Масленица: тёщины вечорки и золовкины посиделки. Как отмечали и что подавали на стол?

Сегодня пятый день Масленицы, который называется тещиными вечорками, а завтра, в масляную субботу – золовкины посиделки. Названия, разумеется, не случайны. Обычай посвящения двух масленичных дней матери жены и сестре мужа имеет давние корни и предусматривает следование старинным правилам поведения. Вот поэтому стоит сначала упомянуть о них, а уж потом переходить к рассказу о пиршественном столе.

Тещины вечорки


Иногда их путают с третьим днем Масленицы, когда теща, то есть мать жены, угощала своего зятя, то есть дочкиного мужа, блинами. В пятницу же масленичную наоборот – зять должен был давать ответный прием. Полагалось ему не просто пригласить тещу накануне, а зазывать ее старательно, уважительно и неутомимо. Мало того, он должен был утром в пятницу прислать за ней нарядно одетых нарочных, передающих еще раз желание зятя угостить тещу (которые так и назывались – «позыватки»).

Считалось, что таким образом выказывается должный почет, в ответ на который «именинница» будет потом привечать главу молодой семьи. А если, паче чаяния, зять пренебрежет обычаем, то это сулит вечную вражду между домами, поскольку означает сильнейшее оскорбление жениных родителей.

Впрочем, у тещи с тестем тоже после зазывания возникали обязательства подготовительного характера для пятничной встречи. Бабонька должна была еще в четверговый вечер прислать «оборудование»: таган, сковородки и половник, а мужик – обеспечить «расходный материал»: мешок гречневой (именно гречневой!) муки и масло.

Особенно важным было соблюдение всех тонкостей обычая молодоженами, ведь для них это были первые тещины вечорки, которые имели, помимо всего прочего, нравоучительный смысл: молодые собирали родню для того, чтобы она поучила их жизни, вразумила на семейный лад. В таком случае в праздновании участвовал и дружка жениха, хлопоча, как на свадьбе, за что получал подарок.

Золовкины посиделки


В масленичную субботу молодая невестка должна была пригласить в гости сестер мужа, а если она новобрачная – то и одарить их. При незамужних золовках можно было вместе с родней мужа позвать и своих подруг, которые еще не сыграли свадьбу, а при замужних – звать только тех, кто уже обзавелся семьей.

Кстати, существует достаточно распространенное мнение о том, что «золовка» происходит от слова «зло». Это неверно. Золовка – по древнему обряду – при вхождении в дом новобрачной жены брата должна была обвести ее вокруг печки – сакрального центра избы и осыпать золой, якобы представляя ее домовому как «свою» в доме. И лишь с утратой сакрального смысла обряда появились присловья о золовке-колотовке-мутовке, о том, что она хитра на уловки и вообще – смутьянка.

А еще устраивались смотрины новоиспеченной хозяйки, на которые собиралось множество народа не только из своего, но и соседних селений. Кульминацией смотрин был ритуал прилюдного целования молодухой своего мужа, для которого он выходил на середину комнаты. После этого гости по очереди целовали ее со словами «спасибо на Масленице» и отправлялись обходить другие дома.

Что подавали к блинам и с блинами?


Еще Домострой предписывал набор яств, подаваемых на Масленицу вместе с блинами: « …хворосты, орехи разные: лесные, грецкие, миндаль чищеный, сласти, шишки, сыры губчатые, молоко вареное, сыры сметанные сухие». Что касается хвороста, то что это такое, думаю, всем известно (кстати, и рецепт одного из вариантов этой выпечки публиковался в журнале), а вот что такое шишки – знаете?

В данном случае – это печенье из ячневой и пшеничной муки (в соотношении 1:2,5), для которого ставится крутое дрожжевое тесто на молоке, а потом добавляются растертые в однородную массу сливочное масло и сахар (3:1). Из теста лепятся шишки, которые затем смазываются яичным белком, обсыпаются колотыми/резаными орешками и/или семечками и выпекаются.

Сыры губчатые – это не что иное, как творожная масса, сбитая со сметаной. Сыры сметанные сухие – что-то навроде современных сырников из сухого творога, который размачивается довольно долго в воде (от 12 до 15 часов), увеличиваясь в объеме в несколько раз. В него добавляют муку, сметану, масло, а при желании – картошку, морковку или тыкву, лепят лепешечки и жарят.

Но перечисленными кушаньями накрытый стол не ограничивался. Что касается благородных сортов рыбы, красной и черной икры, так она была, конечно же, далеко не в каждом доме. Зато без грибной редкий стол обходился. Ее готовили из соленых рыжиков, груздей и даже боровиков: мелко рубили с репчатым лучком и заправляли растительным маслом.

Икру (или масло) делали и из селедки, которую тоже меленько крошили и смешивали либо с растительным, либо со сливочным маслом. Рыбьи хрящи тоже шли на икру: их отваривали в соленой воде, измельчали, добавляли мелко порезанный репчатый лук, сметану, перец (у кого был), а позднее в заправку стали класть томатное пюре. На худой конец, готовили подливку пожаренного на растительном масле лука (между прочим, очень вкусно, если макать в нее блины).

Овощную начинку для блинов делали из моркови, тыквы или репы – их резали на мелкие квадратики, варили, заправляли сметаной и сразу подавали, чтоб не остыла. Блинники пекли повсеместно – это пироги, в которых стопка блинов переслаивается фаршем, например, из яиц с маслом, а потом выпекается. Блинник с фаршем из творога с яйцами назвался «попадьин пирог». В журнале «ШколаЖизни.ру» опубликованы самые разные рецепты блинчатых пирогов. Рассыпчатые каши тоже подавали к блинам.

Из сладких приправ использовались чаще всего мед и варенье. А еще запекали в печке половинки яблок, которые потом растирали и подслащивали сахаром. Или же резали ломтиками, обваливали каждый в яйцах и муке либо сухарях и жарили в на сковородке в масле с добавлением свиного сала, а готовое угощение обсыпали сахаром или сиропом.