Учитель – женская профессия?

(Светлой памяти моего любимого учителя А.Н. Газаряна)


Что возникает в сознании, когда вспоминаешь о школе? Образы одноклассников мелькают, мысль останавливается на учителях, точнее на учительницах. В современных школах нашей страны встретить учителя в стенах школы – большая редкость, все школьные предметы женщины преподают. Профессиональный праздник по-старому называется День Учителя. Скорее из-за того, что профессии в русском языке имеют мужской род – учитель, врач, бухгалтер, инженер... Патриархат оставил свои отпечатки на формировании языка русского народа.

Теперь женщина может владеть почти любой профессией, за исключением особо вредных работ. Учитель – самая популярная женская профессия. В России только 17% учителей – мужчины, остальные – учительницы.

Учителя существовали во все времена, даже при первобытно-общинном строе. Уже в родовых общинах были учителя – старейшины, передававшие мудрость молодым. Учителями были и женщины в период матриархата. Кого они учили? Девочек – смену себе.

Учитель изначально (в идеале и сейчас) был воспитателем, проводником в жизнь. Подготовка к социальной жизни, развитие личности – все это главные задачи учителя. «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» – сказал А. Дистервег.

Историческая справка доказывает, что самыми успешными и выдающимися учителями оказывались мужчины. Кто-то скажет, что это миф: мужчины – лучшие повара, музыканты, художники и учителя. С фактами не поспоришь. В советские годы, особенно после Великой Отечественной в школе педагогами были только мужчины. Эти люди были часто контуженные, они не могли себя полноценно реализовать в работах, связанных с физическим трудом, поэтому шли учить в школы, чтобы быть востребованными для общества. Часто у них не было профильного педагогического образования, но они знали, как учить уму-разуму.

Учителем было почетно быть. В педагогическом институте готовили всего 4 года. Дальше – иди в школу и работай с детьми. Все тебя уважают и любят. У тебя важная профессия – быть наставником детей, ориентиром в жизни, знания, которые можешь им дать, обязательно сыграют роль в их дальнейшей судьбе при выборе профессии. Многих мужчин притягивало такое положение вещей. Учителям платили тогда тоже адекватно. Давали жилье не сразу, но в конечном итоге все были обеспечены крышей над головой. Можно было с почетом существовать в обществе.

Сейчас учителей-мужчин в школах не осталось. Прокормить мужчине, отцу, добытчику свою семью на учительскую зарплату тяжело. Зачем идти в учителя, когда есть бизнес?! Учителя советской школы ушли на пенсию. И все-таки счастливы те ученики, которых учили педагоги-мужчины. Это Учителя с большой буквы, настоящие мастера своего дела, воспитатели, их уроки и наставления отпечатались навеки в памяти учеников. Настоящий учитель тот, которого любят ученики всей душой, какой бы строгий он ни был.

Быть учителем – это божественное призвание. Потому что труд учителя – тяжелый труд. Все работы, связанные с людьми, требуют больших усилий, а дети – особый случай. Потому что учитель вносит непосредственный вклад в формирование целого ряда поколений. Нельзя сказать, что мы такие, какими нас сделали педагоги. Каждый сам себе учитель. Влияют на нас авторитеты: родители, учителя, сверстники. Из менталитета нашего общества следует, что мужчина имеет больший авторитет, чем женщина. Вывод: учитель-мужчина оказывает на учеников воздействие сильнее, чем учитель-женщина. Например, в Японии и Швейцарии 90% учителей – мужчины.

Очевидно, что дисциплину в классе поддерживать мужчине легче, чем женщине. Тут уж жужжание мухи будет слышно. И даже в особо трудных случаях в классе, где есть хулиган, обойдется без криков на уроке и слез в учительской.

Одна из важнейших задач учителя – это заинтересовать ученика своим предметом. «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». Такая методика требует планирования и подготовки к занятиям в рамках педагогики, на это у учительницы не хватает времени, так как у самой семеро по лавкам скачут.