День народного единства. Что означает этот праздник?

Помню свои школьные годы, короткие осенние каникулы, первый мокрый снег и праздничные демонстрации 7 ноября. Демонстрации с обязательными воздушными шарами, леденцами-петушками, горячими булочками и вкусным томатным мороженым за десять копеек.

Теперь этого праздника нет, но 4 ноября Россия празднует День народного единства. Праздник, не только пришедший на смену нежелательным «красным дням календаря» советской эпохи, которые сегодня у многих вызывают негативные эмоции, но и несущий абсолютно другой смысл.

«День согласия и примирения» отменили, посчитав, что нельзя считать днем согласия день, когда общество разделилось на части, истребляющие друг друга. Но взамен была найдена альтернатива – «День народного единства». Сохранился выходной для людей, но изменился смысл праздника.

Хотя новый праздник еще не стал народным и не каждый россиянин может правильно обозначить его название, но сила привычки – великое дело, и раздражение, связанное с переносом даты, постепенно сходит на нет. Негативное отношение сохраняется в большей степени среди пожилых людей, сохранивших верность коммунистическим традициям.

День Казанской иконы Божией Матери, в далеком 1649 году объявленный государственным праздником, сегодня, а точнее с 2005 года, отмечается как «День народного единства». Сон разума.

Когда-то этот праздник отмечался церковными службами. Крестный ход возглавлял сам царь, участвовали духовенство, высшие государственные чины и весь народ. Вот оно, настоящее единство. А сейчас мало кто знает, что когда-то существовал такой православный праздник.

Так что же еще произошло в этот день много лет назад? Какие события предшествовали этому дню и какое значение он имел для России?

4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от поляков. Это редкий пример в русской истории, когда судьбу страны решил сам народ, без участия власти. Люди шли воевать не за царя – его не было, а за землю.

Тогда объединились все сословия, все национальности, положив конец так называемому «Смутному времени», начавшемуся в 1598 году после смерти царя Федора Ивановича, на котором закончилась династия Рюриковичей, и длившемуся более 10 лет, в течении которых народ находился в состоянии гражданской войны. «Самозванцы цари», народные бунты, раздробленность людей, противостояние православной и католической церкви, упадок культуры, голод... Люди были расколоты на враждующие лагеря.

Позже, из-за революции 1917 года, традиция отмечать освобождение Москвы от польского гарнизона прервалась, хотя оно сыграло немалую роль в становлении российского государства. Правда, к тому времени поляки уже поняли, что установить контроль над Русью не удастся, а в самой Польше в это время начались внутренние раздоры.

Так или иначе, это праздник народа, победившего внутреннюю разобщенность и сплотившегося перед лицом опасности. Это, по сути, не новый праздник, а возвращение к старым традициям. Но мы еще только начинаем привыкать к нему, и хочется, чтобы он действительно стал символом единения нации. Нации, сумевшей побороть не столько внешних, сколько внутренних врагов, готовых за личные блага продать народ иноземцам.