"Мессояха уникальна!"
В сентябре 2000 года исполнилось тридцать лет самому первому промыслу по добыче газа и газового конденсата ОАО "Норильскгазпром" - Мессояхскому. Это начало начал того огромного производст-венно-технического комплекса по добыче и транспортировке газа, каким сегодня является акционерное общество. Но в истории Мессояхи есть страницы, которые еще не прочитаны, но которые очень хотелось бы прочитать пытливому исследователю...
Так, в книге Э. Новикова, выпущенной издательством "Недра", "Таинственность очевидного" описаны открытия, сделанные геологами и учеными в одном из заполярных районов нашей страны.
Открытие привело к тому, что все научные прогнозы о наличии истощающихся запасов голубого топлива в недрах стали сомнительными. Были обнаружены залежи твердого газа, кристаллы которого похожи на лед. Это, по существу, замерзшая, а точнее, твердая вода, вобравшая в себя огромное количество ценных углеводородов. В ложке такой влаги спрятана "кастрюля" метана, или один кубический метр кристаллогидрата включает в себя до двухсот кубических метров голубого топлива.
Позже мне довелось познакомиться с методической литературой "Норильский промышленный комплекс: этапы и перспективы развития", составителем которой является М. Я. Важнов. В одном из разделов, который касался обеспечения газом Норильского промышленного района, значится, что "именно на Мессояхском месторождении впервые в мировой практике эксплуатационники встретились с газогидратной залежью. Специалисты различных отраслей науки и техники искали и нашли эффективный метод ее разработки, признанный изобретением.
"Чтобы понять таинственность этих событий, геологических знаний недостаточно. Необычные сюрпризы горных образований начали изучать физики и химики. Было проведено множество экспериментов. И сомнения рассеялись. На смену им пришло большое открытие. Немного таких открытий в мире!"
И еще. Видимо, самое главное: "Почти 1/3 суши и 9/10 Мирового океана, наверное, прячут в своих глубинах "твердый газ". Иначе говоря, в недрах имеется сверхгигантское месторождение, которое по своему распространению, скорее, напоминает особую, хотя и прерывистую оболочку земного шара. Только под океаном может быть скрыто около 85х103 триллионов кубических метров этого полезного ископаемого. Там, в подводных глубинах, господствует давление в сотни атмосфер. При такой тяжести не нужен холод вечной мерзлоты".
Кристаллический газ может образовываться и при сорокаградусной жаре. Однако добывать его в шахтах, как уголь, пока невозможно. Достаточно вспомнить о том, как было сделано открытие: "Однажды мастер буровой установки взял очередную пробу из скважины, принес ее в теплый балок. Вскоре загрохотал взрыв. В другом месте геологи отобрали из многолетней мерзлоты холодное белое вещество, похожее на лед. Когда оно растаяло, то превратилось в лужицу. Зажгли спичку. Над холодной лужицей вспыхнуло жаркое пламя".
А как же утверждение М. Я. Важнова о признании изобретением эффективного метода разработки газогидратной залежи?
Но давайте обо всем по порядку.
У того же Важнова я прочитал, что у современного Большого Норильска есть своя предыстория. Есть предыстория и у такого большого и современного предприятия, каким является открытое акционерное общество "Норильскгазпром".
На карте северной части Западной Сибири между полуостровами Ямал и Гыданский находится залив Карского моря, который называется Обской губой. На востоке от Обской губы ответвляется Тазовская губа, в которую впадает река Мессояха, берущая свое начало на самой границе Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Ямало-Ненецкого автономных округов. Коренные народы издревле кочевали вдоль ее берегов со своими оленьими стадами от истока к устью. С языка энцев, которых, к слову сказать, на Таймыре проживает не более 150 человек, переводится примерно следующим образом: мессо - "сухое место", яха - "река".
Если предположить, что в жаркую пору река в некоторых местах пересыхает, то весьма вероятно, что звучит этот перевод как "сухая река". По другой версии, которую в свое время в одной из публикаций о Мессояхе предложил собственный корреспондент газеты "Красноярский рабочий" В. Луцет, яха по-ненецки - "речка", Мессояха - "междуречье".
Следует отметить, что, несмотря на живописность берегов самой реки и озера, откуда она берет начало, природные условия для жизни населения в этих местах неблагоприятные или малоблагоприятные. Климат арктический и субарктический. Зима суровая и продолжительная, а лето холодное и короткое.
И вот в марте 1967 года в этом суровом и холодном краю ударил первый газовый фонтан. Месторождению было присвоено название "Мессояхское". Видимо, не зря коренные жители Таймырского полуострова называют март поворотным месяцем года. Природа в это время начинает медленно просыпаться. И в жизни людей происходят перемены.
Вопрос о переводе Норильского комбината на природный газ был поставлен еще в 1964 году. Предполагалось построить газопровод от Тазовского месторождения до Норильска протяженностью около семисот километров. Естественно, что это строительство потребовало бы солидных вложений, но ожидаемый экономический эффект намного превосходил бы первоначальные затраты. Одновременно были развернуты поисковые работы в районах, примыкающих к Норильску. Еще в 1961 году на Таймыре начала действовать геофизическая экспедиция, перед которой была поставлена задача разведать и подготовить к глубокому бурению высокопер-спективные газоносные структуры.
А через пять лет после неустанных поисков в 1966 году вслед за Нижнехетским и Зимним месторождениями сейсмическая партия И.Г. Грачева обнаружила Мессояху - площадь, расположенную на левом берегу Енисея, в 150 километрах западнее Дудинки.
Скважина ?1 бурилась в течение пяти месяцев, и четвертого марта 1967 года с глубины 815 метров ударил фонтан с промышленным дебитом газа. К началу 1968 года подсчитанные запасы голубого топлива первой очереди месторождения составили свыше сорока миллиардов кубических метров, что дало возможность положительно решить вопрос о строительстве газопровода. А до той поры, когда был найден и подведен газ, город и комбинат жгли уголь, добываемый на шахтах Кайеркана.
А вот здесь нужно сделать небольшое отступление.
Дело в том, что еще в 30-е годы на Таймыре велись активные поиски нефти и газа. Так, газета "Советский Таймыр" за 1935 год сообщала, что нефтепоисковая партия под руководством старшего геолога Николая Гедройца прошла от Нижней Тунгуски до Усть-Порта. Был собран богатый материал, который будет обработан в Ленинграде. Найдено несколько выходов газа в Усть-Енисейском районе. Из этого следует, что открытие Мессояхского месторождения произошло не на пустом месте. Этому предшествовала длительная поисковая работа геологов.
В ноябре 1967 года институт "Востокгипрогаз" приступил к проектированию газопровода Мессояха - Норильск. Строить газопровод начали уже через полгода. Мессояха - Норильск - первый газопровод в Заполярье, поэтому проектировщикам и строителям пришлось преодолеть немалые трудности, решить ряд принципиально новых задач и в сжатые сроки. Именно здесь приобретался бесценный опыт прокладки трубы на сваях и сварки ее на весу, защиты газопровода от низких минусовых температур, ветровых нагрузок и вибрации, прокладки дюкеров в северных условиях (например, при форсировании в марте 1969 года восьмикилометрового русла Енисея трубу уложили на 50-метровой глубине, и во время ледохода, когда лед шел в три этажа, дюкер не был поврежден), применения специально разработанных - в северном исполнении - оборудования, аппаратуры, контрольно-измерительных приборов.
27 декабря 1969 года почти 270-километровая труба была сдана в эксплуатацию. Первым норильским предприятием, которое приняло мессояхский газ, стала ТЭЦ-1. 28 июня 1970 года три ее котла были переведены на газовое топливо.
Наиболее трудной, но интересной проблемой явилось разгадывание новой тайны недр Мессояхи. У геологов появились факты, свидетельствующие о вероятности наличия твердого газа в пласте, созданного самой природой.
Некоторые скважины после закачки метанола в пласт увеличили дебиты с 20 до 600 тысяч кубических метров в сутки. Это результат разрушения гидратов, образующихся в пласте. Такое месторождение на Таймыре может быть не одно. Надо научиться искать их.
Мне думается, что это была одна из первых осторожных попыток приоткрыть завесу той тайны, которую скрывают недра Мессояхи.
Итак, что же это такое - газогидраты? Это кристаллы. "Хозяева" кристаллов - молекулы обычной воды. "Гости" - газы и легкокипящие жидкости, образующие в комплексе ажурный каркас, менее плотный, чем у льда.
Впервые в 1810 году американский геолог Дена открыл гидрат хлора - желтый осадок от пропускания хлористого газа через воду. В 1934 году было описано явление "зарастания" - закупорки стволов шахт газогидратами.
Изучением гидратов в 1946 году занялось горное бюро США. В 1964 году на Севере Красноярского края открыли странное месторождение, которое много лет спустя было определено как "первые залежи живых гидратов". Несколько лет спустя, в 1969 году в государственном реестре СССР под номером 75 было зарегистрировано существование природных соединений газов с водой или газовых гидратов. А в 1976 году в СССР вышла первая и, наверное, единственная книга доктора геолого-минералогических наук В. П. Царева "Особенности формирования, методы поиска и разработки скоплений углеводородов в условиях вечной мерзлоты".
Жизнь не стояла на месте. И новое топливное сырье продолжали находить в морских осадках Мексики и Гватемалы, в арктических районах США и Канады.
Но Мессояха продолжает оставаться в этом ряду первым и, по утверждению многих специалистов, уникальным и единственным из газогидратных месторождений. Некоторые считают, что это предвестница многих новых месторождений нетрадиционного газа.
...Мои исследования продолжаются.
Валерий ПЛАКСУНОВ, ОАО "Норильскгазпром"
|