Что такое Кванза? С Новой Кванзой, с новым счастьем!

За Родину – черную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего все большое и малое!

Этим гимном (Tashmi la tutanara) завершается 1 января каждого нового года празднование Кванзы – праздника диаспоры африканской, африканского Нового года. Kwanzaa, или праздник первого плода, возник в 60 годы с целью возрождения древнейшего праздника первого урожая. Само слово Кванза взято из названия этого уходящего еще во времена фараонов празднества mutanda ya kwanzaa, что на суахили означает праздник первого плода. Первый день – первый плод года.

Не путать с Kwanza – река в Анголе и ее же валюта (да там на доллар мне 154 кванзы меняли – прожиточный минимум на месяц – 15 долларов! Вот где жить бы надо, если бы не 25 лет войны. Прикинь, читатель, ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ! лет! войны!.. И это не русский бунт, ленивый и прогнозируемый, а африканский, с современной техникой на равнинах и адскими ловушками на бездорожье).

Если происхождение всех других праздников народов мира может являться предметом предположений, то Кванза – это именно тот праздник, чей отец-основатель известен. Лидер борьбы за права афроамериканцев, профессор University of California, ученый, основавший и возглавлявший лигу Black Nationalist Organization, Dr. Maulana Karenga, теоретик Черного Освободительного Движения. Человек, сделавший не менее Мартина Лютера Кинга для движения чернокожих афроамериканцев и всего черного движения в мире.

Идеей восстановления древнего праздника являлось целеполагание африканской самоидентификации черного населения. Общеизвестно, что потомки африканцев, вывезенных в рабство на американский континент, давно уже не отождествляли себя с Африкой, ее культурой, языками и традициями. От Африки у них оставался только цвет кожи. И горькое чувство второсортности. И шрамы памяти от нагайки надсмотрщика как рубцы на сердце от инфаркта.

Человек, который помог услышать им голос африканской крови, заслуживает такого же почитания, как Иисус Христос, Будда и Магомет. Отныне чернокожие всех стран знают, кто они и есть пошли откуда – они все африканцы, одна, единая и неделимая раса! Черный сенатор в роллс-ройсе и мозгляк из ночлежки, глава каждого богом забытого племени и черный студент Итона/ Гарварда – братья. Как все буддисты – из Будды, а христиане – из Христа. Не зря в обращении друг к другу они говорят: «Hey, Brother! Hey, Sister»! И даже: «Hey, Nigger»! А в шутку и того хлеще: «Hey, Black Ass»!

Но Кванза не имеет ничего общего ни с религией, ни с политикой. Кванза – очень философский и очень тонкий праздник. Иначе и быть не может, ведь черная Африка – колыбель цивилизации. И философский опыт такой древней расы, отточенный веками, выразился в семи постулатах (Nguzo Saba) идеи Кванзы и его атрибутике. Dr. Karenga очертил их как минимальное число принципов, по которым должен жить черный человек, чтобы осознать самого себя, свои отношения с близкими и обществом с целью достижения социальных и личных целей позитивизации и конструктивности на пути к прогрессу.

UMOJA – единство, единение. Единство по ступеням: я внутри себя, моя семья, моя община, моя нация, моя раса. Девиз: я – потому, что есть ты, он, она, они, все мы. «Мы одной крови: ты и я»!

KUJIGHAGULIA – самоопределение. Определить и идентифицировать себя, дать себе определение и самовысказываться нежели чем наделить правом кого-либо делать это за нас. Мы сами определимся и выскажемся!

UJIMA – коллективная работа и коллективная ответственность, стремление сделать проблемы наших сестер и братьев нашими собственными проблемами и вместе их решать. Осознание долга перед прошлым и ответственности за наше будущее. Мы – за круговую поруку, помощь, но и за круговую ответственность!

UJAMAA – совместная экономика. Создавать, поддерживать и развивать черные бизнесы, создавать черную экономику, чтобы извлекать доходы на благо черного сообщества и лично каждому черному, как и всему человечеству.

NIA – цель, перспектива. Максимальное развитие каждой отдельной черной ячейки путем африканизации ее духа от ячейки до общества с целью обретения африканских ценностей и величия единой расы.

KUUMBA – творческий потенциал. В каждом случае делать все максимально возможное, проявлять креативность так, чтобы и мы сами лично и наше сообщество могли извлекать максимальный потенциал из нашего богатого наследия, которое мы поставили служить нам в пользу нашего будущего.

IMANI – вера. Верить со всей полнотой души в наш народ, нашу расу, наших родителей, предков, учителей, в справедливость идей и в победу в нашей борьбе.

На мой взгляд, эти постулаты универсальны для любого, даже самого развитого общества. Но особенно важны они для представителей выходцев из стран третьего мира, пусть даже утративших пуповинную связь с прародиной, но и не вкусивших полностью, как этнос, благ и ментальных ценностей стран ведущего мира.

26 декабря вся Америка засверкала африканскими нарядами, перьями, накидками. Разнеслось благовоние курений. Волнующий, пещерный перебив африканских барабанов сжимал душу до мурашек на коже – наша африка вышла, что показательно, на первый день после наихристианнейшего Рождества на улицы. Красок – огонь! Они ИДУТ!

Они движутся по Золотой Миле Мичиган авеню, пританцовывая, подкрикивая под барабанный бой. И сама начинаешь невольно подтанцовывать, покачивать бедрами и притоптывать, как будто у меня под белой-белой кожей в жилах течет кровь африканки. И я, голову наклонив, плоской стопой кручусь в шаманьем волчке в такт дроби вперемежку с диким ритмом барабанов, и руки и бедра вспоминают жесты и рисунок африканского танца, и ноги знают, как ступать по горячим пескам пустыни и травам саванны, и сердце стучит особым африканским боем и гонит красную кровь под еще белой кожей по синим жилам. Таким, как у них...

И черные головы женщин на тонких высоких эбонитовых шеях гордо откинулись назад под тяжестью красочных африканских тюрбанов. И нет среди них ни красивых, ни обычных – все они – царицы, черные богини. И мужчины их – черные боги под синим небо Чикаго. Летают полы их одеяний, когда они кружат возле своих богинь, и кажется, что диковинные африканские птицы парят над ними... (И когда это наши чернушки с южной стороны города научились на голове такие корзины носить и так ступать?!) И тогда понимаешь, что это идет КВАНЗА!

Задержит который-никоторый африканец взгляд на сумасшедшей белой, пляшущей на Мичиган стрит, подморгну ему свои зеленым хитрым славянским глазом, а он обдаст меня белизной зубовного пещерного оскала и подморгнет своим черным. Как молния перестрелка – сверк! блысь! – и дальше африка пошла под барабаны!

Да еще не все. А атрибутика! Семисвечник. Kinara. Не спутаем с менорой иудейской. Похоже, но смысл другой – семь целей – семь держателей свечей. Mazao – каких мир не видел фрукты и овощи, сложенные в Mheka – корзины из перьев вместе с Muhindi – початками кукурузы по числу детей в семье, и на них Mishumaa saba – семь свечей разных цветов (1 черная, по 3 красных и 3 зеленых), которые возожгут на празднестве в семисвечнике, и Kikombe cha umoja – круговая чаша возлияния, и Zawadi – подарки Черного Нового года, так же трех цветов, но по семи принципам – духовность, единение и польза.

Мой карнавал под стоны города будет идти до мэрии аж до 31 декабря, когда и начинается официальный праздник Kwanzaa – Karuma. Мэр Ричард Дейли откроет каруму. И не одно сорри и спасибо скажет черным людям. И люди поймут. И не будет вражды и обиды. Будет карума. И покатится эта карума так:

В центре будет выставлена огромная перьевая корзина с фруктами и овощами. Откроется карума действом Kuraribisha – выйдут в круг старейшие, ни одно африканское племя не будет забыто, их будут приветствовать и стар и млад, каждый положит и свой плод в корзину в знак вклада каждого племени в копилку Африки. (После праздника эта корзина будет выставлена на улицы города для бедных и богатых черных и белых семей – приходи, бери с нашего стола вашему столу! Алаверды.)

Кuumba – часть, когда будут чествовать женщин и детей Африки: любую черную молодку, любого ребенка выведут в центр круга и поклонятся в знак уважения. Kuchungusa Tena – часть, когда заслуженные люди, старейшие, почетные гости, члены правительств просто расходятся по залам и приватно беседуют с простыми африканцами. Kushungilla – зов к собранию всех вместе и…

Tamshi la Tambiko – пролитие и коллективное отпитие вод. Это – самая драматическая часть праздника. Наливается чаша чистой воды из африканских рек. Как известно – вода есть праматерь жизни и ее источник. Для африканца вода – жизнь и память поколений. Чаша эта наклоняется во все четыре стороны света и немного воды проливается как символ того, что вода принадлежит всем частям света, всему человечеству. Затем чаша передается из рук в руки и каждый отпивает глоток из чаши. Все это под гулкий бой барабана и полное молчание людей. Крещение Африкой. Причащение Африкой.

После этого идет Ngoma – барабанный смерч, тайфун, цунами. Люди братаются объятиями, поцелуями, касаниями и вдруг все барабаны смолкают разом и раздается один громоподобный удар:

За Родину – черную колыбель цивилизации!
За предков и их неугасаемый дух!
За старших, от которых мы всему учимся!
За молодых, которым принадлежит завтра!
За нашу борьбу и в память о тех, кто в ней пал!
За единство, которым мы руководствуемся!
За создателя, сотворившего все большое и малое!