Эволюция даров в подарки

Любопытно проследить эволюцию функции подарка с древнейших времен до наших дней.
 
1. Если заглянуть в самую глубь зоопсихологии, то мы увидим там паука, который перед совокуплением дарует своей избраннице муху. Чем больше муха, тем значительней шанс паука-мальчика остаться в живых. Отсюда проистекают сразу две, по-видимому, наиболее древние функции подарка:
 
- подарки дарят, чтобы тебя не съели
 
- подарки дарят избраннице (избраннику), как очевидный намек на будущие сексуальные отношения.
 
За истекшие миллионы лет эти, с позволения сказать, паучьи функции подарка остались практически без изменения.
 
Доводилось ли вам кого-нибудь умасливать с помощью подарка? А намекать на желанный интим? Разумеется, большинство читателей на оба вопроса ответят положительно.
 
Однако эволюция движется вперед. Из физиологии нам известно, что любое эволюционное приобретение имеет сразу несколько функций, так как Природа - дама весьма расчетливая.
 
2. Следующая по времени возникновения и уже именно человеческая функция подарка относится не столько к индивидуумам, сколько к целым коллективам людей (племенам, семьям, кланам). Она подразумевает вступление в отношения. Именно эти подарки получили красноречивое и слегка высокопарное наименование даров. Индивидуальные подарки в то время, безусловно, тоже имелись, но, грубо говоря, кодировали все то же. Примеры "паучьих" посланий: "Не бей (не ешь) меня!", "Я хочу взять тебя в жены!"). Процесс индивидуализации личности находился еще в начале своего длительного и нелегкого пути, и самые интересные и "продвинутые" вещи происходили на уровне семьи, племени, рода, этноса. В каких же случаях и зачем преподносились дары? Хочется сразу отметить, что даже на самом раннем этапе развития человечества процесс преподнесения даров был подчинен строгим правилам ритуалов и традиций. То есть, места для проявления причуд отдельных личностей или даже коллективов практически не оставалось (да и не больно-то им хотелось, если подумать!). Например, у каждого народа был строго определенный (вплоть до мелочей) набор свадебных даров (подарки, которые семья жениха преподносила семье невесты, и наоборот). Тщательное соблюдение "подарочного" и других ритуалов гарантировало счастье молодой семьи.
 
С помощью даров "роднились" и "мирились" между собой не только семьи, но и целые роды, племена, а позднее - и государства. Кроме того, преподнесение даров часто означало желание создать военно-оборонительный союз. Определенными, четко обозначенными дарами определялись и разнообразные отношения вассального подчинения. Возмутительный для современного человека феодальный обычай "права первой ночи" - именно из этого репертуара. Однако же практически никто не вспоминает, что после ночи, проведенной с невестой крестьянина, феодал обязан был подарить ей общеустановленный набор - деньги, одежду, что-то из украшений. То есть, как бы мы сейчас ни смотрели на нравственную сторону этого обряда, фактически имел место обмен дарами между господином и его подчиненным в связи с изменением социального статуса последнего.
 
3. С возникновением первых более-менее развитых религий появился и еще один способ ритуального преподнесения даров - дары от человека (коллектива людей) Богу (богам). Первоначально эти подношения носили характер жертвы, но в дальнейшем, по мере смягчения первобытных нравов, превратились в пожертвования. Поскольку сам Бог (или боги) был в целом равнодушен к бычкам, маслу, яйцам, пшенице, деньгам и украшениям, то очень быстро появились посредники, использующие все это на собственные нужды. Таким образом, дары человека Богу модернизировались в дары жрецам или Церкви. Понятно, что все это с самого начала носило характер обоюдовыгодной сделки. Я Тебе - бычка или деньги на часовню (мечеть, синагогу, ступу и т.д.), а Ты мне - хороший урожай, крепкое здоровье, счастливую жизнь, прощение грехов и тому подобное.
 
Таким образом, и с недоступной, сверхъестественной частью мира человек издавна "договаривался" с помощью подарков, даров. Вот уж воистину - универсальное средство коммуникации - от пауков до Господа Нашего.
 
4. Однако процесс индивидуации (становления личности) потихоньку двигался. И вместе с его плавным течением подарок (уже не дар) приобретал все более личные, индивидуальные формы. Поэтому именно здесь во всей своей красе проявилась наиболее известная нам функция подарка - дарение подарка как способ получения удовольствия. Радуется бабушка, подарившая внучке давно желанную куклу. Радуется внучка, эту куклу в подарок получившая. Но ведь так было всегда! - возразит кто-то. Аборигены Австралии тратят до 25% (!!!) своего времени на изготовление игрушек для детей общины. Скрупулезно и с любовью мастерят они маленькие луки, копья и бумеранги и вручают их малышам. Те, естественно, как и все дети, теряют и ломают игрушки. С неистощимым терпением взрослые тут же изготовляют новые. Разве это не то же самое?
 
Нет. Эти игрушки, конечно, можно назвать подарками, но делаются они не ради удовольствия, а для того, чтобы как следует подготовить детей к жизни взрослого охотника. Эту же функцию несли и соломенные куклы крестьянских девочек, и деревянные лошадки, и солдатики будущего воина. Детские игрушки стали подарком "для удовольствия" совсем недавно - может быть, лишь с началом промышленной революции. Кукла, купленная Козетте Жаном Вальжаном, пожалуй, уже такой подарок. (Впрочем, многие игрушки и сейчас сохраняют функции подготовки ребенка к взрослой жизни).
 
5. И уж в буквальном смысле слова только что (в эволюционном плане) возникла совершенно новая функция подарка - подарок как форма выражения самого себя. То есть, даря подарок, человек стремится не обезопасить себя и не приобрести что-то взамен, не вступить во взаимоотношения и даже не порадовать другого - он стремится поведать что-то о себе.