Дитям конфеты, а дамам – вино!

Всенародно любимый Новогодний подарок – бутылка шампанского. Казалось бы – что проще: зашел в магазин, взял ящик советского полусладкого, раздал девочкам – и в дамках. А потом весь год все коллеги на работе будут вспоминать о тебе, как об настоящем джентльмене. Однако истинные джентльмены дам советским полусладким не угощают…

 
Подлинное шампанское производят только во французской провинции Шампань – именно здесь находятся самые северные виноградники государства, зорко контролирующего качество производимой алкогольной продукции. В Канаде виноградники растут севернее, но там нет мелованных почв, гарантирующих отменное качество сырья для производства благородного напитка.
Все остальные газированные вина следует называть не шампанскими, а игристыми. Как правило, они тоже бывают вкусными. Но стоят в три раза дешевле. Когда вы платите за шампанское – то отдаете дань бренду или традициям. Настоящее же шампанское – это голубая кровь алкогольной моды.
 
Любопытно, но сладким шампанское бывает только в России. В царские времена специально для нас французы производили этот напиток. Но после того, как в стране перевелись полки истинных гусар, и практически не осталось героев, способных дам в пенистом купать, лошадей из серебряных ведер шампанским поить, выпуски его заметно сократили. Несколько лет назад водолазы подняли российский корвет, утонувший в начале прошлого века. На борту его обнаружили три бутылки того самого гусарского шампанского французского производства. Одна бутылка не выдержала перепада давления и взорвалась, вторую водолазы распили прямо на берегу, а третью предоставили истинным гурманам – посетителям закрытого ресторана «Де Густо». На специально организованном вечере группа ценителей из двух десятков завсегдатаев распила раритетную бутылку объемом 0,75 литра, но ожидаемого восторга ее содержимое не вызвало….
 
Разница вкусового восприятия между Европой и Россией выражается в том, что то, что они называют «полусухим», для нас оказывается «сухим». Вообще, сухое считается более традиционным. И если вы не любитель шампанского-брют, значит - вы вообще разбираетесь в шампанском.
 
Технологию приготовления шампанского изобрел в 1662 году монах-бенедиктинец Пьер Периньон. В современное же нам время для производства новогоднего алкогольного напитка используют три сорта винограда - Пино Нуар, Пино Менье и Шардонне. Он мало чем отличается от Периньонского способа. Основной сорт – последний, он составляет, в среднем, 65 % купажа, придает легкость и изысканность вкусу. Считается, что Пино Нуар отвечает за структуру шампанского. Пино Менье – лишь добавка (не более 5 %), обеспечивает оригинальность ощущений и не всегда включается в купаж.
 
Технически процесс изготовления шампанского очень сложен и занимает не менее двух лет. Виноделы знают, что за десятилетие в Шампани выдаются 3-5 сезонов, когда вызревает хороший виноград, дающий качественное сырье для производства. В 90-х, например, это были 1990, 1991, 1995, 1996, 1999.
 
В линейке всех производителей шампанского есть 4 базовые позиции – брют простой, розе, винтажное (с указанием года урожая) и престижное кюве. Цена на первые две позиции обычно в 1,5 раза ниже, чем на третью, и в 4 раза ниже, чем на последнюю.
 
В России шампанское стоит в 3-4 раза дороже. И дело здесь не только в том, что «за морем – полушка, да рубпь перевоз». Главная причина в том, что шампанское у нас любят немногие, крупнооптовых поставок не производится, и нам приходится заметно переплачивать . Например, самое популярная у нас марка шампанского – Cristal (фирмы Louis Roederer) – в московском магазине стоит от 300 евро, а в отнюдь не самом дешевом месте Парижа – популярном туристическом ресторане - такую же отдают всего 170 евро.
 
Специалисты выделяют 14 марок французского шампанского, среди которых Billecart-Salmon, Mercier, Piper-Heidsieck, Taittinger, Bollinger, Charles Heidsieck, De Castellane, Laurent Perrier, Veuve Clicot Ponsardin. Самым популярными в России считаются шампанские винодельческих домов Veuve Clicquot («Вдова Клико»), Moet & Chandon ( Dom Perignon) и Louis Roederer (поставлял шампанское ко двору Александра II).
 
Из аксессуаров при подаче шампанского используются два вида бокалов, ведра для охлаждения, полотенце. Традиционный бокал - на длинной ножке, высокий и узкий, тонкого стекла – рассчитан на то, что, во-первых, жидкость в них медленнее нагревается, а во-вторых - пить из таких удобно только при резким запрокидывании головы назад. В этом случае жидкость из бокала сразу попадает в глубину гортани, минуя те рецепторы на языке, которые отвечают за определение кислоты вкуса.
 
Ведра для охлаждения шампанского бывают и металлические, и хрустальные, и стеклянные. При этом бутылку всегда нужно опускать в охлаждающую смесь из льда или снега с холодной водой. Даже если емкость имеет двойные стенки – они предназначены не для заполнения их источником холода, а для уменьшения теплообмена. Оптимальной для употребления шампанского считается температура не выше +8 градусов Цельсия.
 
Лучшая закуска к новогоднему напитку – черная икра. Но отлично подойдут и морепродукты. Есть специальные сорта шампанского, рассчитанные на употребление их и с десертом. И с мясными блюдами и даже – с курением сигар.
 
Бутылка хорошего французского шампанского – традиционный российский новогодний бизнес или VIP-подарок (в зависимости от цены), который преподносят либо индивидуально, либо всей женской половине коллектива, либо сразу всем сотрудникам организации. Это, может быть, один из немногих видов рекламных сувениров, которые, при предварительном заказе, можно прогадать по цене. Никто не знает осенью и летом, насколько большие партии шампанского будут ввезены в страну накануне Нового года крупными представителями алкогольного рынка. И иногда случается, что к 20-м числам декабря цены на него в магазинах значительно падают. Правда, никто в этом случае не гарантирует, что количества бутылок на складе магазина хватит на весь персонал компании, выбравшей шампанское в качестве новогоднего сувенира. Кроме того, падение цен возможно только на популярные марки, а цена на них часто диктуется скорее престижностью, а не истинной ценностью аристократического напитка.
 
И, потом, покупая шампанское в последний момент в магазине, вы наверняка не успеете позаботиться о подарочной упаковке и персонификации (именной презент всегда радует). Это и отличает настоящий корпоративный подарок от сделанного впопыхах либо для отмазки.