Техникум, училище, колледж: университет?
12 мая Канскому педагогическому колледжу исполнилось 73 года.
Техникум - училище
Правда, в 1927 году, когда президиум Наркомпроса РСФСР подписал соответствующее постановление, и слова-то такого никто в Канске не слышал - "колледж". В списке сети педагогических техникумов на 1927-28 учебный год значился Канский педагогический техникум с одним-единственным отделением - "школьным" (число учащихся - 140). В 1935 году было принято решение уже не Наркомата просвещения, а Министерства образования РСФСР о переименовании педагогического техникума в педучилище. И, наконец, 21 декабря 1995 года все то же Министерство образования РФ издало приказ ?630, пункт первый которого гласил: "Преобразовать Канское педагогическое училище Красноярского края в Канский педагогический колледж с 25 января 1996 года". И это было правильно - где вы видели, чтобы в педучилище, помимо традиционного факультета начального образования, был еще факультет технологии производства, математический факультет, психологический, филологический? А заочное и (в перспективе) дистантное обучение?
Александр Львович АНДРЕЕВ, директор педагогического колледжа
Училище - колледж
А вот директору колледжа, кандидату педагогических наук Александру Львовичу АНДРЕЕВУ само слово "колледж" не нравится. В обиходе он употребляет определение "училище" - "старое, доброе русское слово, место, где учат". Канское "место, где учат", Александр Львович возглавляет уже 10 лет. А шесть лет назад он основал на базе колледжа региональное представительство Красноярского Государственного торгово-экономического института. И стал "дважды директором".
- Александр Львович, какое отношение педагогическое образование имеет к торгово-экономическому?
- Самое прямое - в наше время одно не может существовать без другого. Знаете, четыре года назад, вскоре после того, как наше училище официально стало колледжем, в один прекрасный день финансирование прекратилось. Полностью. Не было денег даже на зарплату, я уж не говорю о коммунальных платежах.
- Вам не захотелось тут же бросить все и уйти?
- Честно говоря, такое настроение было. Обидно стало: вроде никому ничего не нужно. Ради чего мы биться должны? Во имя чего? Были, кстати, и предложения заняться бизнесом, перейти на административную работу. Единственное, что тогда удержало наш коллектив - студенты. Их-то куда девать? И потом была надежда, что все это когда-нибудь закончится. И придется все начинать заново. Потому что на месте нашего колледжа будет пустыня:
- И вы нашли выход?
Швейная мастерская (вышивка бисером, макраме, шитье русских народных костюмов)
- Нашли. Мы открыли у себя большое представительство торгово-экономического института, набрали студентов. Сейчас у нас 5 действующих факультетов: экономический, бухгалтерского учета, аудита, экономики и менеджмента в торговле и общественном питании, коммерческий ... Мы готовы открыть дополнительно факультет инженеров-технологов общественного питания и ряд других. Обучение - в отличие от педагогического - платное.
- Ваши педагоги, соответственно, преподают и в колледже, и в торгово-экономическом институте?
- Да. И получают дополнительную зарплату. У нас нет деления на "наше" и "не наше", и колледж, и представительство торгово-экономического института работают как одна система.
Кабинет-музей фольклора (экспонаты собраны студентами: самовары, прялки, лапти)
Колледж - университет
За минувшие четыре года обе составные части "системы" продвинулись достаточно далеко. Студенты колледжа по договору с Красноярским Государственным педагогическим университетом доучиваются в Красноярске, колледж, педуниверситет и госуниверситет обмениваются преподавателями. Например, в колледже преподают такие известные красноярские педагоги, как профессор КГУ Галина Максимовна Шленская и доктор филологических наук Татьяна Михайловна Григорьева, член-корреспондент Российской академии образования Мария Ивановна Шилова, профессора математики Сергей Васильевич Ларин и Сергей Александрович Онищенко. Директор колледжа Александр Львович преподает в педуниверситете, декан филологического факультета Светлана Васильевна Пономарева - в Красноярском госуниверситете и т. д.
Следующая ступень - завершенная образовательная система. Что, кстати, вполне осуществимо - уже сейчас на психолого-педагогическом факультете проходят обучение 150 человек, имеющих базовое педагогическое и медицинское образование. Через три года учебы в колледже все они получат дипломы о высшем образовании. Осталось только распространить эту практику на все факультеты и "освоить" все образовательные ступени. И колледжу придется присваивать новый статус - филиала педагогического университета.
А почему бы и нет? На ежегодные конференции сюда приезжают знаменитые ученые из высших учебных заведений России, Чехословакии, Польши. В колледже бывают Роман Солнцев, Виктор Астафьев, Шалва Амонашвили, профессор литературного института Мариэтта Чудакова:
Преподавательский состав здесь тоже выглядит достаточно внушительно. Все пять кафедр колледжа (математики, филологии, психолого-педагогическую, общественных дисциплин и технологии) возглавляют профессора и доктора наук соответствующего профиля из Красноярского и Иркутского педагогических университетов. И вообще преподавателей "с улицы" в Канский педколледж не берут.
Лаборатория информационных технологий
Будни и праздники
Сейчас уже трудно сказать, какие праздники были у студентов и преподавателей Канского педагогического техникума. Видимо, революционные. Время-то было какое! Зато точно известно, что будни у них были очень суровые.
Из приказа ?50 от 30.12.1930 г.:
"Канский педагогический техникум в 1930/31 учебном году развернул большую работу в части сближения науки с жизнью, здесь следует отметить введение непрерывной педагогической и индустриально-сельскохозяйственной практики, заключение договоров с предприятиями, различные виды участия в общественно-политической жизни страны, заключение договора по социалистическому соревнованию с Сретенским педтехникумом..."
Актовый зал, в котором проходят выступления самодеятельных и профессиональных коллективов, премьеры постановок студенческого театра
Кстати, в этом замечательном документе упоминается и лозунг соцсоревнования: "Наш ответ интервентам". Ну, как? Впечатляет?
Трудовые будни Канского педагогического колледжа выглядят не в пример скромнее. Ни участия в общественно-политической жизни страны, ни соцсоревнований, ни ответов интервентам. За общественно-политической жизнью города здесь, правда, следят, проводят социологические опросы населения, радуются успехам новой администрации и с удовлетворением отмечают этапы роста политической культуры канского населения в связи с развитием парламентаризма в России.
И вообще руководство колледжа с начала девяностых годов находится в непрерывном поиске. Поскольку требования, предъявляемые к выпускникам педагогических учебных заведений, постоянно ужесточаются. Как, впрочем, и требования, предъявляемые к самим учебным заведениям. Если бы не этот поиск, колледж, кажется, давно был бы закрыт, как не доказавший необходимость своего наличия в "восточном кусте". Например, именно Канский педколледж первым в России начал готовить учителей-математиков. До этого математиков учили только в вузах.
А еще здесь стараются расширять сферу образовательных услуг. Сейчас в этом списке фигурируют, помимо всего прочего: получение новой специальности, обновление знаний по специальности, полученной ранее, систематизация имеющихся школьных знаний. Есть и группы заочного и подготовительного отделений, компьютерных пользователей ("юзеров").
Колледж налаживает международные связи через Центр развития образования края и участие ведущих иностранных специалистов в проблемных научно-методических конференциях. Студенты колледжа принимают участие в краевых научно-практических конференциях.
А также регулярно посещают Канский драматический театр и с удовольствием играют в собственном (которым руководит главный режиссер театра Андрей Евгеньевич Луканин), принимают у себя в гостях музыкантов из Красноярска (в том числе, кстати, прославленный джазовый квартет под управлением Игоря Дадаяна), устраивают художественные выставки в помещении колледжа и т. д.
Одним словом, живут не менее насыщенной жизнью, чем их предшественники, студенты педтехникума и педучилища (см.фото).
Сергей ЗАВЬЯЛОВ
|