка 'Металэкс', что на пр. Красноярский рабочий, оттуда пойдет развитие нового проекта. Естественно, мы будем серьезно подходить к ценовой политике. Инвестиции - это уже другие деньги, и они позволяют закладывать гораздо меньшую стоимость минуты разговора для абонента. Появится возможность подключить большее число абонентов, а значит появится уже другой контингент среди наших клиентов. Мы рассчитываем, что к 2004-2005 годам сотовыми телефонами смогут пользоваться и студенты, и пенсионеры. Сотовый телефон перестанет быть роскошью, а станет обычным средством общения.
- Насколько развита в крае связь, в сравнении с другими регионами?
- Во всех регионах связь развита не одинаково. Мы считаем, что потенциал нашего региона огромнейший, развита промышленность, и при стабильной ситуации мы будем иметь возможность развиваться, увеличивать число абонентов, развивать новые виды связи.
- 'СибЧелендж' вышел за пределы Красноярска. В каких регионах появились представительства вашей корпорации?
- Одним из первых регионов стал Норильск, где открыт первый филиал корпорации. Готовится проект выхода корпорации на весь Красноярский край. Я думаю, что через два года мы сможем охватить большинство территорий края. Хотя осуществить это будет непросто. Потребуются большие затраты, а окупаемость проекта займет длительное время.
- Когда 'СибЧелендж' только начал заниматься связью, были, вероятно, грандиозные планы. Какие из них удалось осуществить, и что не получилось?
- Удалось практически все. Дальнейшее развитие будет зависеть от того, как будет выстроена концепция России в области развития этого бизнеса. Везде нужно вкладывать деньги, а пока их нет, все находится в зачаточном состоянии. Для того чтобы начать мощно развивать телекоммуникационные связи, нужны хорошие инвестиции, вот тогда каждое направление начнет развиваться и приносить нормальные доходы.
- Основные задачи 'СибЧеленджа'?
- Сегодня главной целью нашей работы является не погоня за дивидендами, за длинным рублем, а решение более важной задачи - капитализации компании, для того, чтобы можно было выйти на рынок ценных бумаг. Чтобы акции компании котировались на красноярской бирже, чтобы их мог купить каждый человек. Крупные компании уже доказали, что в этом перспективы развития телекоммуникаций. Раньше была пословица, что богатые живут лучше бедных. Сейчас быстрые живут лучше медленных.
Лариса ШЕВЧУК