«Дранг нахт Остен», или Великая экспансия на Восток
В конце сентября в Красноярске состоялось знаменательное событие: впервые краевой центр стал местом проведения выездного заседания Правления нефтяной компании ЮКОС. И произошло это не только потому, что на территории края расположен Ачинский НПЗ, входящий в состав компании. Как выяснилось, руководство ЮКОСа разработало новую стратегию, предусматривающую расширение деятельности в Восточной Сибири и, особенно, в Красноярском крае. В частности, было объявлено о приобретении 19,9 % акций ВСНК (Восточно-Сибирской нефтегазовой компании), что на деле означает переход под контроль ЮКОСа лицензии на разработку Юрубченского участка Юрубчено-Тохомской зоны. Следует отметить, что Юрубченский участок содержит свыше 700 миллионов тонн геологических запасов нефти и является наиболее изученной частью самого крупного неразработанного месторождения нефти и газа в Восточной Сибири.
Одновременно НК ЮКОС активизировала работы на Терско-Камском участке Юрубчено-Тохомской зоны (388 миллионов тонн разведанной нефти), лицензией на геологоразведку и разработку которого владеет ВНК (Восточная нефтяная компания), подконтрольная ЮКОСу. В настоящее время здесь проводится дополнительная сейсморазведка, и уже в этом году планируется начать поисковое бурение.
Мотивируя начало столь мощной экспансии на Восток, председатель Правления НК ЮКОС Михаил Ходорковский заявил: "Наша компания считает приоритетным приобретение новых производственных активов в Восточной Сибири, что позволит создать стабильную ресурсную базу для реализации проекта экспорта сырой нефти на рынки Восточной и Юго-Восточной Азии, и, в первую очередь, в Китай".
Сергей ОРЛОВ
КИТАЙСКИЙ ПРОЕКТ
На красноярском выездном правлении ЮКОСа неоднократно подчеркивалось, что сотрудничество с Китаем в нефтяной сфере является важнейшим стратегическим приоритетом компании.
И дело здесь не только во все более увеличивающемся на Восток "флюсе" (подготовка к промышленному освоению "красноярского нефтяного миллиарда", переход с сентября 2000 года под контроль ЮКОСа Ангарской нефтехимической компании, расположенной в Иркутской области и т.п.)
Дело еще в том, что Китай с его бурно растущей экономикой стремительно выдвигается в число крупнейших импортеров нефти. Если в 1999 году объем импорта нефти в эту страну составил 37 миллионов тонн, то в 2000 году он превысит 60 миллионов, а еще через десяток лет ежегодный ввоз "черного золота" за "Великую стену" составит свыше 100 миллионов тонн.
Учитывая, что пропускная способность нефтяной "трубы" в сторону Запада ограничена и не позволяет значительно увеличивать российский экспорт в этом направлении, проект строительства нефтепровода в Китай приобретает для НК ЮКОС особую значимость.
В настоящее время совместно с компанией “Транснефть” ЮКОС ведет переговоры с китайской стороной о начале разработки технико-экономического обоснования проекта строительства нефтепровода из России в Китай. Подготовка проекта осуществляется в рамках российско-китайских соглашений, достигнутых в ходе Четвертой регулярной встречи глав правительств РФ и КНР в феврале 1999 года.
А "приручать" китайский рынок ЮКОС начал еще в 1998 году. Работа велась в тесном взаимодействии с Минэнерго и МИД России, другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Следует также отметить, что китайские проекты ЮКОСа находятся в поле зрения президента и премьер-министра России и пользуются их поддержкой.
В результате уже в 1999 году компания заключила контракт на поставку в Китай 500 тысяч тонн нефти, став первой российской компанией, прорвавшейся на этот рынок. (Ранее поставки российской нефти и нефтепродуктов в Китай носили ограниченный характер и осуществлялись иностранными посредническими фирмами.)
В 2000 году общий объем поставок "юкосовской" нефти в Китай составит уже 1 миллион тонн, в 2001 году - 3 миллиона, а в период до окончания строительства нефтепровода "Россия-Китай", намеченного на 2005 год, - 10 миллионов тонн. Ну, а когда вступит в действие нефтепровод, поставки в Китай российской нефти с месторождений Восточной и Западной Сибири в период с 2005 по 2009 годы составят 20 миллионов тонн в год и 30 миллионов тонн в год - начиная с 2010 года.
Сторонами рассматриваются два варианта маршрута нефтепровода.
Первый: Ангарск-Улан-Батор-Пекин, протяженностью 2310 км. В том числе - по России - 572 км, Монголии - 1020 км, Китаю - 795 км.
Второй: (в обход Монголии) Ангарск-Чита-Забайкальск-Дацин, протяженностью 2437 км, в том числе по России - 1642 км и Китаю - 795 км.
С точки зрения основных параметров (протяженность, стоимость транспортировки нефти, объем капвложений) более предпочтительным выглядит вариант трассы через территорию Монголии. По предварительным оценкам он "стоит" 1,5 миллиарда долларов, что на 200 миллионов дешевле строительства в направлении Дацина. Однако китайская сторона заняла жесткую позицию в данном вопросе и настаивает на более дорогостоящем варианте (в обход Монголии).
Переговоры по этому и всем "сопутствующим" вопросам должны закончиться в октябре этого года, когда планируется подписание с китайской стороной Генерального соглашения о подготовке ТЭО проекта.
На первом этапе эксплуатации нефтепровода (2005-2009 г.г.) в качестве основного источника нефти для поставок в Китай рассматривается Томская область, где общие извлекаемые запасы ЮКОСа составляют 400 млн. тонн. Недостающие для полной загрузки нефтепровода объемы нефти будут обеспечиваться другими российскими компаниями с месторождений в Западной Сибири. Причем исключительно - за счет роста нефтедобычи, без какого-либо ущерба для внутреннего рынка нефтепродуктов.
На втором этапе планируется "подключить" к нефтепроводу месторождения Красноярского края. Освоение лицензионных участков Юрубчено-Тохомской зоны будет вестись, исходя из того, что в 2010 году объем добычи нефти здесь должен обеспечить одну треть полной загрузки нефтепровода (10 миллионов тонн).
Излишне говорить, что китайские проекты ЮКОСа дадут серьезный толчок развитию экономики Восточно-Сибирского региона.
Например, увеличение транспортировки нефти в Китай по железной дороге позволит поднять объем перевозок на 1,5 миллиона тонн в год, обеспечив стабильную загрузку и постоянный приток финансовых средств. В Забайкалье будут созданы новые элементы инфраструктуры (комплекс по перестановке колесных пар подвижного состава), увеличится занятость вследствие создания новых рабочих мест.
Но наиболее весомые положительные последствия принесет осуществление проекта строительства нефтепровода. Оно позволит начать масштабное освоение месторождений Юрубчено-Тохомской зоны, вовлечет в строительство регионального и магистрального нефтепроводов, дорожной сети и линий электропередач многие российские предприятия и компании. Занятость во всем Восточно-Сибирском регионе заметно увеличится, а налоговые поступления в региональные (Красноярский край, Эвенкийский АО, Томская, Иркутская и Читинская области) и местные бюджеты возрастут. Как за счет масштабного строительства, так и последующей транспортировки нефти в Китай и на местные перерабатывающие заводы.
Вадим АЛЬМЕТОВ
О ВРЕМЕНИ, О ЛЮДЯХ И О НЕФТИ…
Рассуждает председатель правления компании Михаил Ходорковский
- Михаил Борисович, что сейчас в первую очередь волнует нефтяников?
- Макроэкономический вопрос - принятие второй части Налогового кодекса. Если он пройдет Думу, то удастся направить деньги на модернизацию основных фондов, 70% которых страна потеряла за последние десять лет. Что касается проблем отрасли, то основная - это расширение возможностей экспорта для российских нефтяных компаний. Сегодня начала расти добыча нефти, и уже в этом году страна реально может дать 320 млн. тонн. Внутренний рынок эти объемы не переварит, в то же время труба "Роснефти" все активней используется для транзита казахского "черного золота", что с чисто экономической точки зрения бюджету выгодно меньше всего. Эту проблему нужно решать безотлагательно - строить новые трубопроводы.
- А что касается налогового бремени? Вы по-прежнему считаете, что оно чрезмерно велико?
- Не совсем так. Я считаю, что необходимо ввести мораторий до 2003 г. на внесение изменений в первую часть Налогового кодекса. Ведь если не будет возобновлен нормальный инвестиционный процесс, то через 3 года промышленность потеряет до 20% основных фондов. Причиной же этого является налоговая политика, которая проводилась в последние годы. Необходимо использовать новые возможности, чтобы предупредить кризис 2003 г. Тем более удивительно, что именно сейчас правительство собирается вернуть нас в каменный век при помощи поправок в 1-ую часть Налогового кодекса.
Эта самая "1-ая часть" серьезно ограничила возможность давления (со стороны коррумпированных чиновников) на предприятия и вызвала серьезную подковерную борьбу, призванную вернуть все на круги своя. Сейчас ситуация только-только "пошла на поправку": собираемость налогов хорошая, начался рост производства. Так что, если мы хотим, чтобы темпы роста ВВП были 10 процентов в год, то долю налогов увеличивать никак нельзя.
- Но в обществе укоренилось мнение, что "пощипать олигархов" никогда не помешает. Потому, наверное, растет угроза и со стороны чиновного аппарата всех уровней, тонко чувствующего "настроения масс"…
- Сначала о понятии "олигархи". Когда меня называют таковым, я всегда задаю вопрос, что под этим имеется в виду. Если речь идет о моей доле в ВВП, то она, бесспорно, сравнима с долей крупной компании в США. Если же вы имеете в виду мое влияние на принятие политических решений, то власть крупной американской корпорации значительно больше. За последние два года в России несколько раз поднимались экспортные пошлины на нефть - разве мы допустили бы это, если бы действительно обладали тем влиянием, которое нам приписывают? Что касается вопроса об угрозе, я ее действительно чувствую. Политический риск сильно возрос. В этой связи я четко предостерегаю иностранных инвесторов: господа, если вы ведете со мной бизнес, то подвергаете себя политическому риску. Если против меня будут предприняты какие-то юридически необоснованные санкции, то я не несу за это никакой ответственности, потому что я не могу управлять этими процессами.
- А что на данном этапе наиболее "животрепещуще" для вашей компании?
- Мы используем хорошее финансовое состояние и благоприятную (до поры до времени) конъюнктуру мирового рынка, чтобы собрать в мощный кулак все наши ресурсы. Инвестиции идут во все основные направления деятельности - добычу, переработку, систему продаж. В итоге мы уже в этом году должны выйти на объемы добычи 50 млн. тонн нефти в год и сохранить первое место по объему производимых нефтепродуктов. Продолжится освоение самого крупного месторождения страны - Приобского, часть нефти которого пойдет на новый и стратегически важный для страны рынок - Китай. На этом рынке основным оператором станет наша компания, уже заключившая соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями с китайской стороны. Хочу также сказать, что в конкурентной борьбе сегодня выигрывают не организации, а большие коллективы людей. Отсюда наши инвестиционные приоритеты - управленческие и информационные технологии, персонал. В информационные технологии, например, мы направим 40 млн. долларов только в этом году с тем, чтобы в следующем перейти полностью на безбумажную форму документооборота. Это существенно упрощает процесс принятия решений и дает выигрыш во времени, а время - это деньги.
- Проект "Поколение.ru", нацеленный на приобщение школьников к Интернету, тоже часть вашей корпоративной политики?
- Мы - "градообразующее предприятие", но если под этим термином подразумеваются предприятия, которые образуют один город, то ЮКОС "образует" двадцать два города и поселка, в которых живет около полумиллиона человек. И если мы не будем заниматься подрастающим поколением в этих городах, то, вы превосходно понимаете, в сегодняшних условиях никто этим заниматься не будет. А к чему это приводит, мы все видим - вспышка наркомании, хулиганство, бандитизм, невозможность подобрать квалифицированных людей, потому что никто не идет в вузы, плохое образование в школах. Я абсолютно уверен в прагматичности этого проекта, в том, что в конечном итоге он приносит прибыль. Потому что дети, которые не шляются по улице, не "колются", а сидят за компьютерами, работают и приносят в семью, между прочим, заработанные ими деньги, это проблемы, снятые с плеч родителей - наших же сотрудников. В этом месте мы как бы разрываем целый клубок проблем.
Записал Вадим АЛЬМЕТОВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ
Выездное расширенное заседание правления НК ЮКОС в Красноярске было рубежным и, так сказать, знаковым не только для Красноярского края и Восточной Сибири, но и самой компании тоже. Именно с этого момента руководство ЮКОСа перешло к системе среднесрочного планирования. Достаточно сказать, что уже в ноябре этого года будет подготовлен первый пятилетний план работы, а с 2002 года компания нацелена перейти к долгосрочному планированию на 10-15 лет.
Стратегия НК ЮКОС предусматривает увеличение добычи нефти к следующей пятилетке до 70-80 миллионов тонн в год. Эту цель планируется достичь на основе интенсификации разрабатываемых и ввода в эксплуатацию новых месторождений, в первую очередь в Восточной Сибири.
При этом разработка новых месторождений связана с серьезным газовым фактором, что ставит перед ЮКОСом новую задачу - увеличения утилизации газа с доведением его добычи к 2005 году до 15 миллиардов кубометров в год.
Эти значительные объемы газа НК ЮКОС намерена утилизовать в электроэнергию, которая в дальнейшем будет использоваться для энергообеспечения предприятий самой же компании с доведением производства электроэнергии к 2005 году до 13 млрд. КВт/час.
"Одной из важнейших стратегических задач на ближайшие пять лет является превращение ЮКОСа в полноценную энергетическую компанию", - заявил председатель Правления компании Михаил Ходорковский.
Не будет забыта и нефтепереработка, которая является одним из основных козырей компании на внутрироссийском рынке. К 2005 году планируется увеличить производство автомобильных бензинов на 42 %. В целом НК ЮКОС собирается значительно усилить позиции на российском рынке светлых нефтепродуктов, доведя свою долю с 15 % в 2000 году до 22 % к 2005 году.
При этом розничная торговля нефтепродуктами и сопутствующими товарами возрастет с 420 миллионов долларов в 2000 году до 2 миллиардов долларов в 2005 году.
Помимо этого в планах ЮКОСа стоит и значительное увеличение (более чем в два раза) экспортных поставок. Резервы здесь предоставляет не только развитие перспективных китайских проектов, но "старая добрая Европа" тоже. НК ЮКОС приступила на этом направлении к реконструкции нефтепровода "Адрия", позволяющего поставлять российскую нефть напрямую к Адриатическому морю через порт Омишаль (Хорватия). В результате реконструкции пропускная способность нефтепровода составит
5 миллионов тонн нефти в год.
Владимир ЗАДЕЛЕНОВ
ПОКОЛЕНИЕ.ru
В рамках заседания расширенного Правления НК ЮКОС 23 сентября в Красноярске прошла презентация нового социального проекта компании - Федерации Интернет-образования (ФИО). Помимо известных на всю Россию кадровых менеджеров проект в Красноярске представлял также режиссер Юрий Грымов, который рассказал, в частности, о том, как привлечь молодежь в Интернет "необразовательными" методами.
А в доказательство того, что Интернет - это не только полезно, но и весело, в центре "Планета-Красноярск" прошла грандиозная дискотека, все расходы на которую (с бесплатным привлечением полутора тысяч молодых красноярцев) взяла на себя ФИО.
Следует отметить, что данный благотворительный проект ЮКОСа получил поддержку Правительства России, а председателем Наблюдательного совета стала вице-премьер Правительства РФ по социальным вопросам Валентина Матвиенко.
Цель проекта - обеспечить системный подход к Интернет-образованию в России - в первую очередь на уровне средней школы. В рамках данной задачи ФИО реализует масштабную образовательную программу "Поколение.ru", направленную на создание национальной системы развития Интернет-технологий в образовательной сфере и обучение молодежи навыкам работы в Интернете.
В течение 5 лет Федерация намерена открыть в России 50 учебных центров, обучить около 280 тысяч учителей и привлечь к активной работе в Интернете до 10 миллионов молодых людей.
Андрей КАЛИЧИНОВ
|