Как карелы в старину справляли Святки?

У карельского народа святочные обычаи и обряды проводились, начиная с 25 декабря и вплоть до Крещения. Этот период имел особое название Порогового времени, когда создается новый мир. По древним поверьям, от поведения человека в святочную пору зависит, какова будет его жизнь в течение года и даже дольше. Границы во все иные миры в Пороговое время открыты, а смерть в этот временной отрезок гарантирует попадание в рай.

Карельские святки изначально были связаны с почитанием духа по имени Сюндю, к которому обращались за покровительством и пророчеством. Статус Сюндю в разных местах был свой. Где его нарекали Хозяином, где – Святочной хозяйкой, Крещенской старухой, Крещенской свиньей, а то и Водяным. Представляли тоже по-разному, вплоть до образа летающего полотняного холста.

Считалось, что Сюндю спускается с небес (по другой версии – выходит из воды) в ночь с 6 на 7 января, но готовиться ко встрече его было принято задолго до наступления этой даты. В частности, в народной традиции существовал целый ряд запретов, посвященных почитаемому мифологическому персонажу.

Например, нельзя было мыть полы, стирать, выливать на улицу грязную воду, пилить дрова, выносить мусор и золу. Объяснялись такие табу тем, что не следует пачкать дорогу Сюндю. На шитье, прядение, ткачество и вообще любое ремесло также накладывался запрет, равно как даже на посещение бани или поход в лес.

Зато красным девицам, спешившим поскорее выйти замуж, можно было для исполнения своего желания вечером «расчистить дорогу сватам», используя топор и косу. А для повышения девичьей «славутности», т.е. привлекательности для мужского пола, использовалось умывание заговоренной водой, которую девушка должна была первой набрать в колодце или в проруби на Крещение. В этом ритуале должен был участвовать отец, старший брат или крестный.

Был и такой способ проверить, скоро ль свадьба: девушка с завязанными глазами должна была просунуть голову в хомут, подвешенный к балке сарая. Коли удастся - быть ей в новом году замужней женщиной, а коли нет - придется еще подождать. К слову сказать, у карелов были приняты ранние браки - аж с пятнадцати лет.

У северных карелов существовало поверье о злом мифическом существе, появляющемся зимой и летом в период солнцестояния – старухе по имени Виеристя с длинными черными волосами. Ее очень сильно боялись, считая ведьмой, которая, однако, спускалась с небес на землю, а затем отправлялась в воду. Принять за нее могли любую копну сена.

На святки готовилась ритуальная пища, например, из ячменя, который считался «счастливым» зерном. Полагалось также печь большие блины, причем застигнутая за этим занятием хозяйка должна была сказать: «Для Сюндю портянки готовлю». Первый блин, испеченный рождественским утром, надо было отдать из окна любому прохожему.

Эта выпечка использовалась и для гадания: в блине прорезались отверстия для глаз, затем он накладывался на лицо гадателя, который отправлялся на улицу, чтобы увидеть будущее. Другой вариант предусматривал выход на улицу ребенка с жертвенным блином на голове, предназначавшимся Сюндю, и если по возвращении его в дом блина на темечке не окажется, то значит, дух благословил семью, и год будет для нее удачным.

Магической силой наделяли карелы и маленький хлебец, который выпекался в честь Сюндю. Его помещали за иконами и хранили целый год. По весне брали на посевную страду, летом использовали в грозовую пору в качестве защиты жилища от удара молнии.

Накануне Крещенья тоже пекли пирожки с пшеном или горохом для Сюндю, которые назывались его носками. Для него же делали хлеб в форме «лестницы» (то есть с защипами по бокам – на манер калиток), чтобы помочь подняться на небо (или спуститься в воду).

Традиционными святочными блюдами являлись рыба и рыбники – закрытые пироги, которые начинялись целыми тушками. В качестве последнего угощения на стол подавался овсяный или ржаной кисель. После этого десерта гостям следовало раскланиваться и отправляться домой.

Как и на Руси, в Карелии проводились святочные гулянья («гуляшники») с ряжеными – хухляками, половина которых считалась «чистыми» и пребывала внарядной праздничной одежде, а другая «тряпочниками», представавшими в лохмотьях. Рядиться дозволялось всем подряд: взрослым и детям, мужчинам и женщинам.

Но по обычаю, при входе в дом они должны были закрыть лицо платком, покрывалом или маской и не произносить ни единого слова во время плясок или пантомимных представлений и даже за столом – принимая угощенья от хозяев. Чем изобильнее были дары, тем счастливее должен был сложиться год для принимающей стороны, представителям которой возбранялось прикасаться к ряженым или пытаться приоткрывать их лица. Так обеспечивалась анонимность визита, необходимая для того, чтобы к ряженым не «пристала» беда.

Традиция безудержного веселья разрешала всевозможные шалости вроде возведения огромных снежных сугробов перед воротами или дверями домов, рассыпания дровяных поленниц, закрывания дымоходов и т.д. Это считалось средством защиты от нечисти, лишения ее силы.