Когда устраивают еврейские детские парады? Лаг ба-Омер

Праздник радости и печали, праздник национального возрождения, праздник единства еврейского народа, праздник детей – это все о нем, празднике под названием Лаг ба-Омер. Головная боль израильских пожарных – тоже не самая последняя характеристика. Что же это за день такой?

Слово «лаг» на иврите записывается двумя буквами – «ламед» и «гимел». Они соответствуют числовым значениям «тридцать» и «три». Иначе говоря, «лаг» означает число 33. Слово «омер», присоединенное с помощью предлога «ба», в переводе означает «сноп», а еще так называлась древняя мера объема зерна (около 2,5 л). На второй день Песаха (еврейской Пасхи) полагалось приносить омер ячменя в Иерусалимский Храм, после чего начинался отсчет «дней омера». Всего их 49 – столько, сколько прошло с момента Исхода евреев из Египта до получения Торы – дара мудрости от Всевышнего. В честь первого события отмечается Песах, в честь второго – Шавуот. А Лаг ба-Омер – тридцать третий день продолжавшегося «от и до» периода.

Вот такой симпатичной открыткой с 33-м днем "омера" можно поздравить близких.
Вот такой симпатичной открыткой с 33-м днем "омера" можно поздравить близких.

Некоторые источники соотносят дату с историческими хрониками: она принесла израильтянам долгожданную победу в восстании против римлян. Евреи неоднократно пытались оказывать сопротивление оккупантам, но терпели сокрушительные поражения. Лишь после того, как их ополчение возглавил Бар-Кохба, они сумели нанести неприятелю мощный удар.

Впоследствии в этот же день скончался основоположник мистического иудаизма рабби Шимон бар Иохай (сокращенно – Рашби). Он завещал не оплакивать его, а веселиться в день его смерти, как на свадьбе. Когда он испустил дух, то из тела вырвался столб огня. Отсюда пошла традиция зажигать во время праздника Лаг ба-Омер костры. Исследователь еврейской культуры Валерий Болотов пишет: «Также в этот день существует обычай зажигать множество свечей с тем, чтобы при свете их изучать Священные Писания, рассказывать прославляющие Божьи истории из своей жизни и петь Всевышнему хвалебные песни».

К могиле Рашби на горе Мирон съезжаются евреи со всего Израиля, а порой - и из-за рубежа.
К могиле Рашби на горе Мирон съезжаются евреи со всего Израиля, а порой - и из-за рубежа.

Самого Рашби предположительно похоронили на горе Мирон, неподалеку от города Цфат. Евреи-хасиды и те, кто изучает Каббалу, обязательно посещают его могилу и привозят сюда трехлетних мальчиков. В таком возрасте им впервые стригут волосы. Ритуал происходит прямо у могилы Рашби и называется «халаке» (или «халака»). Малышам аккуратно подрезают длинные локоны, оставляя только «пеот» – пряди на висках (нам это слово больше знакомо как «пейсы»). Еще никому не возбраняется от души насытиться сладкими плодами стручкового дерева, которые служили единственной пищей для Рашби и его сына Элиазара, пока они прятались в пещере от преследовавших их римлян. Просидеть под мрачными сводами им пришлось немало – целых тринадцать лет.

Во многих странах, где проживают потомки народа израилева, в праздник Лаг ба-Омер проводятся детские парады – тенденция, между прочим, относительно новая, введенная уже в ХХ веке. Ее вдохновителем стал Менахем-Мендл Шнеерсон, Любавичский ребе. Обычай устраивать детские торжественные шествия быстро подхватили его соплеменники во всем мире. В Москве первый приуроченный к Лаг ба-Омеру парад детей прошел 6 мая 2007 года по инициативе главного раввина России Берла Лазара. Многочисленные колонны юных евреев, гордо шагающие по улицам, символизируют единство народа.

А так, собственно, и выглядит традиционный марш еврейских детей.
А так, собственно, и выглядит традиционный марш еврейских детей.

Неотъемлемый элемент программы праздника – подростковые соревнования по стрельбе из лука. Одни утверждают, что стрельбища – дань памяти повстанцев и их предводителю Бар-Кохбе. Другие – что они связаны с пророчествами о радуге. В качестве пояснения опять процитирую Валерия Болотова: «В еврейской традиции лук, «кешет», означает также радугу, которая стала символом примирения человека и Бога после всемирного потопа, когда Всевышний обещал больше не уничтожать людей, как бы они ни грешили, и дал им знамение – радугу. Когда радуга появляется на небе, это значит, что люди плохо ведут себя и заслуживают сурового наказания, но Бог помнит Свое обещание. Существует древняя традиция, рассказывающая, что в будущем именно в Лаг ба-Омер в небе появится радуга необычного цвета и возвестит о грядущем Мессии».

Еврейские общины, в том числе и российские, все чаще включают в торжества по случаю Лаг ба-Омера коллективные выезды на шашлыки. Готовят их, в основном, из баранины и индюшатины, какого-то специального праздничного рецепта не существует, в ход идут все достижения мировой шашлычной практики.