Кто «прогоняет» Рождество?

Представьте себе, у некоторых народов бытует и такая традиция. «Заправляет» этим делом святой Кнут – один из особо почитаемых небесных покровителей в скандинавских странах. А происходит данная церемония на двадцатый день после католического Рождества – 13 января, когда на постсоветском пространстве традиционно отмечается «старый Новый год» (вроде нонсенс, а живет ведь традиция!) Как говорится, каждый гуляет по-своему. Однако в итоге и в том, и в другом случае, думается, людское внимание действенными народными методами привлекается к непреложной истине: новогодне-рождественский праздничный «марафон» финиширует, пора и за дело снова приниматься.

Рано или поздно всему приходит конец. То есть своего рода смерть. В которой, возможно, дремлет новая жизнь. «Умирает» и Рождество. Скандинавы приурочили это к реальному убийству, которое произошло почти девятьсот лет назад…

День святого Кнута – наверное, один из немногих праздников, в названии которых фигурирует непосредственная хронологическая привязка. По-шведски он называется «Tjugondag Knut», и первое слово означает «двадцатый день», то есть в аккурат на тринадцатое января и приходится. Посвящен праздник исторической личности – Кнуту Лаварду (1091-1131), который был одним из внуков датского корола Свена Ёстридссона. На благородное происхождение, кстати, указывает вторая часть имени: Lavard – датская форма английского «Lord». Добрый король Свен породил многочисленных потомков, так что вопрос о наследнике престола после его смерти стоял довольно остро.

Вначале Кнут не выделялся среди своих многочисленных кузенов. Обзавелся семьей, взяв в жены княжну Ингеборгу – одну из внучек Владимира Мономаха. Родился сын, которого в честь славного прадеда назвали Вольдемаром. Почти благочестивая жизнь. Но мысль о троне не покидала. И, с помощью интриг, хитростей и подкупа – что не преминули отметить и летописцы, – Кнуту удалось прорваться в короли. Правда, власть его простиралась не на всю Данию, а только на западнославянское племя бодричей. Но все же кое-что. Тем более что и бодричи (немцы называли их ободритами) были не лыком шиты. Это сильное и воинственное племя, одно из самых загадочных славянских племен, жило в нижнем течении р.Эльбы (Лабы) и на Балтийском побережье более шестнадцати веков – вплоть до XII в. новой эры; бодричи имели свои поселения и в Новгородской земле.

Воцарившись над бодричами, Кнут Лавард решил, что достоин и большего. И начал доказывать своему дяде Нильсу, который тогда был королем Дании, что истинным наследником должен быть именно он, Кнут. Дяде, а также его сыну, принцу Магнусу, подобные претензии, естественно, нравиться не могли. И вот, поразмыслив хорошенько над ситуацией, отец и сын решили избавиться от претендента. Магнус, дождавшись окончания празднования Рождества, заманил Кнута на встречу и убил его. Случилось это 7 января 1131 года в лесу под городом Рингстедом.

Вот собственно, и вся история. Обычная междоусобная разборка, каких в те времена – да и потом! – бывало в изрядном количестве. Но дело в том, что сын Кнута Вольдемар Великий, ставший-таки королем Дании, испросил у Папы Римского Бенедикта IX канонизацию своего родителя. А потом, говорят, на могиле начали свершаться чудеса, причем в больших количествах. Так что посмертная слава святому Кнуту была обеспечена. И его стали чтить.


Сначала чтили как положено, то есть именно 7 января, в день его гибели. Но со временем этот день почему-то «переехал» на 13-е число. Может, удобнее так было считать, или хотелось объединить зловещую «чертову дюжину» с подлым убийством, не знаю. Как бы то ни было, со временем именно 13 января стало считаться в скандинавских странах днем окончания рождества. На это, кстати, прямо указывает известная шведская поговорка «Tjugondag Knut kör julen ut» («В день Кнута прогоняется рождество»); параллельно имеются и менее дипломатичные вариации, где рождество «вытанцовывается» («dansas»), «выметается» («sopas») и даже «выбрасывается» («kastas»): бытует обычай выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать гулянья.

Подростки в деревнях наряжались в «knutgubbe» – напяливали на себя соломенное чучело с надетой на него одеждой (не правда ли, есть отдаленное сходство со славянской Масленицей?) и ходили по избам, совершая символическую уборку – «выметали рождество». А потом требовали плату за труд. Мужики подходили к вопросу радикально: собирались в избе, крепко поддавали самогонки, после чего выталкивали друг друга из дверей. Когда выходил последний, рождество считалось оконченным. Но так своевольничать мужчинам позволялось не везде. К примеру, в области Вермланд праздник считался женским, и на самогон и песни-пляски собирались женщины. А представителям сильного пола в этот день приходилось самим доить коров…

Словом, и по сей день «Tjugondag Knut» остается в Швеции одним из самых любимых праздников. Наряду, к примеру с Благовещением (отмечается 25 марта), адвентом (четвертое воскресенье до Рождества) и Днем Святой Люсии – Королевы Света (13 декабря). И даже при всех возможных несуразностях, неизбежных для праздничной суматохи, проводы Рождества – доброе празднество, согревающее дома и души, дающее силы жить и трудиться дальше. А что может быть лучше?